реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Роль общения в развитии ребёнка

реферат

напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка.

Стремление к удовлетворению рассматривается как актуализация

психосексуальной энергии, конкретизирующейся в различных потребностях.

Состояние эмоционального неблагополучия (напряжения, фрустрации, страха,

отчаяния, гнева и т.п.) возникает вследствие невозможности немедленного

устранения напряжения потребности или несоответствия способов

удовлетворения, имеющихся у ребенка, предлагаемым обществом (первоначально

в лице родителей).

Наличие в классическом психоанализе двух альтернативных состояний

субъекта - страдания от напряжения потребностей и переживания наслаждения

при их удовлетворении, а также роль матери в этом процессе, как внешнего

источника этих переживаний, положило начало целому вееру концепций,

касающихся формирования у ребенка базового отношения к миру и форм

переживаний своей активности в нем.

Зарубежные психологи.

Э.Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и надежды,

противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются

заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет

потребности ребенка, предоставляя ему возможность прогнозировать и ожидать

ее закономерное и своевременное появление, и, соотвественно, устранение

состояния неудовольствия и получение удовольствия. Мир устроен так, что

ребенок постоянно оказывается в состоянии напряжения потребностей и

вынужден некоторое время пребывать в этом состоянии. Поведение матери

позволяет ему “побеждать” чувство базового недоверия и к концу первого года

образуется баланс между базовой верой и базовым недоверием, который для

успешного психического развития должен быть в пользу веры и надежды. Именно

концепция Э.Эриксона (в которой выделяются и дальнейшие этапы развития

отношения ребенка к миру и себе, основанные на формировании “базовых

спсобов разрешения конфликтов” между притивоположными тенденциями,

присущими каждому периоду развития) послужила источником дальнейшей

разработки проблемы базового отношения к миру и его онгтогенеза.

К.Хорни в качестве базовой структуры выделяет потребность в

безопасности и необходимость ее удовлетворения, которое обеспечивается

родителями. Базовой безопасности противостоит базовая тревога, как

результат неудовлетворения потребности в безопасности. В результате

родительского (в первую очередь материнского) поведения формируется

индивидуальная структура соотношения базовой тревоги и базовой

безопасности, определяющая стратегию развития личности.

Д. Винникотт акцентирует свое внимание на критичности для ребенка

качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери,

помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка, должна

быть окрашена любовью. Знаменитым стало утверждение Д.Винникотта о том, что

“кормление без любви - деструктивно”. Мать является “идеальной средой” для

ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после

родов и обеспечивающего ей интуитивное переживание состояний ребенка. На

основе этого она способна оптимально удовлетворять все потребности ребенка

и переживать при этом чуство любви и глубокой удовлетворенности. Это чуство

защищает ее и ребенка от естественных для них обоих агрессивных импульсов,

неизбежно присущих им как идивидуальным субъектам и служащим для защиты и

сохранения этой своей индивидуальной целостности. Ребенок в условиях

адекватного, “достаточно хорошего” материнского отношения получает хорошо

сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему

выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала

осваивыемые ребенком “по отдельности”, впоследствии “собираются” в

целостный образ матери (“материнский объект”). Промежуточный этап, когда

мать еще не является целостным объектом, представляет собой для ребенка

весь внешний мир в его положительных и отрицательных качествах. Это

значение мира и соотношение его “хороших” и “плохих” свойств, а также их

предсказуемость и управляемость со стороны ребенка (в плане удовлетворения

его нужд) является основой построения всей модели мира и себя. Оптимальным

для развития личности содержанием, получающимся в результате построения

модели мира и себя, является усвоение (включение в эту модель) ребенком

“хороших” качеств первичного объекта - матери. Для этого “достаточно

хорошая мать” должна полностью отдаться своим эмоциям и некоторое время

жить с ребенком единой жизнью, в которой удовлетворение потребностей

ребенка переживается матерью как ее собственное удовольствие.

В этологических исследованиях, начало которым было положено в

экспериментах Х.Харлоу с детенышами обезьян, воспитывающихся без матери,

было показано, что для нормального развития детенышей недостаточно только

удовлетаорения физиологических нужд. Х.Харлоу сформулировал понятие об

эмоциональном комфорте, который достигается в присутствии специфических

стимулов от матери. Это мягкая шерсть, за которую можно цепляться, наличие

“тела” (шерстистого и мягкого), к которому можно прижаться, его свойства

покачиваться. Эти исследования свидетельствуют, что первоначально

эмоциональный комфорт достигается именно засчет наличия самих стимулов, и

только в дальнейшем они “собираются” в целостный объект. В нормальных

условиях этим объектом является мать. Но в экспериментальной ситуации

удалось “разнести” стимулы, обеспечивающие эмоциональный комфорт, и

стимулы, обеспечивающие удовлетворение физиологических нужд, по разным

объектам (два макета сурогатной матери с разным набором качеств).

Революционность этих исследований состоит не только в выделении

самостоятельного значения потребности в эмоциональном комфорте, но и в

генезисе объекта этой потребности, основанном на существовании сттмулов,

обеспечивающих этот комфорт, и прижизненном их объединении на внешнем

объекте.

Поняте об эмоциональном комфорте, необходимом для психического

развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их

обеспечении, а также влияние этих структур в формировании базовых

образований личности легли в основу теории привязанности (Дж.Боулби, М.

Айнсворт). На основе заботы и поддрежки, оказываемых матерью в первый год

жизни, у реьенка образуется привязанность к ней, как к объекту, эту

поддержку обеспечивающему. Качества матери как объекта привязанности (ее

физическая и психологическая доступность а также качество и своевременность

оказываемой поддержки) служат источником формирования поведения

привязанности и базовой структуры личности (привязанности), обеспечивающей

стратегическое отношение субъекта к миру и своему существовании в нем

(базовая модель мира “Я-другой”). Более поздние исследования привязанности

показали, что выделенные формы привязанности (качество привязанности и две

его основных формы - прочная, или безопасная и непрочная привязанность), с

некоторыми вариантами, обнаруживаются во всех культурах, причем в каждой

культуре есть свой тип качества привязанности, наиболее оптимальный для

формирования конкретно-культурного варианта личности. Качество

привязанности, окончательно формирующееся к двум годам, является устойчивой

личностной характристикой и может быть выявлено в любом возрасте.

Исследования привязанности у детей и взрослых установили ее роль в

устойчивости к стрессам, связь качества привязанности с депрессивным

складом личности, ее влияние на развитие родительских и супружеских

качеств, устойчивость к невротическим расстройствам, формировании стиля

мотивации достижений, а также наличие “циклов непрочной привязанности” в

семейной истории.

Источником формирования прочной привязанности является доступность

для ребенка объекта привязанности и качественное выполнение им своих

функций (защита от всех форм дискомфорта) на ранних этапах развития. Еще У.

Джеймс определял чувство одиночества, возникающее у ребенка вне контакта со

взрослым, как источник страха в младенчестве. Д. Магагна считает, что вне

контакта с матерью ребенок не развивается, все его ресурсы “работают” на

защиту от тревоги и преодоление чувства эмоционального дискомфорта. Она

выделяет три типа поведения ребенка для компенсации чувства тревоги в

отстутсвии матери: 1) снятие стресса засчет увеличения подвижности; 2)

угнетение двигательной активности (“затаивание”); 3) аутостимуляция или

“поиск замены соска”. Хорошо известно, что сосание для ребенка не только

акт кормления, но и успокоение, то есть способ обретения эмоцонального

комфорта. В традиционных ситемах воспитания это способ активно

используется, иногда далеко за пределами грудного возраста.

Отечественные психологи.

В.В.Лебединский выделяет две основных функции эмоциональной регуляции:

тоническую и реглятивную. Эти функции также могут быть “разнесены” на

разные объекты, хотя в норме принадлежат матери. У детей, воспитывающихся в

условиях материнской депривации, тоническая функция может закрепляться не

только на взрослом, но и на другом ребенка, а также обеспечиваться с

помощью аутостимуляции. Роль тонической функции состоит в поддержании

оптимального состояния возбуждения нервной системы, необходимого для

жизнедеятельности. Это состояние имеет вполне определенные физиологические

параметры, характеризуемые как стеническое сотояние, обеспечивающее

уверенность и готовность к действию, которые субъективно переживаются как

состояние эмоционального комфорта. Потребность в оптимальном состоянии

возбуждения основана на потребности мозга в притоке стимуляции и является

источником формирования потребности во впечатлениях.

В гуманитарной психологии меньше внимания уделяется раннему

онтогенезу, но состояние эмоционального комфорта и потребность в нем также

специально выделяются. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека

выделяет потребность в безопасности, которая в раннем возрасте

обеспечивается родителями. Это безопасность от страха, защита от боли,

гнева, неустроенности. Она относится к потребностям первого уровня, и

должна быть удовлетворена после удовлетворения потребностей нужды

(физиологических). Удовлетворение потребности в безопасности служит

необходимым условием для возможности удовлетворения потребностей второго

уровня - потребностей развития. Удовлетворение потребности в безопасности

продуцирует чувство благополучия. Для его возникновения и стабилизации

необходимо стабильное окружение и уверенность в его стабильности и

закономерности. Это обеспечивается зависимостью ребенка от родителей,

которая и стимулирует родителей такое окружение создавать и поддерживатть.

В этом состоит конструктивная роль зависимости в раннем детстве. Чувство

безопасности создается заботой родителей, поддержкой и проявлением их любви

к ребенку.

Общим заключением, следуемым из этих подходов, является констатация

потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и

уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь -

матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией

ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у

ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального

комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот

комфорт обеспечивает. Наличие привязанности ко взрослому и поведение

привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддрежке взрослого и

своевременное ее получение.

В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные

переживания ребенка во взаимодействиях со взролым. Мать первоначально

рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение

потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери

(проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает

возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении

(в форме эмоционального взаимодействия) [Л.И.Божович]. М.И.Лисина и ее

последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.