p>Адаптационная функция: бывает двух видов –активная, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее. Охранно-защитная функция: включает в себя –организацию пенсионного обеспечения; разработки мероприятий по материально-бытовому обслуживанию нетрудоспособных и иных нуждающихся в защите граждан; создание адресной, дифференцированной системы поддержки на государственной основе; организация и внедрение новых форм и видов натуральной, гуманитарной, технической, экстренной помощи. Другими словами, совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека. Функция социального патронажа: за выполнение этой функции несут ответственность главным образом территориальные центры, которые подразделяют свой патронаж как территориально, так и профессионально. Но здесь нельзя забывать и про линию социальных педагогов школ, которые должны в той или иной форме выполнять эту функцию. Рассмотрев в общем виде правовые основы, общие принципы, цели, задачи, функции социальной работы, а именно социальных служб можно придти к выводу, что существует острая необходимость в дальнейшем развитии отросли как в глубь, то есть профессионально, так и в ширь, то есть предоставление более широкого спектра услуг. Председатель комитета по вопросам социальной политики Совета Федерации Российской Федерации В. Торлопов в своем докладе отметил, что необходимость разработки новой концепции рыночной модели социальной политики в условиях затянувшегося системного кризиса1 [1 Мухейдинова Н. Реформы социальной сферы //Экономист. М. ,1998. №5. С. 63. ]. За десять лет существования новой экономической системы Россия смогла сделать столь много, добиться таких заслуг, поднять на средний уровень все социальные службы. Это Россия с ее не далеким прошлым, где эта система даже и не подозревалась как таковая, но существовала до 1917 года. Изменились цели, задачи, функции, но намного ли–нет. Да, конечно, изменились потребности населения, изменились и условия. Например, если при Петре I была попытка вырвать из рук церкви социальную сферу и возложить ее на светские структуры, то в настоящее время социальные службы зависят полностью от государства, в свою очередь государство создает благоприятные условия для того, чтобы этой деятельностью занимались нынешние светские круги. Теперь государство не навязывает эту деятельность, а предлагает как приоритетное направление для продолжения нашей нации. Теперь Российское направление –это социальная политика, которую и пытаются осуществить в настоящее время. Ее попытки достойны, даже заграничные коллеги приезжающие помочь, подсказать и посмотреть в действительности нашу социальную систему, указывают на то, что наши достижения в этой сфере значительны. Цели, задачи, функции работы социальных служб разнообразны, так как наша система в действительности еще находятся на стадии бурного развития. Таким образом из всего вышеизложенного следует, что в начале 90-х годов социальные службы с их нормативно закрепленными организационными аспектами социального обслуживания населения имели не стабильный характер, так как не было единого подхода в работе социальных служб, нормативной базе, в отсутствии стандартов социального обслуживания населения. С 1995 года с принятием закона“Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации была четко определенна и в дальнейшем доведена до нужного уровня нормативная база, где прописываются необходимые принципы работы социальных служб. Но все же цели, задачи, функции находятся в постоянном движении, как молекулы воды, превращаясь из одного состояния в другое, но, не меняя своей формулы. Глава II. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – основные направления работы
§1. СРЦдН как особый тип специализированного учреждения
О бедах современного детства в России сказано и написано немало. Все государственные доклады “О положении детей в России”последних лет отмечают резкое ухудшение условий для физического, психического, нравственного развития детей, рост числа несовершеннолетних, изувеченных социальным окружением, ставших жертвами разного рода насилия, втянутых в криминальные группировки. В 90-е годы в стране осуществляются меры, направленные на улучшение положения детей. Принят ряд федеральных законов, введена президентская программа“Дети России”, в субъектах Российской Федерации разрабатываются законодательные акты и программы, направленные на защиту прав детей. Утверждение Национального плана действий в интересах детей до 2000 г. положило начало формированию государственной политики, ориентированной на поддержку детства. В системе социальной защиты населения, создается сеть учреждений для различных категорий детей, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации. Статистики, характеризующей количество и состав современных беспризорников, официально не существует, но, как свидетельствуют данные МВД России и Минсоцзащиты России, в поле зрения государственных органов ежегодно попадает до 200 тысяч таких детей и подростков1 [1 Первые итоги. М. , 1997. С. 18. ] . В нарушении международных правовых норм детей и подростков, не совершившие правонарушений, нередко социальное обслуживание содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая отправления в детские учреждения интернатного типа. С этим и связано, что в государственной системе защиты прав несовершеннолетних, с целью предотвращения противоправных проявлений среди детей и подростков, особое место принадлежит сети новых социально-профилактических служб. К таким относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних являются компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Именно эта позиция была закреплена в Указе Президента Российской Федерации “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав”от 6 сентября 1993 года №1338. В соответствии с этим указом в стране создаются принципиально новые специализированные учреждения для детей и подростков и среди них муниципальное учреждение“Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкар”. Центры социальной реабилитации несовершеннолетних в России начали открываться 1993 г. , на два года позже, чем приюты (на 1 января 1994г. действовало 7 центров, соответственно в 1995 г. – 61, 1996 г. – 116, 1997 г. – 159, в 1998 г. – около 20001 [1Социальная защита / Минисерство Республики Коми по социальным вопросам. Сыктывкар. 1998. С. 7. ]). Однако их численность и география размещения не соответствует остроте и масштабам проблемы, количеству детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В дальнейшем мы видим увеличение числа таких учреждений, что обусловлено прежде всего сегодняшней ситуацией, непосредственно влияющих на судьбы детей. Наиболее интенсивно развивается сеть этих учреждений в Красноярском, Краснодарском краях, Иркутской, Московской, Нижегородской, Саратовской, Челябинской и Костромской областях. Органы местного самоуправления формируют на местах муниципальную систему социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Частью этой системы становятся специализированные учреждения органов социальной защиты: социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социальных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и воздействовать на среду, в которой он находится, в том числе, и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связей с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, который получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях. Наличие социально-реабилитационных учреждений на большинстве территорий позволяет оперативно поместить ребенка в нормальные условия содержания, психологически подготовить его к жизни в замещающей семье или интернатном учреждении, избавляет специалиста по охране прав детства от утомительной процедуры сбора необходимых справок: социально-реабилитационные учреждения имеют достаточный штат специалистов по социальной работе, что делает этот процесс менее мучительным и для ребенка. Статус социально-реабилитационных центров закреплен в Примерном положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1092. Согласно действующим нормативам, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних открываются из расчета один на 5-10 тысяч детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается один центр. Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции.
Рассмотрим их:
Защитительная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре. Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет преподавать необходимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации. Социальный патронаж семей, в который возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций. Центр ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской беспризорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитие детей, находящихся в неблагополучных семьях. Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющих готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности. Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированно на коррекцию их психологического, личного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей– игры, познания, труда, общения. Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его поступлении необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний среди воспитанников, текущее медицинское обслуживание, обеспечивает полноценным питанием, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни. Компенсаторная функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем чтобы, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека. Конечно функции которые выполняют социально-реабилитационные центры действуют на основе общих функций социальных служб, но они конкретизированы и расширены именно для несовершеннолетних, нуждающихся в защите и реабилитации. Все выше изложенное подтверждает, что социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних действует как особый тип специализированного учреждения для несовершеннолетних и является частью системы социального обслуживания, расширяя и дополняя, по возможности, свою деятельность которую определили законодатели. §2. Основы работы муниципального учреждения “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкар” Ослабление важнейших институтов социализации подрастающих граждан ведет к крайне нежелательным последствиям: растет число детей безнадзорных, бездомных, склонных к бродяжничеству и правонарушениям, имеющих задержки психического развития. Поэтому потребность в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов. К сожалению, только в г. Сыктывкаре действует одно подобное учреждение на всю Республику Коми, а ведь ее территория больше территории Германии. МУ“Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкар” (далее –Центр) начал свою работу с апреля 1998 г. в качестве муниципального учреждения системы социальной защиты в рамках Федеральной программы“Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. Центр осуществляет оказание социальной помощи несовершеннолетним с целью преодоления их социальной дизадаптации, сложившейся в результате различных неблагоприятных условиях, повлекших отклонения в их психофизическом развитии. Цель деятельности Центра: обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации, в том числе и попавших в трудную жизненную ситуацию, а также организацию временного проживания детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в экстренной помощи.
Задачи Центра:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|