не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими
людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе уг- лубления
и расширения межличностных отношений. А теперь зададимся следующим
вопросом: каково назначение, а точнее, каковы основные функции сознания?
Первая и важнейшая - познавательная, которая реализуется в приобретении и
накоплении знаний о природе, обществе и самом чело- веке. Вторая, тесно
связанная с первой, - творчески-конструктивная, проявляющаяся в опережающем
отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном
преобразовании на этой основе дейс- твительности, в создании, в частности,
предметных форм, не су- ществующих в природе. Природа не строит самолетов,
не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и
челове- ческих рук. Третья функция - регулятивно-управленческая,
обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и
деятельности че- ловека,его взаимоотношения с внешним миром. Наконец,
четвертая функция - прогностическая. Человек до оп- ределенного предела с
некоторой вероятностью может предвидеть бу- дущее, прогнозировать свои
действия, строить планы и осуществлять их. Можно еще указать
систематизирующую функцию, критически-оце- ночную и описательную, которые
являются следствием перечисленных выше. Все сказанное ранее позволяет нам
дать общую характеристику сознания. Сознание - это высшая, свойственная
только человеку и связан- ная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном
и целенаправлен- ном отражении действительности, в предварительном
мысленном пост- роении действий и предвидении их результатов, в разумном
регулиро- вании и самоконтролировании поведения человека. Заключая первый
раздел лекций, следует отметить, что сознание - важнейшая сфера
человеческой психики, но не единственная, пос- кольку последняя включает в
себя и бессознательное. Особое внима- ние вопросу о природе
бессознательного уделял в свое время авс- трийский врач-психиатр и философ
З.Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного. Вместе
с тем З.Фрейд преувели- чил его значение, отдал бессознательному
первенствующую роль, ут- верждая, что якобы оно определяет и сознание, и
все поведение че- ловека, причем особое значение он придавал врожденным
инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не
соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательно- го в жизни
человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать
его роль в познании и поведении людей. Само бессознательное имеет три
основных уровня. К первому относится не- осознанный психический контроль
человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением
простейших нужд и потребнос- тей. Второй, более высокий уровень
бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в
пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и
осуществляться авто- матически и т.д. Наконец, третий, высший уровень
бессознательного проявляется в художественной, научной, философской
интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на
этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и
разума че- ловека. О возможностях и резервах сферы бессознательного можно
судить по тому, что в общем балансе информационных процессов на созна-
тельном уровне перерабатывается в секунду 1О 52 0 бит информации, тог- да
как на бессознательном - 1О 59 0 бит. Для самосознания личности эта
информация оказывается «закрытой», но она существует, поступает в мозг,
перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие дейс- твия.
Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобож- дает сознание
для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные
действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно а сознание,
освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные
предметы. Мы дали общую характеристику сознания. Теперь настало время
перейти к более глубокому раскрытию его сущности путем всесторон- него
анализа его соотношения с материей. А это предполагает, во-первых,
рассмотрение сознания как высшей формы отражения мате- рии; во-вторых, как
функции особым образом организованной материи, функции человеческого мозга,
наконец, в-третьих, как продукта, причем высшего продукта, эволюции
материи. По этим основным нап- равлениям мы и пойдем в дальнейшем в анализе
сущности сознания.
6.2. Материальные предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая
форма отражения действительности.
Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление от материи,
которая мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто
и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а во-вторых, в
обосновании. И первое, что следует решить - это вопрос о предпосылках
возникновения сознания в природе, а точнее - в неживой природе, в самом
фундаменте материи. Действительно, если мы утверждаем, что не дух породил
материю, а материя породила дух, то наши оппоненты вправе спросить нас: а
есть ли на самом фундаменте материи, в неживой природе какие-либо основания
для порождения сознания? Эта проблема стояла и перед старым материализмом,
однако не была решена им. Одна часть материалистов просто обходила эту
сложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. Гиле-
материя, зоо - жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью
чувствовать и даже мыслить и по существу снимала вопрос о возникновении
сознания и о необходимых для этого предпосылках. На позициях гилозоизма
стоял, в частности, французский материалист Д. Дидро, но он в то же время
ближе других подошел к реальному решению проблемы. Наделяя всю материю
свойством чувствительности, он считал, что неживой материи свойственна
пассивная, а живой - активная чувствительность. Ясно одно: найти
материальные предпосылки возникновения сознания в самих основаниях
материального мира, значит, подвести под материализмом надежный и прочный
фундамент. И наоборот - если таких предпосылок найти не удастся, то
возникновение сознания придется признать чудом и здание материализма просто
рухнет. Однако такие опасения излишни: реальные предпосылки для порождения
сознания в самом фундаменте материального мира имеются. Они были
установлены Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и
присущее всей материи свойство отражения. Наличие именно этого свойства у
всех видов материи, в том числе и нежимой, неорганической, образует
объективную основу для возникновения в процессе развития все новых и притом
все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы - человеческого
сознания. Но что представляет собой это всеобщее свойство материи?
Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в
ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих
свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые
примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на
фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или
атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы
базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой
природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к
другой и выступает в виде механического, физического, химического
отражения. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм,
характеризуется рядом свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в
отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2)
отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3)
отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в
процессе отражения активную роль. Эти особенности отражения находят свое
наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой
природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более
высокой формы отражения - отражения биологического. Дело в том, что
отражение в неживой природе (исключая некоторые технические средства) не
становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его
собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты
отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве
ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное
реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с
активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать
информационным, причем под информацией в данном случае понимается свойство
явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире. Отражение
приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные особенности. Во-
первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения,
активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для
нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее
средство приспособления организма к условиям среды, предполагает
целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В
этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве
источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно
поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей
среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых
организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на
уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов. Исходной формой
отражения в живой природе является раздражимость, т.е. способность живого
реагировать на воздействия извне процессом внутреннего возбуждения,
обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма возникает
с самого начала существования живого, еще до возникновения нервной системы
и специализированных органов отражения. Более высокой ступенью является
чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Если раздражимость
свойственна и растениям, то чувствительность специфична для живого мира.
При этом ощущения, информация, которую они несут, становятся материалом для
внутренней работы организма с целью выработки соответствующей реакции. Для
этого в живых организмах формируются специфические органы по подобной
переработке информации - нервные ткани, а затем и сложные нервные ткани.
Отражение в итоге поднимается на следующую ступень - нейрофизиологического
отражения, присущего только высшим животным, проявляющегося уже не только в
прямой реакции на раздражитель, а в целой системе расчлененной,
организованной последовательности действий, лишь в конечном счете
подчиненной жизненно важной цели, в активной реализации в столкновении с
внешней средой своей внутренней программы, «видового опыта» организма.
Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде диалектического
единства воздействия внешней среды и реализации внутренних целей,
установок, программ живого существа в процессе построения схемы поведения,
отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям.
Это единство внутренней активности и внешнего воздействия находит свое
более полное выражение на стадии психического отражения, свойственного
высшим животным с достаточно развитой и централизованной нервной системой.
Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и
механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него
автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того,
что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима
ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь
становятся необходимыми психические образы, формирующиеся на основе
реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое
существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями
Страницы: 1, 2, 3, 4
|