реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология подростка - (диплом)

реферат
p>В табл. 2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности у школьников 8 классов. Экспериментальным путем были выделены следующие уровни тревожности:

    Таблица 2
    Стандартные данные по уровням тревожности
    Уровень тревожности
    Группа
    учащихся
    Уровень различных видов тревожности (в баллах)
    кл.
    пол
    Общая
    Школьная
    Самооцен.
    Межличн.
    1. Норма
    8
    ж
    м
    7
    4
    19
    17
    11
    4
    21
    18
    7
    5
    20
    17
    2. Несколько повышенный
    8
    ж
    м
    20
    18
    25
    23
    22
    19
    26
    25
    21
    18
    27
    24
    3. Высокий
    8
    ж
    м
    26
    24
    31
    30
    27
    26
    31
    32
    28
    25
    33
    30
    4. Очень
    высокий
    8
    ж
    м
    > 94
    > 91
    более 31
    более 30
    более 31
    более 32
    более 33
    более 30
    5. "Чрезмерное спокойствие"
    8
    ж
    м
    < 30
    < 17
    менее 7
    менее 4
    менее 11
    менее 4
    менее 7
    менее 5

Недостаток этой шкалы заключается в том, что результаты исследования будут целиком и полностью зависеть от желания школьника отвечать, от его доверия к экспериментатору. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытыывают тревожность, но и считают необходимым заявить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным "криком о помощи" и, напротив, за "чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревожность, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Поэтому для достоверности результатов мы использовали эту методику в совокупности с графическими методами диагностики (2. 2. ).

    2. 1. 2. Диагностика состояния агрессии у подростков

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. [19, 9] Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации, и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность). В практике психологов более интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса- Дарки.

    А. Басс, воспринявший ряд положений своих

предшественников, разделил понятие агрессии и враждебности и определил последнюю как: ".... реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событиий. " Создавая свой опросник, дифференцирующий проявленияя агрессии и

враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Вопросник состоит из 75 утверждений, на который испытуемый отвечает "да" или "нет". (См. Приложение 2. )

При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами: 1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить внияние общественного одобрения ответа на вопрос.

    Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
    1. Физическая агрессия:
    "да"=1, "нет"=0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и
    "нет"=1, 2да"=0 - 9 и7 утверждения.
    2. Косвенная:
    "да"=1, "нет"=0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и
    "нет"=1, "да"=0 - 26 и 49.
    3. Раздражение:
    "да"=1, "нет"=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и
    "нет"=1, "да"=0 - 11, 35, 69.
    4. Негативизм:
    "да"=1, "нет"=0: 4, 12, 20, 28 и
    "нет"=1, "да"=0 - 36.
    5. Обида:
    "да"=1, "нет"=0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.
    6. Подозрительность:
    "да"=1, "нет"=0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и
    "нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.
    7. Вербальная агрессия:
    "да"=1, "нет"=0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и
    "нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.
    8. Чувство вины:
    "да"=1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54 61 67.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессвности является величина ее ииндекса, равная 21+4, а враждебности 6, 5-7+3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Используя данную методку, следует помнить о том, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому данный опросник мы использовали в своей работе в совокупности с проективными методиками (см 2. 2).

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
    Бланк методики "Шкала тревожности" (Кондаш)
    Фамилия, Имя _________________________________________
    Класс__________________ Возраст ______________________
    Дата __________________
    ИНСТРУКЦИЯ:

На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа : 0 1 2 3 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру - 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру - 1. Если ситуация достаточно неприятна, вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру - 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру - 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не может перенести ее, и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру - 4.

Ваша задача - представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком, ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасения, беспокойство, тревогу или страх.

    ВОПРОСЫ:
    Пример: перейти в новую школу 0 1 2 3 4
    1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4
    2. Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 0 1 2 3 4 4. Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4

    5. Думать о своем будущем 0 1 2 3 4
    6. Учитель смотрит по журналу, кого-бы спросить 0 1 2 3 4
    7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4
    8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь

(наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 0 1 2 3 4

    9. Пишешь контрольную работу 0 1 2 3 4
    10. После контрольной учитель называет отметки 0 1 2 3 4
    11. На тебя не обращают внимания 0 1 2 3 4
    12. У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4
    13. Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4
    14. Тебе грозит неудача или провал 0 1 2 3 4
    15. Слышишь за своей спиной смех 0 1 2 3 4
    16. Сдаешь экзамены в школе 0 1 2 3 4
    17. На тебя сердятся (непонятно почему) 0 1 2 3 4
    18. Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4
    19. Предстоит важное, решающее дело 0 1 2 3 4
    20. Не понимаешь объяснений учителя 0 1 2 3 4
    21. С тобой несогласны, противоречат тебе 0 1 2 3 4
    22. Сравниваешь себя с другими 0 1 2 3 4
    23. Проверяются твои способности 0 1 2 3 4
    24. На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4
    25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3
    4
    26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 0 1 2 3 4
    27. Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4
    28. Думаешь о своих делах 0 1 2 3 4
    29. Тебе надо принять для себя решение 0 1 2 3 4
    30. Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    Вопросник Басса-Дарки

1. Временами я не могу справиться с желанием причинять вред другим да нет 2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю да нет

    3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы да нет 5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет

    6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет 8. Когда мне случалось обманывать кого-нибудь, я испытывал угрызения совести да нет

    9. Мне кажется, я не способен ударить человека да нет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет 11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет 13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет

    15. Я иногда бываю несогласен с людьми да нет

16. Иногда мне приходят на ум мысли, которых я стыжусь да нет 17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет 18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми да нет

    19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор да нет

    21. Меня немного огорчает моя судьба да нет
    22. Я думаю, что многие не любят меня да нет

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет 25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет 26. Я не способен на грубые шутки да нет

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет 30. Довольно многие люди завидуют мне да нет

    31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет 33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет

    34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет 36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет 37. Хотя я не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет 38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет 40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет

    41. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня да нет
    42. Когда получается не по-моему, иногда я обижаюсь да нет
    43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием да нет
    44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел да нет
    45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам" да нет

46. Если кто-то раздражает меня, я готов сказать о нем все, что думаю да нет 47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею да нет 48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет

    49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет 51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет

    53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
    54. Неудачи огорчают меня да нет
    55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие да нет
    56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол,
    что хватал первую попавшуюся вещь и ломал ее да нет

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет 58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет 59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет

    60. Я ругаюсь только со злости да нет

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет 62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет 64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет 65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить да нет 66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет 67. Я часто думаю, что жил неправильно да нет

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет 69. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет

    72. В последнее время я стал занудой да нет
    73. В споре я часто повышаю голос да нет

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет 75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

    ЛИТЕРАТУРА
    1. Анзорг Линда
    "Дети и семейный конфликт"
    М. : "Просвещение", 1987 г.
    2. Байярд Р. Т. , Байярд Д.
    "Ваш беспокойный подросток"
    М. : "Просвещение", 1991 г.
    3. Блага К. , Шебек М.
    "Я - твой ученик, ты - мой учитель. "
    М. : "Просвещение", 1991 г.
    4. Бурлачук Л. Ф. , Морозов С. М.

"Словарь-справочник по психологической диагностке" Киев: "Наукова думка", 1989г.

5. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др. М. : 1984

    6. Волкова Е. М.
    "Трудные дети или трудные родители? "
    М. : "Профиздат", 1992 г.
    7. Жутикова Н. В.
    "Психологические уроки обыденной жизни"
    М. : "Просвещение", 1990 г.
    8. Ковалев С. В.
    "Психология современной семьи. "
    М. : "Просвещение", 1988 г.
    9. И. С. Кон
    "Дружба"
    М. : "Просвещение", 1980 г.
    10. И. С. Кон
    "Психология ранней юности"
    М. : "Просвещение", 1991 г.
    11. Лесгафт П. Ф.
    "Семейное воспитание ребенка и его значение. "
    М. : "Педагогика", 1991 г.
    12. Личко А. Е.
    "Психопатии и акцентуации характера у подростков. "
    М. : 1983 г.
    13. Макаренко А. С.
    "Книга для родителей"
    Л. : "Лениздат", 1981 г.
    14. Обухов Я. Л.
    "Образ-рисунок-символ"//
    Журнал практического психолога, N 2, 1996 г.
    15. Овчарова Р. В.
    "Справочная книга школьного психолога"
    М. : "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.
    16. Панкова Л. М.
    "У порога семейной жизни. "
    М. : "Просвещение", 1991 г.
    17. Петровский А. В.
    "Возрастная и педагогическая психология"
    М. : Педагогика, 1975 г.
    18. Поливанова Л. Б.
    "Психологическое содержание подросткового
    возраста"//
    Вопросы психологии N5 1992 г.
    19. Психология (словарь)
    под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского
    М. : Изд. политической литературы, 1990 г.

20. "Психология современного подростка" под ред. Д. И. Фельдштейна М. : Педагогика, 1987 г.

    21. Ремшмидт Х.
    "Подростковый и юношеский возраст"//
    Мир 1994 г.
    22. Рогов Е. И.
    "Настольная книга практического психолога в
    образовании"
    М. : "Владос", 1996 г.
    23. Романова Е. С. , Потемкина О. Ф.
    "Графические методы в психологической диагностике"
    М. : "Дидакт", 1992 г.
    24. Сатир В.
    "Как строить себя и свою семью. "
    М. : "Педагогика - Пресс", 1992 г.
    25. Соколова В. Н. , Юзефович Г. Я.
    "Отцы и дети в меняющемсяя мире"
    М. : "Просвещение", 1991 г.
    26. Спиваковская А. С.
    "Как быть родителями: (о психологии родительской
    любви)"
    М. : "Педагогика", 1986 г.
    27. Спок Б.
    "Разговор с матерью"
    СПб: Лениздат, 1992 г.
    28. Степанов С. С.
    "Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. "
    М. : "Академия", 1996 г.
    29. Эйдемиллер Э. Г.
    "Методы семейной диагностики и психотерапии. "
    Москва & Санкт-Петербург: "Фолиум", 1996 г.
    30. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В.
    "Семейная психотерапия"
    Л. : 1990 г.
    31. "Учителям и родителям о психологии подростка"
    Под ред. Г. Г. Аракелова
    М. : "Высшая школа", 1990 г.
    32. А. Фромм
    "Азбука для родителей"
    Л. : 1991 г.
    33. Хоментскаус Г. Т.
    "Семья глазами ребенка"
    М. : 1990 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.