самоцелью, а имеет свой смысл прежде всего в связи с превентивной
практикой, так как позволяет проводить воспитательно-профилактическую
деятельность с учетом всех, в том числе и индивидуальных факторов,
обусловливающих отклонения в поведении и сознании личности. Неблагоприятные
психобиологические предпосылки требуют, как правило, дополнительных как
психолого-педагогических, так и медицинских корректирующих мер и
воздействий.
Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов,
которые имеют неблагоприятную органическую отягощенность, но при этом
социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с
учетом этих имеющих неблагоприятный характер психобиологических
особенностей части правонарушителей. Отсюда понятен тот интерес, который
проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии,
криминологии, медицины, исследующие проблему отклоняющегося поведения и
преступности.
Г. А. Аванесов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие
отрицательную роль в поведении человека:
• патология биологических потребностей, нередко становящаяся причиной
сексуальных извращений и половых преступлений;
• нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные
состояния), которые повышают возбудимость нервной системы,
обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за
действиями;
• наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми
страдают 40% умственно отсталых детей;
• психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение
химического состава окружающей среды, использование новых видов
энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим,
токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминальным фактором.
[8]
РОЛЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ
ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.
Один из существенных компонентов причинного комплекса преступности —
неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления, разрыв между
потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями
их реализации.
Потребности складываются под воздействием прошлого. Стандарты прошлого
уклада жизни действуют на актуальные потребности людей благодаря их личному
опыту и опыту предыдущих поколений (через непосредственный контакт и с
помощью массовых коммуникаций). Установка «жить не хуже, чем раньше»,
охватывающая как уровень жизни в целом, так и его отдельные показатели,
касается и более отдаленного прошлого. Знания о нем, однако, всегда весьма
приблизительны, а представления в значительной степени искажены. Причем
одни стороны прошлой социальной жизни, как правило, преувеличиваются, в то
время как другие — существенно преуменьшаются, вследствие чего прошлое
идеализируется и способствует неоправданному росту потребностей.
Во-вторых, потребности диктуются прогнозируемым будущим. Население в
своих представлениях о возможных изменениях в укладе жизни обычно следует
официальным прогнозам, а также руководствуется формулой «завтра жить не
хуже, чем сегодня». Дополнительный рост потребностей может быть вызван
неправильным планированием, занижающим сроки выполнения тех или иных
народнохозяйственных задач, поспешными обещаниями ответственных организаций
и ведомств.
В-третьих, потребности людей формируются в результате сравнения с
жизнью других социальных групп и слоев. Сравнение осуществляется через
каждодневное общение с окружающими и через массовые коммуникации. В этом
случае действует установка «жить не хуже, чем другие».
В-четвертых, формирование потребностей подчиняется принципу
«соответствия» возможностей. Характер труда, например, в сознании людей
связан с более или менее определенным качеством досуга, степенью
общественного признания и размерами заработка; размеры заработка, в свою
очередь, — с качеством и разнообразием потребляемых благ и т. д.
Соответствия такого рода имеют как объективные основания (например,
необходимость полного и своевременного возмещения затрат физической и
умственной энергии), так и субъективные. Важное криминологическое значение
имеет противоречивость усвоенной ролевой информации, что связано в ряде
случаев с противоречиями в самом содержании социальной роли, ее
двузначности, «встроенной» в данную роль.
Сама по себе противоречивость внутриролевых требований в какой-то мере
неизбежна: в этом отражается социальный, противоречивый характер самих
процессов экономического и социального развития. Более того, осознание
таких противоречий может послужить мотивирующим стимулом для их преодоления
путем усовершенствования общественных связей и отношений, улучшения и
развития соответствующего законодательства.
Исход внутриролевого конфликта зависит от:
а) размера социальных, правовых, моральных санкций, ожидаемых в связи с
тем или иным вариантом поведения (как позитивных, так и негативных);
б) ожидаемой степени их реальности, близости, неотвратимости;
в) отношения индивида к своей социальной роли в целом и к ее составным
элементам в том числе (отождествление или отчуждение).
В случае если противоречивые требования социальной роли не мотивируют
конструктивного поведения, направленного на позитивное устранение,
преодоление этих противоречий, происходит адаптация, приспособление
индивида к ее требованиям. Исход такого приспособления и зависит от
взаимодействия указанных моментов (характер и реальность санкций,
отождествление с ролью или отчуждение от нее).
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ.
Оперирование термином «личность преступника» означает, что речь идет о
«социальном лице» человека, совершившего преступление. При
криминологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с
социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе
личность или среда, а именно их взаимодействие.
Социальная среда — это общество, не только объективные условия и
обстоятельства, определяющие поведение человека, но и непрекращающаяся
деятельность людей, которые создают и изменяют указанные обстоятельства, —
людей как продукта и источника социального развития.
Личность преступника представляет для криминальной психологии и
самостоятельный интерес, ибо она не просто отражает определенные внешние
условия, но является активной стороной взаимодействия. Для нее характерна
сознательная, целенаправленная деятельность.
Таким образом, связь социальных условий с преступным поведением носит
сложный характер, причем всегда социальные условия проявляются в
преступлении, преломляясь через личность. В ряде случаев они в процессе
длительного специфического социального взаимодействия накладывают
относительно стойкий отпечаток на личность и порождают не отдельные
преступные акты, а устойчивую противоправную ориентацию, которая
проявляется в комплексе правонарушений. Такая личность способна совершать
преступления даже при меняющихся условиях, если не изменилась она сама,
приспосабливая при необходимости для себя среду и преодолевая возникающие
препятствия.
Представляется, что отличие преступного поведения от правомерного
коренится в системе ценностных ориентации, взглядов и социальных установок,
т. е. в содержательной стороне сознания. Сами по себе преступления нельзя
рассматривать с точки зрения их внешней характеристики на какие-то особые
деяния, которые требуют необходимых физических и психических возможностей
индивида. Обще признано, что именно в координатах ценностно-нормативной
системы личности и социальной среды, их взаимодействии надо искать
непосредственные причины преступного поведения. Конечно, речь идет не
столько о декларируемых, желаемых морально-правовых идеалах и поступках,
сколько о непосредственных житейских представлениях, которые закрепляются
общественной практикой в сознании и деятельности человека. Кроме того,
система ценностей общества и личности рассматривается не только как
исходная сторона социального взаимодействия, но и как его результат,
влияющий на последующее взаимодействие. Не остаются без внимания и условия
их формирования, реализации, функционирования.
Таким образом, при исследовании возникает необходимость комплексной
оценки взаимосвязи различных характеристик среды и личности.
Преступность — это не только совокупность преступных деяний, но и
совокупность лиц, которые их совершают. Не случайно при исследовании
состояния, структуры и динамики преступности анализируются не только факты
преступлений, но и контингент преступников. Обобщение субъективных данных
позволяет точнее прогнозировать динамику преступности, ее влияние на
социальные процессы, научно обоснованно строить организацию борьбы с
преступностью, совершенствуя подсистему коррекции криминогенной деформации
личности и оптимизируя взаимодействие последней с социальной средой.
Преступность также можно рассматривать в рамках взаимодействия социальной
среды и личности, но уже на типическом уровне среды, личности, их
взаимосвязи.
ДВА ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА: СОЦИАЛЬНО-
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ.
Психологическая типизация личности есть один из методов познания
рассматриваемого явления, но необходимо изучать личности конкретных
преступников с соответствующим теоретическим обобщением полученных данных.
Механизм социальной детерминации преступности требует сочетания двух
подходов при изучении личности: социально-типологического и социально-
ролевого. В первом случае анализируются прежде всего социальная позиция
личности, соответствующие ей социальные нормы, их восприятие и исполнение.
Акцент делается на социальной обусловленности поведения личности как
объекта социальных влияний.
Во втором случае личность рассматривается как активный деятель,
субъект общественных отношений. Социально-ролевой подход позволит увидеть
позиции и функции, которые объективно криминогенны, так как они налагают на
личность обязанности, противоречащие действующему праву, и она может
выполнить их только ценой правонарушения; предъявляют к ней
взаимоисключающие требования, что ведет к социально-правовым конфликтам;
исключают личность из сферы действия необходимой для нее совокупности
положительных воздействий и т. п. Социально-типологический подход позволяет
понять, какую личность формируют обстоятельства, к каким социальным
позициям и ролям она готова, как в соответствующих типичных ситуациях
намерена преодолевать препятствия, разрешать конфликты и т. п. Выявление
того, почему негативно отклоняющееся от социальных норм поведение приняло
конкретный характер, требует этико-правовой оценки соответствующих позиций,
ролей, связей и отношений, а также личностных характеристик. Весьма
существенно и то, насколько распространен в обществе тип личности,
продуцирующий преступное поведение, как он соотносится с иными типами
личности, каковы его социально-экономические, социально-психологические и
психологические детерминанты.
Один из основных вопросов криминальной психологии это,— выделение
внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего с
типом мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды
могут создать для данной личности криминогенную ситуацию.
Психологическая зависимость преступников отличается по своему
характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей.
Кажому человеку уже в силу социального характера его развития и
воспитания свойственно стремление к объединению с другими людьми для
удовлетворения своих потребностей, достижения личных и совместных целей. В
этих объединениях человек неизбежно занимает определенную позицию, в том
числе и зависимую, подчиненную. Однако в отличие от убийц право послушные
люди способны выйти из группы, уйти от не удовлетворяющего или
травмирующего их контакта либо постараются изменить свое отношение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|