реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология преступника

реферат

самоцелью, а имеет свой смысл прежде всего в связи с превентивной

практикой, так как позволяет проводить воспитательно-профилактическую

деятельность с учетом всех, в том числе и индивидуальных факторов,

обусловливающих отклонения в поведении и сознании личности. Неблагоприятные

психобиологические предпосылки требуют, как правило, дополнительных как

психолого-педагогических, так и медицинских корректирующих мер и

воздействий.

Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов,

которые имеют неблагоприятную органическую отягощенность, но при этом

социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с

учетом этих имеющих неблагоприятный характер психобиологических

особенностей части правонарушителей. Отсюда понятен тот интерес, который

проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии,

криминологии, медицины, исследующие проблему отклоняющегося поведения и

преступности.

Г. А. Аванесов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие

отрицательную роль в поведении человека:

• патология биологических потребностей, нередко становящаяся причиной

сексуальных извращений и половых преступлений;

• нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные

состояния), которые повышают возбудимость нервной системы,

обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за

действиями;

• наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми

страдают 40% умственно отсталых детей;

• психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение

химического состава окружающей среды, использование новых видов

энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим,

токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминальным фактором.

[8]

РОЛЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ

ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.

Один из существенных компонентов причинного комплекса преступности —

неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления, разрыв между

потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями

их реализации.

Потребности складываются под воздействием прошлого. Стандарты прошлого

уклада жизни действуют на актуальные потребности людей благодаря их личному

опыту и опыту предыдущих поколений (через непосредственный контакт и с

помощью массовых коммуникаций). Установка «жить не хуже, чем раньше»,

охватывающая как уровень жизни в целом, так и его отдельные показатели,

касается и более отдаленного прошлого. Знания о нем, однако, всегда весьма

приблизительны, а представления в значительной степени искажены. Причем

одни стороны прошлой социальной жизни, как правило, преувеличиваются, в то

время как другие — существенно преуменьшаются, вследствие чего прошлое

идеализируется и способствует неоправданному росту потребностей.

Во-вторых, потребности диктуются прогнозируемым будущим. Население в

своих представлениях о возможных изменениях в укладе жизни обычно следует

официальным прогнозам, а также руководствуется формулой «завтра жить не

хуже, чем сегодня». Дополнительный рост потребностей может быть вызван

неправильным планированием, занижающим сроки выполнения тех или иных

народнохозяйственных задач, поспешными обещаниями ответственных организаций

и ведомств.

В-третьих, потребности людей формируются в результате сравнения с

жизнью других социальных групп и слоев. Сравнение осуществляется через

каждодневное общение с окружающими и через массовые коммуникации. В этом

случае действует установка «жить не хуже, чем другие».

В-четвертых, формирование потребностей подчиняется принципу

«соответствия» возможностей. Характер труда, например, в сознании людей

связан с более или менее определенным качеством досуга, степенью

общественного признания и размерами заработка; размеры заработка, в свою

очередь, — с качеством и разнообразием потребляемых благ и т. д.

Соответствия такого рода имеют как объективные основания (например,

необходимость полного и своевременного возмещения затрат физической и

умственной энергии), так и субъективные. Важное криминологическое значение

имеет противоречивость усвоенной ролевой информации, что связано в ряде

случаев с противоречиями в самом содержании социальной роли, ее

двузначности, «встроенной» в данную роль.

Сама по себе противоречивость внутриролевых требований в какой-то мере

неизбежна: в этом отражается социальный, противоречивый характер самих

процессов экономического и социального развития. Более того, осознание

таких противоречий может послужить мотивирующим стимулом для их преодоления

путем усовершенствования общественных связей и отношений, улучшения и

развития соответствующего законодательства.

Исход внутриролевого конфликта зависит от:

а) размера социальных, правовых, моральных санкций, ожидаемых в связи с

тем или иным вариантом поведения (как позитивных, так и негативных);

б) ожидаемой степени их реальности, близости, неотвратимости;

в) отношения индивида к своей социальной роли в целом и к ее составным

элементам в том числе (отождествление или отчуждение).

В случае если противоречивые требования социальной роли не мотивируют

конструктивного поведения, направленного на позитивное устранение,

преодоление этих противоречий, происходит адаптация, приспособление

индивида к ее требованиям. Исход такого приспособления и зависит от

взаимодействия указанных моментов (характер и реальность санкций,

отождествление с ролью или отчуждение от нее).

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Оперирование термином «личность преступника» означает, что речь идет о

«социальном лице» человека, совершившего преступление. При

криминологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с

социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе

личность или среда, а именно их взаимодействие.

Социальная среда — это общество, не только объективные условия и

обстоятельства, определяющие поведение человека, но и непрекращающаяся

деятельность людей, которые создают и изменяют указанные обстоятельства, —

людей как продукта и источника социального развития.

Личность преступника представляет для криминальной психологии и

самостоятельный интерес, ибо она не просто отражает определенные внешние

условия, но является активной стороной взаимодействия. Для нее характерна

сознательная, целенаправленная деятельность.

Таким образом, связь социальных условий с преступным поведением носит

сложный характер, причем всегда социальные условия проявляются в

преступлении, преломляясь через личность. В ряде случаев они в процессе

длительного специфического социального взаимодействия накладывают

относительно стойкий отпечаток на личность и порождают не отдельные

преступные акты, а устойчивую противоправную ориентацию, которая

проявляется в комплексе правонарушений. Такая личность способна совершать

преступления даже при меняющихся условиях, если не изменилась она сама,

приспосабливая при необходимости для себя среду и преодолевая возникающие

препятствия.

Представляется, что отличие преступного поведения от правомерного

коренится в системе ценностных ориентации, взглядов и социальных установок,

т. е. в содержательной стороне сознания. Сами по себе преступления нельзя

рассматривать с точки зрения их внешней характеристики на какие-то особые

деяния, которые требуют необходимых физических и психических возможностей

индивида. Обще признано, что именно в координатах ценностно-нормативной

системы личности и социальной среды, их взаимодействии надо искать

непосредственные причины преступного поведения. Конечно, речь идет не

столько о декларируемых, желаемых морально-правовых идеалах и поступках,

сколько о непосредственных житейских представлениях, которые закрепляются

общественной практикой в сознании и деятельности человека. Кроме того,

система ценностей общества и личности рассматривается не только как

исходная сторона социального взаимодействия, но и как его результат,

влияющий на последующее взаимодействие. Не остаются без внимания и условия

их формирования, реализации, функционирования.

Таким образом, при исследовании возникает необходимость комплексной

оценки взаимосвязи различных характеристик среды и личности.

Преступность — это не только совокупность преступных деяний, но и

совокупность лиц, которые их совершают. Не случайно при исследовании

состояния, структуры и динамики преступности анализируются не только факты

преступлений, но и контингент преступников. Обобщение субъективных данных

позволяет точнее прогнозировать динамику преступности, ее влияние на

социальные процессы, научно обоснованно строить организацию борьбы с

преступностью, совершенствуя подсистему коррекции криминогенной деформации

личности и оптимизируя взаимодействие последней с социальной средой.

Преступность также можно рассматривать в рамках взаимодействия социальной

среды и личности, но уже на типическом уровне среды, личности, их

взаимосвязи.

ДВА ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА: СОЦИАЛЬНО-

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ.

Психологическая типизация личности есть один из методов познания

рассматриваемого явления, но необходимо изучать личности конкретных

преступников с соответствующим теоретическим обобщением полученных данных.

Механизм социальной детерминации преступности требует сочетания двух

подходов при изучении личности: социально-типологического и социально-

ролевого. В первом случае анализируются прежде всего социальная позиция

личности, соответствующие ей социальные нормы, их восприятие и исполнение.

Акцент делается на социальной обусловленности поведения личности как

объекта социальных влияний.

Во втором случае личность рассматривается как активный деятель,

субъект общественных отношений. Социально-ролевой подход позволит увидеть

позиции и функции, которые объективно криминогенны, так как они налагают на

личность обязанности, противоречащие действующему праву, и она может

выполнить их только ценой правонарушения; предъявляют к ней

взаимоисключающие требования, что ведет к социально-правовым конфликтам;

исключают личность из сферы действия необходимой для нее совокупности

положительных воздействий и т. п. Социально-типологический подход позволяет

понять, какую личность формируют обстоятельства, к каким социальным

позициям и ролям она готова, как в соответствующих типичных ситуациях

намерена преодолевать препятствия, разрешать конфликты и т. п. Выявление

того, почему негативно отклоняющееся от социальных норм поведение приняло

конкретный характер, требует этико-правовой оценки соответствующих позиций,

ролей, связей и отношений, а также личностных характеристик. Весьма

существенно и то, насколько распространен в обществе тип личности,

продуцирующий преступное поведение, как он соотносится с иными типами

личности, каковы его социально-экономические, социально-психологические и

психологические детерминанты.

Один из основных вопросов криминальной психологии это,— выделение

внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего с

типом мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды

могут создать для данной личности криминогенную ситуацию.

Психологическая зависимость преступников отличается по своему

характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей.

Кажому человеку уже в силу социального характера его развития и

воспитания свойственно стремление к объединению с другими людьми для

удовлетворения своих потребностей, достижения личных и совместных целей. В

этих объединениях человек неизбежно занимает определенную позицию, в том

числе и зависимую, подчиненную. Однако в отличие от убийц право послушные

люди способны выйти из группы, уйти от не удовлетворяющего или

травмирующего их контакта либо постараются изменить свое отношение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.