Словарь
Тема 1: Предмет и задачи психологии и педагогики.
Методы психо-педагогического исследования.
Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение) — наука о
закономерностях функционирования и развития психики, основанная на
представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к
внешнему миру.
Психика (от греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного
организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением
признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде
всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.
Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая закономерности
процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально
организованного обучения.
Парапсихология (от греч. para – возле, около) — научная дисциплина,
изучающая взаимодействия человека с окружающим миром, не вписывающиеся в
общепринятую картину мира.
Психогенетика — раздел психологии, использующий данные генетики и
генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие
наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности
психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций,
темперамента). В последние годы активно развиваются две отрасли
психогенетики: генетическая психофизиология, исследующая наследственные и
средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика
индивидуального развития. Основными методами психогенетики являются:
популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.
Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные
особенности психики определяются наследственностью в значительной степени.
Психосемантика (от греч. semantikos – обозначающий) — раздел психологии,
изучающая развитие и функционирование системы значений индивида. Основные
проблемы, которые здесь ставятся, следующие: исследование существования
значений в индивидуальном сознании в виде образов, знаков, символов,
символических действий, влияния на них эмоциональных и мотивационных
факторов. Основным методом психосемантики является построение субъективных
семантических пространств.
Психофизика — раздел психологии, основанный Г. Фехнером, посвященный
измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей.
Выделяют два раздела психофизики: измерение сенсорной чувствительности и
исследование психофизических функциях.
Психотехника — ранний этап развития психологии труда и инженерной
психологии, главной проблемой которого была научная организация труда.
Основные положения психотехники были впервые сформулированы в работах
В.“Штерна (1903) и Г.“Мюнстерберга (1910). В России была связана прежде
всего с именем И.Н.“Шпильрейна; наиболее широкое распространение получила в
20–30“гг. После постановления „О педологических извращениях в системе
наркомпросов“, в котором была осуждена практика использования тестов, все
психотехнические учреждения СССР были ликвидированы.
Проекция (от лат. projectio – бросание вперед) — психологический механизм,
впервые рассмотренный З. Фрейдом, работа которого обеспечивает
эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом
его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера
самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных
психодиагностических методик.
Развитие восприятия — процесс качественного видоизменения процессов
восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для
человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия
происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет
усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования
раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях
взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок
смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой
основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными
системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в
состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и
дифференцировать их. В возрасте 6–12 месяцев происходит быстрое развитие
двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают
предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия.
При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения,
моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие
восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов
деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов
трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно
приобретает относительную самостоятельность.
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление,
начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского
психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве
предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а
объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо
внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения
постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные
реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические
реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь,
сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании
(обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными
стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях
Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у
младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими,
первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через
некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом
кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание
представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое
содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате
бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм.
В схеме S – R появились „промежуточные переменные“ (образ, цель,
потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала
концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30–х гг. XX
в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал
большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного
обучения.
Когнитивная психология — направление в психологии, возникшее в начале 60–х
гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций.
Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских
областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение,
речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект
и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры
того или иного психологического процесса.
Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в
начале 10–х и просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в. (до прихода к
власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и
продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской
школой. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В.
Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили
философские идеи „критического реализма“ и положения, развивавшиеся Э.
Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым
физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или
феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.
В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое
самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут
рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но
использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют
собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов
в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание
в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, „поле“, в котором
каждая точка взаимодействует со всеми остальными.
Для экспериментального исследования этого поля была введена единица
анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были
обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрических
иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был
постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к
образованию наиболее устойчивой, простой и „экономной“ конфигурации. При
этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в
целостные гештальты, такие как „фактор близости“, „фактор сходства“,
„фактор хорошего продолжения“, „фактор общей судьбы“.
В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод
экспериментального исследования мышления — метод „рассуждения вслух“ и
внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М. Вертгеймер, К.
Дункер). При этом возникновение того или иного решения в „продуктивном
мышлении“ животных и человека трактовалось как результат образования
„хороших гештальтов“ в психологическом поле. В 20–х гг. ХХ в. К.Левин
расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения „личностного
измерения“. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на
необихевиормзм, когнитивную психологию, школу „New Look“.
|Нейропсихология — раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов |
|высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями |
|головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия, |
|который разработал теорию системной динамической локализации психических |
|процессов. В качестве ведущего исследовательского метода в нейропсихологии |
|используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, в котором |
|дается качественная квалификация этих нарушений и топический диагноз поражения |
|мозга. |
Эго–психология (от лат. ego – я + греч. psyche – душа + logos – учение) —
психологическое направление, которое начало оформляться в 30–е гг. XX в. на
основе классического психоанализа. Основными его представителями являются
А. Фрейд, Г. Гартман, Р. Спитц, М. Малер, Э. Глоувер и Э. Эриксон. В
противоположность принципу удовольствия психоанализа здесь на первый
выдвигается проблема адаптации индивида к окружающему миру. И если в
психоанализе „эго“ понималось как производное от бессознательного и
направленное на обеспечение нужд „оно“, то в эго–психологии „эго“
независимо от „оно“ и имеет врожденный источник. По Гартману, и „эго“ и
„оно“ возникают как дифференциация исходной матрицы новорожденного ребенка;
по Глоуверу, у новорожденного уже существует „эго“ как набор инстинктивных
интенций, которые в процессе психического развития структурируются за счет
образов внешнего мира; по Спитцу „эго“ формируется во взаимодействии прежде
всего с матерью.
Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека,
характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного
фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие
строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник
общественно–исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В
индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно
присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.
Сублимация — форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее
реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально
Страницы: 1, 2
|