реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социальная психокоррекция

реферат

круга. Круг символизирует давление и гнёт, которые испытывает

протагонист. Он получает инструкцию от режиссёра – вырываться из круга

любым возможным способом.

16. "Круг утешения" используют после инсценирования горя или сильного

аффекта, которые пережил протагонист. Члены группы окружают

протагониста, выражая ему любовь и сочувствие как вербальными, так и

невербальными средствами.

17. "Круг друзей": друзья из прошлого, настоящего или желаемого будущего

ходят вокруг протагониста, слушая, как он рассказывает свой сон. Так

продолжается до тех пор, пока сон не будет пересказан.

18. "Стена, или ограда": группа строит "стену", символизирующую внутренние

барьеры протагониста, отделяющего его от значимого для него человека.

Протагониста настраивают на то, чтобы прорваться сквозь стену и

встретиться с этим человеком по ту сторону стены.

Вариант этой техники, "Реагирующий барьер" был разработан Р. Б.

Роббинсоном: между протагонистом и значимым для него человеком строится

символическая стена из вспомогательных игроков. Каждому вспомогательному

игроку назначается особая задача, и каждая положительная реакция

протагониста продвигает его к значимому для него другому, в то время как

каждая негативная реакция отдаляет от этого другого.

19. "Высокий стул": протагониста сажают на стул так, что он (или она)

начинают ощущать себя выше остальных членов группы. Вариант:

протагониста модно попросить встать на стул, чтобы почувствовать себя

более сильным во взаимодействии с авторитетными фигурами.

В модификации Е. В. Сидоренко эта техника называется "Императрица":

девушка-протагонист садится на стул, а все другие участники группы стоят

полукругом перед ней, изображая "подданных". Каждый из них с поклоном

выражает ей своё восхищение её личными качествами. Это позволяет в лучшую

сторону изменить статус личности в группе.

20. "Судилище": используется для развития у протагониста способности

прощать, если он сильно разозлён на кого-либо (значимого другого).

Протагониста просят выбрать вспомогательного игрока на роль Бога. Бог

"относит" протагониста в сторону и сообщает ему, что тот умер и

покоится на небесах. Затем он предлагает ему принять на себя

ответственность за решение, будет ли допущен на небеса значимый

другой, на которого так зол протагонист.

21. "Психодраматический шок": протагонист проигрывает психотравмирующий

эпизод своей жизни до тех пор, пока он не растратит весь запас

негативных эмоций. Этот приём основан на идее о том, что сильная

эмоциональная реакция необходима для изменения личности к лучшему.

22. "Модифицирующая психодрама": используется для модификации агрессивного

поведения у детей. Сначала дети "выигрывают" своё плохое поведение, а

затем обсуждают его. После этого проигрываются и обсуждаются варианты

хорошего поведения.

Таким образом, рассмотренные технические приёмы психодрамы

характеризуют её как социально-психологический метод коррекции

взаимоотношений личности в социальных группах и на межличностном уровне.

Драматическая импровизация позволяет, исключив психотравмирующие

переживания личности, устранить нарушения норм группового общения, повысить

эмоциональный статус данной личности. Следовательно, психодраму можно

рассматривать как метод решения задач социоатрии, т.е. науки о лечении

социальных систем. Но кроме психодрамы существует и социодрама.

Понятие социодрамы

Социодрама – это метод социальной психокоррекции межгрупповых

отношений и ролевой самоорганизации личности.

Социодраматическая ролевая игра – это психосоциальная импровизация

личности, в процессе которой она осваивает навыки (или корректирует

деформированные) организации своего пребывания в различных ролях.

Можно по-разному трактовать отличие социодрамы от психодрамы, но с

точки зрения социальной психокоррекции социодрама – это своеобразный

ролевой тренинг личности. Система социодраматических ролевых игр позволяет

сформировать не только социально-ролевую пластичность личности, но и

системно-ролевую структуру для неё как своеобразный социальный эталон

коммуникативного поведения.

Если в основу психодрамы Дж. Морено положил технику инсценирования

личных переживаний, то в основу социодрамы положена техника драматизации в

сочетании с техникой театрализации.

Термин "драматизация" произведён от слова "драма", главным

выразительным средством которой является организация системы диалогов и

монологов. Процесс технологической организации ролевого общения на основе

системы правил драматизации опирается на закономерности построения

драматического произведения (диалог как организационный принцип построения

общения; логика драматического действия: экспозиция, завязка, цепь событий

основного действия, кульминация и финал – как основа структурной

организации психодрамы).

Несмотря на то, что большинство современных учёных, занимающихся

проблемой организации игрового общения, пишут не о драматизации, а о

театрализации, я считаю принципиальным разграничение этих двух техник.

Драматизация – это техника разработки сценария психодрамы как тренинга

общения, когда выстраивается целевая, структурно-логическая программа,

организующая систему диалогов участников тренинга. Театрализация же – это

психотехника ролевого поведения участников тренинга (или система приёмов,

средств и способов ролевых действий).

Существование двух техник – драматизации и театрализации – указывает

на две технологические стороны организации психодрамы. Драматизация

составляет организационно-деятельностную основу психодрамы. Она имеет свои

правила организации коммуникативной ситуации для ролевого тренинга.

В системе правил драматизации общения как минимум восемь правил.

Правило первое: общение должно организовываться на основе ролевой

дифференциации участников диалога предусматривает чёткое разграничение

функций и ролей между участниками тренинга. В соответствии с ними каждый

участник получает социально одобренную норму своего поведения в учебном

диалоге. Участник тренинга в разных своих психодраматических диалогах может

являться носителем разных ролей. Множественность ролей, проигрываемых в

короткий период тренинга психотехники общения, – это залог эффективности

воспитания коммуникативной культуры личности.

Правило второе: общение происходит на основе структурно-композиционной

организации системы диалогов. Система диалогов в функциональных программах

общения имеет внутреннюю композиционную структуру. В эту систему входят

* диалог-экспозиция (взаимодействие замкнутого типа, т.е. только

участников-исполнителей, или открытого типа, т.е. взаимодействие

участников-исполнителей с участниками-зрителями; этот диалог вводит в

предметно-ценностный и психологический мир данной ситуации общения);

* диалог-завязка (раскрывает противоречие, которое необходимо разрешить

в диалогах основного действия);

* диалог-кульминация (диалог, в котором раскрывается значимость

заданного противоречия);

* диалог-рефлексия (организует коллективную оценку системы диалогов,

которые проигрываются в психодраме, т.е. вскрывает социально-

личностный смысл общения).

Правило третье: система диалогов должна обеспечивать групповой

эмоциональный эффект. Иными словами, программа диалога должна строиться в

расчёте на двойной эмоциональный эффект: эмоции стимулируют участников

диалога, и эмоции диалога стимулируют участников тренинга. Это правило

обязывает программировать диалог в расчёте на третий субъект общения.

Правило четвёртое: диалог должен быть единством "самораскрытия" и "

самоизменения". Самораскрытие – это предельная активизация всех

способностей и культуры общения, которыми участники диалога обладают. Наше

же представление о самораскрытии в диалоге включает интеллектуальное (запас

информированности) и ценностно ориентированное раскрытие личности.

Настоящий диалог – это диалог позиций, в ходе которого формируется новая,

более ценная и более социально значимая позиция, которая объединяет людей.

Под самоизменением понимается психологическая маскировка своего внутреннего

"Я", что позволяет в публичном диалоге преодолевать психологические

барьеры. "Социальная маска" облегчает общение по принятым правилам.

Правило пятое: программа общения может включать в себя на уровне

патетического действия и диалоги на уровне эксцентрического поведения.

Такое единство противоречий служит средством психоэмоциональной разрядки и

групповой релаксации.

Правило шестое: программа психотренинга должна быть программой

противодействия. Противодействие – это всегда отстаивание своей позиции.

Это требует строить каждую фразу диалога как возражение, а программу

общения – как столкновение двух противодействующих сил. В основу

организуемого противодействия может быть положена типология конфликтов.

Согласно этой типологии, диалог-противодействие возможен как неприятие той

или иной личности, обстоятельств. Норм и ценностей группы или всего

общества. Важно, чтобы диалог раскрыл ценностные ориентации его участников.

Правило седьмое: система диалогов должна быть композиционно целостной.

Правило восьмое: необходимо учитывать специфику диалога в

психодраматическом общении. В одном случае диалог организуется как

психическое сопереживание, в другом – как соучастие, в третьем – как

содействие, в четвёртом – как собеседовании (интеллектуальный диалог).

Способ ведения диалога и определяет программу психотренинга.

В программе театрализованной игры задаётся логика развития событий,

определяются игровые роли и условия действия участников тренинга.

Созданная при помощи техники драматизации программа даёт основание

перейти к театрализации как психотехнике общения.

Театрализация как психотехника

Театрализация представляет собой психотехнику организации

коммуникативных действий личности в роли, т.е. технику исполнения

коммуникативной роли.

Социальная психология, изучающая закономерности взаимодействия людей,

использует понятие роли для характеристики повторяющихся,

стандартизированных форм и способов поведения. В любом человеческом

поведении, отмечает И. С. Кон, есть момент представления, игры[2]. Значит,

и общение как специфическое коммуникативное поведение может быть

рассмотрено как социальная игра. Игра, в которой самовыражение личности

складывается из двух компонентов: действий в предлагаемых обстоятельствах

роли и действий как бы от себя, т.е. саморефлексии.

Второй план игрового действия – ауторефлексивный – выполняет функцию

внутреннего регулятора первого – ролевого. В этом смысле ролевая игра

всегда связана для личности с двумя психологическими проблемами: первая –

это проблема эмпатии, или перевоплощения, вторая – рефлексии, или

отчуждения от роли. Эмпатия и рефлексия – это две обязательные составляющие

ролевого действия, определяющие главное требование к исполнителю: быть в

роли, оставаясь самим собой.

Театрализация как психотехника ролевого общения имеет не только

внутренний аспект (связанный с эмпатией и отчуждением), но и внешний,

ориентированный на презентацию, т.е. на публичный эффект.

Социально-психологическое назначение театрализации состоит в том,

чтобы, во-первых, обеспечить психологическую защиту личности в общении, а

во-вторых, вызвать эмоциональный отклик у тех участников общения, которые

остаются пассивными созерцателями действия.

Практическое назначение театрализации – "перевод" разработанной при

помощи техники драматизации программы общения из "диадной" формы в

"триадную". Это означает,

* во-первых, организацию физического пространства для общения так, чтобы

взаимодействие могло бы стать зрелищем, увлекшим и третьего субъекта –

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.