круга. Круг символизирует давление и гнёт, которые испытывает
протагонист. Он получает инструкцию от режиссёра – вырываться из круга
любым возможным способом.
16. "Круг утешения" используют после инсценирования горя или сильного
аффекта, которые пережил протагонист. Члены группы окружают
протагониста, выражая ему любовь и сочувствие как вербальными, так и
невербальными средствами.
17. "Круг друзей": друзья из прошлого, настоящего или желаемого будущего
ходят вокруг протагониста, слушая, как он рассказывает свой сон. Так
продолжается до тех пор, пока сон не будет пересказан.
18. "Стена, или ограда": группа строит "стену", символизирующую внутренние
барьеры протагониста, отделяющего его от значимого для него человека.
Протагониста настраивают на то, чтобы прорваться сквозь стену и
встретиться с этим человеком по ту сторону стены.
Вариант этой техники, "Реагирующий барьер" был разработан Р. Б.
Роббинсоном: между протагонистом и значимым для него человеком строится
символическая стена из вспомогательных игроков. Каждому вспомогательному
игроку назначается особая задача, и каждая положительная реакция
протагониста продвигает его к значимому для него другому, в то время как
каждая негативная реакция отдаляет от этого другого.
19. "Высокий стул": протагониста сажают на стул так, что он (или она)
начинают ощущать себя выше остальных членов группы. Вариант:
протагониста модно попросить встать на стул, чтобы почувствовать себя
более сильным во взаимодействии с авторитетными фигурами.
В модификации Е. В. Сидоренко эта техника называется "Императрица":
девушка-протагонист садится на стул, а все другие участники группы стоят
полукругом перед ней, изображая "подданных". Каждый из них с поклоном
выражает ей своё восхищение её личными качествами. Это позволяет в лучшую
сторону изменить статус личности в группе.
20. "Судилище": используется для развития у протагониста способности
прощать, если он сильно разозлён на кого-либо (значимого другого).
Протагониста просят выбрать вспомогательного игрока на роль Бога. Бог
"относит" протагониста в сторону и сообщает ему, что тот умер и
покоится на небесах. Затем он предлагает ему принять на себя
ответственность за решение, будет ли допущен на небеса значимый
другой, на которого так зол протагонист.
21. "Психодраматический шок": протагонист проигрывает психотравмирующий
эпизод своей жизни до тех пор, пока он не растратит весь запас
негативных эмоций. Этот приём основан на идее о том, что сильная
эмоциональная реакция необходима для изменения личности к лучшему.
22. "Модифицирующая психодрама": используется для модификации агрессивного
поведения у детей. Сначала дети "выигрывают" своё плохое поведение, а
затем обсуждают его. После этого проигрываются и обсуждаются варианты
хорошего поведения.
Таким образом, рассмотренные технические приёмы психодрамы
характеризуют её как социально-психологический метод коррекции
взаимоотношений личности в социальных группах и на межличностном уровне.
Драматическая импровизация позволяет, исключив психотравмирующие
переживания личности, устранить нарушения норм группового общения, повысить
эмоциональный статус данной личности. Следовательно, психодраму можно
рассматривать как метод решения задач социоатрии, т.е. науки о лечении
социальных систем. Но кроме психодрамы существует и социодрама.
Понятие социодрамы
Социодрама – это метод социальной психокоррекции межгрупповых
отношений и ролевой самоорганизации личности.
Социодраматическая ролевая игра – это психосоциальная импровизация
личности, в процессе которой она осваивает навыки (или корректирует
деформированные) организации своего пребывания в различных ролях.
Можно по-разному трактовать отличие социодрамы от психодрамы, но с
точки зрения социальной психокоррекции социодрама – это своеобразный
ролевой тренинг личности. Система социодраматических ролевых игр позволяет
сформировать не только социально-ролевую пластичность личности, но и
системно-ролевую структуру для неё как своеобразный социальный эталон
коммуникативного поведения.
Если в основу психодрамы Дж. Морено положил технику инсценирования
личных переживаний, то в основу социодрамы положена техника драматизации в
сочетании с техникой театрализации.
Термин "драматизация" произведён от слова "драма", главным
выразительным средством которой является организация системы диалогов и
монологов. Процесс технологической организации ролевого общения на основе
системы правил драматизации опирается на закономерности построения
драматического произведения (диалог как организационный принцип построения
общения; логика драматического действия: экспозиция, завязка, цепь событий
основного действия, кульминация и финал – как основа структурной
организации психодрамы).
Несмотря на то, что большинство современных учёных, занимающихся
проблемой организации игрового общения, пишут не о драматизации, а о
театрализации, я считаю принципиальным разграничение этих двух техник.
Драматизация – это техника разработки сценария психодрамы как тренинга
общения, когда выстраивается целевая, структурно-логическая программа,
организующая систему диалогов участников тренинга. Театрализация же – это
психотехника ролевого поведения участников тренинга (или система приёмов,
средств и способов ролевых действий).
Существование двух техник – драматизации и театрализации – указывает
на две технологические стороны организации психодрамы. Драматизация
составляет организационно-деятельностную основу психодрамы. Она имеет свои
правила организации коммуникативной ситуации для ролевого тренинга.
В системе правил драматизации общения как минимум восемь правил.
Правило первое: общение должно организовываться на основе ролевой
дифференциации участников диалога предусматривает чёткое разграничение
функций и ролей между участниками тренинга. В соответствии с ними каждый
участник получает социально одобренную норму своего поведения в учебном
диалоге. Участник тренинга в разных своих психодраматических диалогах может
являться носителем разных ролей. Множественность ролей, проигрываемых в
короткий период тренинга психотехники общения, – это залог эффективности
воспитания коммуникативной культуры личности.
Правило второе: общение происходит на основе структурно-композиционной
организации системы диалогов. Система диалогов в функциональных программах
общения имеет внутреннюю композиционную структуру. В эту систему входят
* диалог-экспозиция (взаимодействие замкнутого типа, т.е. только
участников-исполнителей, или открытого типа, т.е. взаимодействие
участников-исполнителей с участниками-зрителями; этот диалог вводит в
предметно-ценностный и психологический мир данной ситуации общения);
* диалог-завязка (раскрывает противоречие, которое необходимо разрешить
в диалогах основного действия);
* диалог-кульминация (диалог, в котором раскрывается значимость
заданного противоречия);
* диалог-рефлексия (организует коллективную оценку системы диалогов,
которые проигрываются в психодраме, т.е. вскрывает социально-
личностный смысл общения).
Правило третье: система диалогов должна обеспечивать групповой
эмоциональный эффект. Иными словами, программа диалога должна строиться в
расчёте на двойной эмоциональный эффект: эмоции стимулируют участников
диалога, и эмоции диалога стимулируют участников тренинга. Это правило
обязывает программировать диалог в расчёте на третий субъект общения.
Правило четвёртое: диалог должен быть единством "самораскрытия" и "
самоизменения". Самораскрытие – это предельная активизация всех
способностей и культуры общения, которыми участники диалога обладают. Наше
же представление о самораскрытии в диалоге включает интеллектуальное (запас
информированности) и ценностно ориентированное раскрытие личности.
Настоящий диалог – это диалог позиций, в ходе которого формируется новая,
более ценная и более социально значимая позиция, которая объединяет людей.
Под самоизменением понимается психологическая маскировка своего внутреннего
"Я", что позволяет в публичном диалоге преодолевать психологические
барьеры. "Социальная маска" облегчает общение по принятым правилам.
Правило пятое: программа общения может включать в себя на уровне
патетического действия и диалоги на уровне эксцентрического поведения.
Такое единство противоречий служит средством психоэмоциональной разрядки и
групповой релаксации.
Правило шестое: программа психотренинга должна быть программой
противодействия. Противодействие – это всегда отстаивание своей позиции.
Это требует строить каждую фразу диалога как возражение, а программу
общения – как столкновение двух противодействующих сил. В основу
организуемого противодействия может быть положена типология конфликтов.
Согласно этой типологии, диалог-противодействие возможен как неприятие той
или иной личности, обстоятельств. Норм и ценностей группы или всего
общества. Важно, чтобы диалог раскрыл ценностные ориентации его участников.
Правило седьмое: система диалогов должна быть композиционно целостной.
Правило восьмое: необходимо учитывать специфику диалога в
психодраматическом общении. В одном случае диалог организуется как
психическое сопереживание, в другом – как соучастие, в третьем – как
содействие, в четвёртом – как собеседовании (интеллектуальный диалог).
Способ ведения диалога и определяет программу психотренинга.
В программе театрализованной игры задаётся логика развития событий,
определяются игровые роли и условия действия участников тренинга.
Созданная при помощи техники драматизации программа даёт основание
перейти к театрализации как психотехнике общения.
Театрализация как психотехника
Театрализация представляет собой психотехнику организации
коммуникативных действий личности в роли, т.е. технику исполнения
коммуникативной роли.
Социальная психология, изучающая закономерности взаимодействия людей,
использует понятие роли для характеристики повторяющихся,
стандартизированных форм и способов поведения. В любом человеческом
поведении, отмечает И. С. Кон, есть момент представления, игры[2]. Значит,
и общение как специфическое коммуникативное поведение может быть
рассмотрено как социальная игра. Игра, в которой самовыражение личности
складывается из двух компонентов: действий в предлагаемых обстоятельствах
роли и действий как бы от себя, т.е. саморефлексии.
Второй план игрового действия – ауторефлексивный – выполняет функцию
внутреннего регулятора первого – ролевого. В этом смысле ролевая игра
всегда связана для личности с двумя психологическими проблемами: первая –
это проблема эмпатии, или перевоплощения, вторая – рефлексии, или
отчуждения от роли. Эмпатия и рефлексия – это две обязательные составляющие
ролевого действия, определяющие главное требование к исполнителю: быть в
роли, оставаясь самим собой.
Театрализация как психотехника ролевого общения имеет не только
внутренний аспект (связанный с эмпатией и отчуждением), но и внешний,
ориентированный на презентацию, т.е. на публичный эффект.
Социально-психологическое назначение театрализации состоит в том,
чтобы, во-первых, обеспечить психологическую защиту личности в общении, а
во-вторых, вызвать эмоциональный отклик у тех участников общения, которые
остаются пассивными созерцателями действия.
Практическое назначение театрализации – "перевод" разработанной при
помощи техники драматизации программы общения из "диадной" формы в
"триадную". Это означает,
* во-первых, организацию физического пространства для общения так, чтобы
взаимодействие могло бы стать зрелищем, увлекшим и третьего субъекта –
Страницы: 1, 2, 3, 4
|