реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Развитие воображения у подростков - (реферат)

реферат
p>С появлением такой способности приходит осознание того, что в абсолютном смысле ни одна индивидуальная социальная перспектива не может считаться правильной или истинной. Иными словами, точка зрения другого человека может быть столь же верна, как ваша собственная. Однако развивающаяся способность к принятию взаимных ролей на данной стадии является лишь двусторонней; роли принимаются последовательно, а не одновременно. В предподростковом возрасте ребенок мыслит в рамках системы координат, учитывающей только два лица: “Я думаю— ты думаешь”, — и не может принять более общую перспективу третьего лица (Muuss, 1982, 1988). Стадия 3. Стадия перспективы третьего лица, или общей перспективы (от 10 до 12 лет). На этой стадии ребенок может видеть свою перспективу, перспективу своего партнера и строить предположения о точке зрения нейтрального третьего лица. Он может видеть себя как в роли объекта, так и в роли су5ъекта, наблюдая за собой с третьей точки зрения. Он может понять и еще более обобщенную перспективу, которая возникает в восприятии “осредненного члена группы. Дружба теперь воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках их участников(Muuss, 1982). Стадия 4. Стадия многосторонней и общественной перспективы (с юности периода взрослости). Для представлений подростка о людях характерны две отличительные черты. Во-первых, это осознание того, что чужие мотивы поступки, мысли и чувства определяются психологическими детерминантами, в том числе и бессознательными (осознание, разумеется, интуитивное: не все юноши способны сформулировать его в терминах психологии). Во-вторых, подросток начинает понимать, что человеческая личность представляет собой систему черт характера, убеждений, ценностей и установок и эта система имеет свою собственную историю развития.

В юношеские годы индивид может перейти к еще более высокому и абст-рактному уровню принятия межличностной перспективы, которая включает в себя координацию всех возможных точек зрения третьих лиц—общественной перспективы. Подросток способен разделять точку зрения “обобщенного другогo”, то есть социальной системы, которая, в свою очередь, создает среду для нормальной коммуникации между людьми, обеспечивает адекватное взаимопонимание. Более того, сама идея законности и морали в социальной системе зависит от концепции согласованной (консенсуальной) групповой перспективы(Selman, 1980). Селман подчеркивает, что не все юноши и даже взрослые достигают четвертой стадии в своем социально-когнитивном развитии. Четвертая стадия соответствует формально-операционному уровню логического мышления по Пиаже и конвенциональной и постконвенциональной стадии морального развития по Кольбергу(Selman, 1977, 1980). Теория Селмана подразумевает выход за узкие рамки когнитивных аспектов научения и введение межличностных социальных когнитивных представлений в круг исследуемых сторон процесса познания. [9]

    §5 Я-концепция и самооценка

Часть личности человека, которая им осознается, называется Я-концепциюможно определить как сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя, то есть мысли и мнения о себе. Я-концепцию можно также назвать “самопредполагаемой, гипотетической идентичностью”(Wayment and Zettin, 1989). Эриксон (1968) называет Я-концепцию “идентичностью это” индивида, или согласованным самовосприятием индивидом своей личности.

Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек—это отдельный, отделенный от других индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве.

При формировании Я-концепции происходит развитие представлений о себе. Я-концепция—это то, что видит индивид, когда смотрит на себя с различных точек зрения, то есть как он сам определяет свои внешние данные, личностные качества, черты, роли и социальный статус. Можно сказать, что Я-концепция—это система установок по отношению к самому себе. Это идентичность эго или личная идентичность индивида, которая является совокупностью его самоопределений или образов Я(Chassin and Young, 1981).

Я-концепцию часто описывают как глобальное понятие, то есть —общее отношение человека к самому себе. Но ее можно также рассматривать как совокупность множества Я-концепций, каждая из которых сформирована по отношению к какой-либо роли (Griffin. Chassin. and Young, 1981). Таким образом, человек может оценивать себя в качестве сына или дочери, учащегося, спортсмена, друга и так далее. Концепции различных аспектов личности могут отличаться друг от друга, что помогает объяснить разницу в поведении индивида в разных ролях. Формирование адекватной Я-концепции очень важно. У каждого человека существует шесть различных Я: реальное Я человека; собственное Я в представлении самого человека; его Я в представлении других людей; представления человека о том, что о нем думают другие; представления человека о том, каким ему хотелось бы стать, и о том, каким его хотели бы видеть другие. Я-концепция может моделировать реальность с разной степенью адекватности и постоянно изменяется, особенно в детстве. Много лет назад Гордон Олпорт (Gordon W. Allport) подчеркивал, что индивидуальность—это скорее не конечный результат, а непосредственно происходящий процесс: она обладает некоторыми стабильными чертами, но в то же время постоянно претерпевает изменения(Allport, 1950). Олпорт ввел термин проприум, которому дал следующее определение: “все аспекты личности, которые способствуют ее внутреннему единству”. Это своевременно развившееся Я, или эго, составляющее ядро личной идентичности.

Рут Стренг (Ruth Strang) выделила четыре основных аспекта Я. Во-первых, существуетобщая, основная Я-концепция, то есть представление подростка о собственной личности и “восприятие своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире(Strang, 1957, р. 68)”. Во-вторых, существуют индивидуальные временные или переходные Я-концепции, которые зависят от настроения, ситуации, от прошлых или текущих переживаний. Недавно полученная на экзамене плохая оценка может создать у подростка временное ощущение собственной глупости; критическое замечание родителей может спровоцировать снижение на какой-то срок самооценки.

В-третьих, существует социальноеЯ подростка: его представления о том, что о нем думают другие люди. Эти представления в свою очередь влияют на мысли юного человека о себе. Если у него создается впечатление, что другие считают его глупым или неприемлемым в обществе, то он склонен думать о себе так же негативно. Представление о том, как его воспринимают другие, окрашивает и взгляды подростка на самого себя(Street. 1988). Взаимоотношения с другими людьми, близкие отношения, участие в каких-либо группах, сотрудничество и соперничество влияют на формирование идентичности. Она развивается в процессе социальных взаимодействий, включающих в себя как преемственность и единство Я, так и идентификацию с объектами, находящимися за пределами Я. Вильям Кэрайл писал: “Покажите мне вашего друга, и я пойму, каков ваш идеал и каким человеком вы хотели бы стать”{William Caryle. 1970). Составной частью Я-концепции является чувство социального статуса, то есть текущее или будущее положение в социальной системе в представлении индивида. Например, подросток из группы с низким социоэкономическим статусом, который не считает себя принадлежащим к ней, а относит себя к более высокому социоэкономическому классу, формирует новую идентичность на основе своих более высоких устремлений.

В-четвертых, существует идеальноеЯ, то есть то, каким подросток хотел бы стать. Эти представления могут быть реалистическими, заниженными или завышенными. Заниженное идеальное Я препятствует достижениям; завышенный образ идеального Я может привести к фрустрации и снижению самооценки. Реалистические Я-концепции способствуют приятию самого себя, психическому здоровью и достижению реалистичных целей. Составив представления о себе, подросток должен оценить полученную картину. Как он оценивает самого себя в собственном восприятии? Способствует ли эта оценка самоприятию и самоодобрению, появлению чувства собственной ценности? Если да, то егосамооценкадостаточна для того, чтобы принять самого себя и жить с этими представлениями о себе. Поскольку людям необходима самооценка, то должна существовать связь между их Я-концепцией и идеальным Я.

В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, физическое развитие, двигательные навыки, интеллектуальные способности и социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников и идеальных героев. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток чрезвычайно уязвим и легко смущается. Поэтому подростки очень озабочены тем, чтобы как-то примирить воспринимаемое собственное Я с идеальным Я(Handel, 1980). В старшем подростковом возрасте им, как правило, удается разобраться в себе, определить, что они Могут делать с максимальной эффективностью, и соединить свои цели с идеальным Я.

Карл Роджерс был одним из самых выдающихся современных ученых в области теоретических и экспериментальных исследований структуры идеального Я(Rogers, 1961). Он видел конечную цель развития личности в достижении соответствия областей явлений и жизненного опыта концептуальной структуре Я. Достижение такого соответствия приводит к освобождению от внутренних конфликтов и тревоги. Представления о себе, Я в собственном восприятии и идеальное Я начинают сливаться, поэтому индивид может бесконфликтно принять самого себя. Его самовосприятие и отношения с другими людьми приводят к принятию самого себя и самоуважению. Если между образом Я во взаимоотношениях с другими и Я в собственном восприятии индивида или идеальным Я возникает расхождение, то это приводит к психологическим проблемам. [9]

    § 6 Значение адекватной Я-концепции и самооценки

Самоуважение называют "условием выживания души"; оно является компонентой человеческого существования, придающей ему чувство собственного достоинства. Самооценка растет в процессе взаимодействия с людьми, когда Я оказывается для кого-то значимым. Эго растет за счет мелких достижений, похвал и успехов. Адекватная Я-концепция и самооценка имеют значение в формировании навыков межличностных отношений и социальной адаптации.

Окружающие часто отвергают подростков с низкой самооценкой. Принятие других людей и принятие индивида другими людьми, особенно близкими друзьями, связано с уровнем самооценки: самый высокий уровень принятия отмечается в группах с умеренной самооценкой, а самый низкий—в группах с низкой самооценкой. Между принятием себя, принятием других и другими существует сильная положительная корреляция. Следовательно, самоприятие и социальная адаптация тесно взаимосвязаны. Одним из признаков нарушений, возможных в юношеском возрасте, является неспособность дружить или знакомиться с новыми людьми.

Плохая социальная адаптация, которая связана с негативной Я-концепцией и низкой самооценкой, может проявляться по-разному. Подростки с низкой самооценкой имеют тенденцию к полной незаметности в обществе. Их не “видят” и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развиваются чувства изоляции и одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими(Ishiyama, 1984). Поскольку эти люди хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими; они обычно позволяют другим принимать за них решения, так как им не хватает уверенности в себе. Один человек рассказывает: “Теперь я понимаю, что, пытаясь справиться со своей застенчивостью, я шел на любые жертвы, чтобы быть приятным людям, вплоть до подчинения им в своих мыслях и поступках” (Zimbardo, 1978). Те, кто, сам того не желая, подчиняется другим, редко верят им и испытывают к ним любовь. Если подросток глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидеть других, но если он испытывает к себе уважение и доверие, то будет так же доверять другим и уважать их. [9]

    § 7 Изменение и стабильность Я-концепции

Насколько Я-концепция изменяется в период юности? В целом Я-концепция постепенно стабилизируется (Chiam, 1987). Десятилетнее лонгитюдное исследование подростков, начатое, когда они были в 5—6 классе, и продолжавшееся до окончания средней школы, выявило лишь незначительное повышение уровня позитивности Я-концепции. Как правило, те, кто имел негативную Я-концепцию при вступлении в период юности, становясь взрослыми, сохраняли ее(Barnes and Farrier, 1985). Одно лонгитюдное исследование юношей и девушек, начатое в раннем подростковом возрасте и продолжавшееся до окончания периода юности, обнаружило у юношей тенденцию к повышению, а у девушек—к понижению самооценки с возрастом. Авторы объясняют это тем, что в раннем подростковом возрасте девочки чаще имеют низкую самооценку по сравнению с мальчиками, и эти различия усиливаются к концу периода юности(Block and Robins, 1993). Тем не менее подростки чрезвычайно чувствительны к важным событиям и переменам в своей жизни(Balk, 1983). В одной работе было обнаружено снижение уровня Я-концепции учащихся после того, как они со своими семьями переехали в другой город. Чем чаще совершались переезды и чем меньше времени прошло после последнего из них, тем сильнее было негативное влияние на Я-концепцию(Hendershott, 1989). Подростки, попавшие в дурную компанию и начинающие принимать девиантные нормы поведения, могут проявлять меньше самоуважения и повышенную склонность к самоуничижению.

Одно исследование показало, что самооценка обычно минимальна в возрасте примерно двенадцати лет(Protinsky and Farrier, 1980). Исследователей заинтересовал вопрос о том, какие факторы вызывают столь резкое снижение позитивного образа Я. Тщательно применяя статистические критерии контроля, они доказали, что начало пубертатного периода само по себе не являлось определяющим фактором, так как двенадцатилетние учащиеся средней школы имели более низкую самооценку, повышенную застенчивость и более высокую нестабильность образа Я, чем их ровесники, занимавшиеся в начальной школе. Возраст сам по себе также не имел значения. Фактически не было различий между рейтингами образа Я одиннадцатилетних и двенадцатилетних учащихся шестого класса или между рейтингами двенадцатилетних и тринадцатилетних учащихся седьмого класса. Единственным определяющим фактором оказался переход в среднюю школу. На образ Я неблагоприятно влиял переход из привычной и защищенной начальной школы, где у ребенка было мало учителей и постоянная группа одноклассников, в большую обезличенную среднюю школу, где педагоги, одноклассники и даже классные комнаты постоянно меняются. Ученики перешли из относительно безопасной среды начальной школы в более враждебную атмосферу средней школы, где гораздо больше шансов стать жертвами издевательств, в особенности для мальчиков (их, например, могут дразнить или бить). Результаты ясно указывают на то, что образ Я может пострадать, по крайней мере на какой-то период времени, под воздействием вызывающих у подростка тревогу жизненных событий. Другие исследования подтверждают, что переход из начальной в среднюю школу может стать для младших подростков стрессогенным событием(Fenzel, 1989, Mullis, Mullis. and Normadin. 1992). Педагогам следует учитывать влияние смены школы на Я-концепцию (Tierno, 1983)и переводить учеников, испытывающих трудности, в другую школу, пытаясь изменить их установки, поведение и Я-концепцию. Перевод в другую школу наиболее эффективен для учащихся средних классов, старшеклассникам он помогает реже. Эти результаты также означают, что приятные события могут вызывать улучшение образа Я и повышение самооценки. Обнаружено, что опыт пребывания в летнем лагере помогает улучшить Я-концепцию младших подростков(Flynn and Beasley, 1980). В двух работах отражены положительные результаты так называемого тренинга уверенности, который проводился для старшеклассников и студентов колледжа, страдавших робостью, замкнутостью, . неспособных поддерживать отношения с другими учащимися, преподавателями и родственниками(Stake, DeVille, and Pennell, 1983; Waksman, 1984). Благодаря ролевым играм и репетиционной отработке определенных форм поведения, молодые люди и девушки обучались смотреть в глаза собеседнику, ;начинать разговор, задавать вопросы, отказывать в некоторых просьбах а выражать свои чувства. Таким образом им удавалось преодолеть свою репутацию нерешительного человека и изменить мнение другие о себе. Еще одно исследование указывает на возрастание уверенности юношей и девушек из девятого класса после тренинга, продолжавшегося всего четыре часа(Wehr and Каи f man. 1987). Исследования, проведенные несколько позднее, продемонстрировали улучшение представления о себе у девятиклассников после 14 часов когнитивно-поведенческого тренинга(Lamke, Lujan, and Showalter, 1988). Изменений (которые были заметны даже три месяца спустя) удалось добиться в обстановке обычных классных занятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.