реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социальные службы, опыт практической деятельности

реферат
p>Адаптационная функция: бывает двух видов –активная, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее. Охранно-защитная функция: включает в себя –организацию пенсионного обеспечения; разработки мероприятий по материально-бытовому обслуживанию нетрудоспособных и иных нуждающихся в защите граждан; создание адресной, дифференцированной системы поддержки на государственной основе; организация и внедрение новых форм и видов натуральной, гуманитарной, технической, экстренной помощи. Другими словами, совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека.

Функция социального патронажа: за выполнение этой функции несут ответственность главным образом территориальные центры, которые подразделяют свой патронаж как территориально, так и профессионально. Но здесь нельзя забывать и про линию социальных педагогов школ, которые должны в той или иной форме выполнять эту функцию.

Рассмотрев в общем виде правовые основы, общие принципы, цели, задачи, функции социальной работы, а именно социальных служб можно придти к выводу, что существует острая необходимость в дальнейшем развитии отросли как в глубь, то есть профессионально, так и в ширь, то есть предоставление более широкого спектра услуг.

Председатель комитета по вопросам социальной политики Совета Федерации Российской Федерации В. Торлопов в своем докладе отметил, что необходимость разработки новой концепции рыночной модели социальной политики в условиях затянувшегося системного кризиса1 [1 Мухейдинова Н. Реформы социальной сферы //Экономист. М. ,1998. №5. С. 63. ]. За десять лет существования новой экономической системы Россия смогла сделать столь много, добиться таких заслуг, поднять на средний уровень все социальные службы. Это Россия с ее не далеким прошлым, где эта система даже и не подозревалась как таковая, но существовала до 1917 года. Изменились цели, задачи, функции, но намного ли–нет. Да, конечно, изменились потребности населения, изменились и условия. Например, если при Петре I была попытка вырвать из рук церкви социальную сферу и возложить ее на светские структуры, то в настоящее время социальные службы зависят полностью от государства, в свою очередь государство создает благоприятные условия для того, чтобы этой деятельностью занимались нынешние светские круги. Теперь государство не навязывает эту деятельность, а предлагает как приоритетное направление для продолжения нашей нации.

Теперь Российское направление –это социальная политика, которую и пытаются осуществить в настоящее время. Ее попытки достойны, даже заграничные коллеги приезжающие помочь, подсказать и посмотреть в действительности нашу социальную систему, указывают на то, что наши достижения в этой сфере значительны.

Цели, задачи, функции работы социальных служб разнообразны, так как наша система в действительности еще находятся на стадии бурного развития. Таким образом из всего вышеизложенного следует, что в начале 90-х годов социальные службы с их нормативно закрепленными организационными аспектами социального обслуживания населения имели не стабильный характер, так как не было единого подхода в работе социальных служб, нормативной базе, в отсутствии стандартов социального обслуживания населения. С 1995 года с принятием закона“Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации была четко определенна и в дальнейшем доведена до нужного уровня нормативная база, где прописываются необходимые принципы работы социальных служб. Но все же цели, задачи, функции находятся в постоянном движении, как молекулы воды, превращаясь из одного состояния в другое, но, не меняя своей формулы.

Глава II. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – основные направления работы

    §1. СРЦдН как особый тип
    специализированного учреждения

О бедах современного детства в России сказано и написано немало. Все государственные доклады “О положении детей в России”последних лет отмечают резкое ухудшение условий для физического, психического, нравственного развития детей, рост числа несовершеннолетних, изувеченных социальным окружением, ставших жертвами разного рода насилия, втянутых в криминальные группировки.

В 90-е годы в стране осуществляются меры, направленные на улучшение положения детей. Принят ряд федеральных законов, введена президентская программа“Дети России”, в субъектах Российской Федерации разрабатываются законодательные акты и программы, направленные на защиту прав детей. Утверждение Национального плана действий в интересах детей до 2000 г. положило начало формированию государственной политики, ориентированной на поддержку детства. В системе социальной защиты населения, создается сеть учреждений для различных категорий детей, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации.

Статистики, характеризующей количество и состав современных беспризорников, официально не существует, но, как свидетельствуют данные МВД России и Минсоцзащиты России, в поле зрения государственных органов ежегодно попадает до 200 тысяч таких детей и подростков1 [1 Первые итоги. М. , 1997. С. 18. ] .

В нарушении международных правовых норм детей и подростков, не совершившие правонарушений, нередко социальное обслуживание содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая отправления в детские учреждения интернатного типа.

С этим и связано, что в государственной системе защиты прав несовершеннолетних, с целью предотвращения противоправных проявлений среди детей и подростков, особое место принадлежит сети новых социально-профилактических служб. К таким относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних являются компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений.

Именно эта позиция была закреплена в Указе Президента Российской Федерации “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав”от 6 сентября 1993 года №1338. В соответствии с этим указом в стране создаются принципиально новые специализированные учреждения для детей и подростков и среди них муниципальное учреждение“Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкар”. Центры социальной реабилитации несовершеннолетних в России начали открываться 1993 г. , на два года позже, чем приюты (на 1 января 1994г. действовало 7 центров, соответственно в 1995 г. – 61, 1996 г. – 116, 1997 г. – 159, в 1998 г. – около 20001 [1Социальная защита / Минисерство Республики Коми по социальным вопросам. Сыктывкар. 1998. С. 7. ]). Однако их численность и география размещения не соответствует остроте и масштабам проблемы, количеству детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В дальнейшем мы видим увеличение числа таких учреждений, что обусловлено прежде всего сегодняшней ситуацией, непосредственно влияющих на судьбы детей. Наиболее интенсивно развивается сеть этих учреждений в Красноярском, Краснодарском краях, Иркутской, Московской, Нижегородской, Саратовской, Челябинской и Костромской областях.

Органы местного самоуправления формируют на местах муниципальную систему социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Частью этой системы становятся специализированные учреждения органов социальной защиты: социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социальных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и воздействовать на среду, в которой он находится, в том числе, и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связей с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, который получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях.

Наличие социально-реабилитационных учреждений на большинстве территорий позволяет оперативно поместить ребенка в нормальные условия содержания, психологически подготовить его к жизни в замещающей семье или интернатном учреждении, избавляет специалиста по охране прав детства от утомительной процедуры сбора необходимых справок: социально-реабилитационные учреждения имеют достаточный штат специалистов по социальной работе, что делает этот процесс менее мучительным и для ребенка.

Статус социально-реабилитационных центров закреплен в Примерном положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1092. Согласно действующим нормативам, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних открываются из расчета один на 5-10 тысяч детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается один центр.

Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции.

    Рассмотрим их:

Защитительная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.

Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет преподавать необходимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации. Социальный патронаж семей, в который возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций. Центр ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской беспризорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитие детей, находящихся в неблагополучных семьях. Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющих готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.

Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированно на коррекцию их психологического, личного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей– игры, познания, труда, общения. Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его поступлении необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний среди воспитанников, текущее медицинское обслуживание, обеспечивает полноценным питанием, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни. Компенсаторная функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем чтобы, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.

Конечно функции которые выполняют социально-реабилитационные центры действуют на основе общих функций социальных служб, но они конкретизированы и расширены именно для несовершеннолетних, нуждающихся в защите и реабилитации. Все выше изложенное подтверждает, что социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних действует как особый тип специализированного учреждения для несовершеннолетних и является частью системы социального обслуживания, расширяя и дополняя, по возможности, свою деятельность которую определили законодатели.

§2. Основы работы муниципального учреждения “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкар”

Ослабление важнейших институтов социализации подрастающих граждан ведет к крайне нежелательным последствиям: растет число детей безнадзорных, бездомных, склонных к бродяжничеству и правонарушениям, имеющих задержки психического развития. Поэтому потребность в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов.

К сожалению, только в г. Сыктывкаре действует одно подобное учреждение на всю Республику Коми, а ведь ее территория больше территории Германии. МУ“Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкар” (далее –Центр) начал свою работу с апреля 1998 г. в качестве муниципального учреждения системы социальной защиты в рамках Федеральной программы“Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. Центр осуществляет оказание социальной помощи несовершеннолетним с целью преодоления их социальной дизадаптации, сложившейся в результате различных неблагоприятных условиях, повлекших отклонения в их психофизическом развитии. Цель деятельности Центра: обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации, в том числе и попавших в трудную жизненную ситуацию, а также организацию временного проживания детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в экстренной помощи.

    Задачи Центра:

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.