Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Кафедра Режиссура культурно-досуговых программ
Курсовая работа
по теме: «Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте»
Выполнила
студентка гр. ФК-27
заочного отделения
Синявская Л.И.
Руководитель:
Досекина А.Ф.
г. Тольятти’2001
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Проблема творчества и творческих способностей в
современной педагогике и психологии
1. Понятие творчество и творческие способности…………………………5
2. Компоненты творческих способностей………………………………….7
3. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих
способностей.…..……………………………………………………...…10
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
2.1 Условия успешного развития творческих способностей детей….…..12
2.2 Развитие качеств творческого мышления……………………………...15
2.3 Развитие творческого воображения……………………………………17
Заключение……………………………………………………………….…24
Приложение…………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………..35
ВВЕДЕНИЕ
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все
времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в
овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно
создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия,
изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой
культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху
научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она
требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности,
гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям,
творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот
факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет,
а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины,
то становиться очевидным, что творческие способности человека следует
признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития –
одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все
культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой
деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое
общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего
поколения.
Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический
процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном
возрасте. Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных
способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых
необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей
детских садов и родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие
задачи:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе
анализа литературы.
- Определение условий, благоприятных для развития творческих
способностей детей.
- Определение основных направлений н педагогических задач по
развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.
- Определение эффективности работы традиционных методик
дошкольного воспитания в отношении развития творческих
способностей детей.
- Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития
креативных способностей на основе анализа и обобщения передового
педагогического опыта.
В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-
педагогического исследования.
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
2. Диагностика творческих способностей детей.
3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих
способностей детей.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается
проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа
различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить
универсальные творческие способности человека. В этой главе также
рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих
способностей детей.
Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих
способностей. В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного
развития творческих способностей, определяются основные направления и
педагогические задачи по развитию творческого потенциала дошкольников. Во
второй главе также анализируются результаты диагностики творческих
способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер, направленный на
оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях.
1. Проблема творчества и творческих способностей
в современной педагогике и психологии
1.1 Понятия творчество и творческие способности
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет
предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это
понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности
отождествляются со способностями к различным видам художественной
деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и
т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с
понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой
деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой
создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение
мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое
отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в
любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия
человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид
деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том,
что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные
приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует
творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение
бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или
действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей
выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные
особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им
творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде
человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о
художественных творческих способностях, но и о технических творческих
способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития
универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного
осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того
научная она, художественная, техническая и т.д.
1.2 Компоненты творческих способностей
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И
вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор
открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся
этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой
деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный
американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого
интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое
дивергентное мышление /6, 436/. Люди, обладающие таким типом мышления, при
решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение
единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем
возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.
Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые
большинство людей знают и используют только определенным образом, или
формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд
ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого
мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей
(в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи
(это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с
общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или
придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук,
опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и
музыкантов выделяет следующие творческие способности /14,6-36/
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько
понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении
символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной
задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на
части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её
проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся
системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить
наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального
замысла.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников,
основываясь на широком историко-культурном материале (история философии,
социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие
универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой
истории /12, 54-55/.
1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной,
общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того,
как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих
логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений –
способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне
альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно
создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою
скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и
проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик
творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|