реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы - (диплом)

реферат
p>Вместе с тем, исследования показывают, что причины различных уровней учебной мотивации коренятся не только в психологии отдельных людей, но и в общих особенностях общественного устройства. Таковы главные обстоятельства, неразрывно связывающие авторитарно-бюрократическую пирамиду власти в современном обществе с воспроизводящим ее авторитарно-бюрократическим обучение в системе образования. Вот почему единственной надеждой для гуманистических педагогических инноваций являются укрепляющиеся во всех современных демократических обществах антитолитарные плюралистические ориентации, которые должны оставлять шанс на выживание самых различных тренинговых программ, в том числе и гуманистическим начинанием.

    БИБЛИОГРАФИЯ
    Альманах психологических тестов. М. , 1995.

Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М. , 1973. 280 с. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. , 1968. – 339 с. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. : В 2 т. М. , 1980. Т. 1. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. Л. , 1974, Выпуск 2.

Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1, 2. М. , 1982. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. , 1976. Асеев В. Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М. , 1974. С. 122.

    Асмолов А. Г. Психология личности. МГУ, 1990.

Ассев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М. , 1976. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. Н. , 1996.

Бажин Е. Ф. , Голынкина Е. А. , Эткинд А. М. Метод исследования локуса субъективного контроля // Психологический журнал, 1984. – Т. 5. - № 3. Бодалев А. А. Психология о личности. МГУ, 1988, с. 63.

Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М. , 1972.

Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. , 1972. С. 41-42.

Бондаренко С. М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л. Н. Ланды. М. , 1973. Вып. 2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М. , 1986. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после 16-ти. , 1989

Гальперин П. Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 1993. Годфруа Жо. Что такое психология. : В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. – М. , 1992. – 376 с. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. / АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986.

Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М. , 1974.

    Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М. , 1978.

Зимняя И. А. Педагогическая психология: Уч. пособие. - М. , 1997. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.

Кан-Калик В. А. К разработке теории обшего и профессиональног развития личности специалиста в ВУЗе. // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. Грозный, 1980. С. 5-13.

Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд. , переработ. и доп. М. , 1970. Ковалев А. Г. , Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л. , 1957-1960. – 264 с.

Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М. , 1988. – 191 с.

Кон И. С. Психология ранней юности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. – М. , 1976. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. – М. , 1976. – 175 с.

Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л. , 1961. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. , 1977. – 304 с. Леонтьев А. Н. Лекция как общение. М. , 1974. С. 22.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. , 1989. С. 225.

    Леонтьев А. Н. Психология общения. Тарту, 1974. С. 178.

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М. , 1992. – 173 с. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у учащихся. С. 17. Маслова Н. Ф. , Туренская Е. С. , Дубровина Р. С. Познай себя: Диагностические методики самопознания. Ставрополь, Изд-во СКИУУ, 1993, 72 с. Маслоу А. Мотивация и личность. М. , 1954.

Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. – М. : Издательский центр “Академия”, 1997. – 432 с. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М. , 1987. С. 124-128.

Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. М. , 1984. Пельц Д. , Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М. , 1973. – 87 с. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д. , АН СССР, Ин-т психологии. М. , 1986. – 254 с.

Проблема формирования ценностных ориентаций // Межвузовский сборник, МГПИ, 1987.

Рамуль К. А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога// Вопр. психол. - 1965. - № 6. - С. 126-135.

Рубинштейн С. П. Основы общий психологии. - СПб Питер. , 1999. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. М. : 1988. – 136 с. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л. , 1990. -256 с.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. Л. , 1979.

Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. – Иркутск, 1996. – 25 с. Симопова Н. И. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в ВУЗе: Автореф. …канд. психол. Н. М. , 1982. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М. , 1986. С. 14.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М. , 1986. – 392 с. Цигарелли Ю. А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы// Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. Научной тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена; [ Редкол. : Е. П. Ильин (отв. ред. ) и др. ]. – Л. , 1981. – 163 с.

Человек и его работа. Социологическое исследование. /Под ред. А. Г. Здравомыслова. М. , 1967.

Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М. , 1981. – 95 с. Шорохова Е. В. , Бобнева М. И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. , 1976.

Юпитов А. В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе. // Вопр. психол. - 1995. - № 4. - С. 50-56.

Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М. , 1973. С. 12-13.

Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М. , 1969. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. - М. -С. -Пет. , 1994

    АННОТАЦИЯ

на дипломную работу “Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы”.

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностно-образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны и интенсивное формирование специальных способностей с другой.

Для студенческого возраста характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность. В период студенчества отмечается общая направленность студентов на свое будущее, и все настоящее выступает для них в сете этой новой направленности их личности. У них формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное“Я”, которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений окружающих.

Эффективность учебного процесса в вузе в целом, прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов.

В студенческом возрасте важнейшим условием развития личности является общение. Общение на данном этапе развития личности является ведущим видом деятельности наряду с учебной деятельностью. В общении происходят основные новообразования.

Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студента и разработка рекомендаций по ее развитию средствами психологической службы ВУЗа.

    Задачи исследования:

Изучить социально-психологические особенности студенческого возраста. Выявить специфику учебной мотивации студента.

Исследовать особенности учебной мотивационной сферы студента. Разработать рекомендации по формированию устойчивой положительной мотивации студентов к процессу обучения в ВУЗе.

Адекватно логике нашего исследования мы использовали следующие методы работы: наблюдение, беседы, анкеты, тесты, методика“Мотивация учебной деятельности”, методика “Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)”, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) и тест Лири. В ходе предварительного изучения проблемы нами была сформулирована следующая гипотеза:

Развитие положительной учебной мотивации у студентов является одним из условий благоприятного личностного развития и эффективной профессиональной подготовки студента.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной мотивации студента лингвистического ВУЗа и выявляет ее значимые составляющие. Мы полагаем, что проведенное исследование будет способствовать саморазвитию студента, овладению учебным материалом, развитию учебно-познавательных мотивов сравнительно высокого уровня, что в свою очередь может привести к формированию других социальных мотивов. Иными словами, появляется реальная возможность собрать воедино то небольшое количество диагностических приемов, позволяющих определить характер учебной мотивации совместной деятельности.

В первой главерассматриваются психологические особенности мотивации в студенческом возрасте. Включающая в себя рассмотрение социально-психологических особенностей студенческого возраста, структуры мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов, специфику учебной мотивации студента и роли психологической службы ВУЗа в развитии мотивации студента. 1. Хочется отметить, что для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни. Именно в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

2. Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, З. Фрейд и др. ). Основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В. Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А. Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С. Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л. И. Божович, В. Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П. Я. Гальперин) и т. д.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека– его поведения, деятельности. Продуктивным в изучении мотивации является представление о мотивации как о сложнойсистеме, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы. Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся, изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.