реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психология

реферат

* процессы научения; * творчество и интуицию;

* положительные эмоции; * отрицательные эмоции;

* европейское мировоззрение. * восточное

мировоззрение.

Левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое - левой. У

правшей чаще всего в роли доминирующего полушария выступает левое

полушарие, а правое выполняет подчиненную роль, как правило, помогает

левому в решении поставленной им задачи. Левое полушарие, видимо, нуждается

в отдыхе, и во время ночного сна активизирует свои функции правое

полушарие, которое никогда не отдыхает.

2. Клеточные механизмы нервной системы.

Нервная система всех живых существ на планете Земля состоит из клеток

двух типов: нейронов и глиальных клеток.

Нейрон представляет собой клетку, от которой отходит большое

количество сильно ветвящихся коротких отростков - дендритов и один

относительно длинный не ветвящийся по своей длине отросток - аксон. Работа

нейрона состоит в том, что он получает сигнал от одних нейронов и передает

другим.

Сигнал приходит на дендрит через особого рода контакт, называемый синапсом,

а затем по аксону и одному из его отростков передается другим нейронам.

Каждая нервная клетка связана с многими другими. В коре головного мозга

некоторые нейроны имеют до 6 тысяч контактов с другими, но чаще нейрон

связан лишь с небольшим количеством нейронов, вместе с которыми он образуют

локальную цепь. Сверху нейрон покрыт миелиновой оболочкой, играющей роль

изоляции и не допускающей рассеивания сигнала.

Функции глии до конца не изучены. Известно, что глиальных клеток в 5-

10 раз больше, чем нейронов и что они могут делиться. Миелиновая оболочка

нейронов ЦНС представляет собой слой глиальных клеток - олигодендроцитов,

аналогичные клетки в ПНС называются шванновскими и выполняют сходные

функции. Особую роль отводят глиальным клеткам, названным астроцитами за их

звездчатую форму. Они, видимо, поддерживают нейрон в статичном состоянии,

подносят питательные вещества и кислород. возможно как-то участвуют в

передаче информации и утилизируют (перерабатывают) отмершие участки

нейронов, превращая массу нервной ткани в желеобразную неэлектропроводную

среду.

Вообще, работа нервной системы строится по типу электрической сети,

где биоэлектрический сигнал с огромной скоростью в ЦНС (около 300 км/ч) и

более медленной в ПНС передается от одного нейрона к другому, обеспечивая

всю полноту восприятия и реакций организма.

Раздел 4: ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

1. Ощущение.

Ощущение - это один из самых простых психических процессов,

представляющий собой реакцию на отдельные свойства объекта, благодаря

которому мы можем оценить многообразные характеристики раздражителя,

воздействующего на нас, но не можем сказать, что это за раздражитель.

Ощущение возникает благодаря работе особого механизма, называемого

анализатором. Анализатор состоит из трех отделов:

1. Периферический отдел представляет собой скопление чувствительных

клеток - рецепторов, способных под воздействием раздражителя изменять свой

биоэлектрических потенциал, т.е. возбуждаться. Каждый вид рецепторов

является специализированным, т.е. реагирует на определенный вид энергии -

тепловой, химической, механической, электрической или электромагнитной. Что

представляет собой чувствительный орган для каждого вида анализатора,

видно из таблицы, в которой также указаны качества, распознаваемые

рецепторами:

Модальность Чувствительный орган Качества

Зрение Сетчатка глаза Яркость

Контрастность

Движение

Размеры

Цвет

Слух Улитка

Высота

Тембр

Сила звука

Равновесие Вестибулярный Изменение

аппарат положения тела

Осязание Кожа

Давление

Температура

Вкус Язык

Сладкое, горькое

кислое, соленое

Обоняние Пазухи носа

Запахи

2. Проводниковый отдел представлен афферентными (центростремительными)

нервами, которые проводят первоначальный импульс от рецепторов в кору

головного мозга, и афферентными (центробежными) нервами, которые проводят

ответный сигнал от мозга к периферии.

3. Корковый отдел, где распознается первоначальный импульс и обеспечивается

ответная реакция организма. Здесь и возникает психический процесс, который

называется ощущением, но для того чтобы оно возникло, требуется слаженная

работа всех трех отделов анализатора.

Рецепторные отделы различных анализаторов обладают рядом общих

свойств:

* Адаптация - изменение чувствительности анализатора при воздействии

раздражителей различной силы. Чувствительность анализатора повышается при

воздействии слабого раздражителя, чтобы более точно оценить сигнал; при

воздействии раздражителя большой силы чувствительность анализатора

снижается.

* Контрастность - нарушение чувствительности под влиянием воздействия

предшествующего раздражения. Это происходит из-за того, что анализатор,

настроившись на раздражитель определенной силы, в течение некоторого

времени сохраняет эту настройку за счет еще одного свойства рецепторов,

которое называется

* Последействие - задержка возбуждения определенной силы в анализаторе

после окончания воздействия раздражителя.

* Взаимодействие - появление возбуждения в том анализаторе, который не

испытал непосредственного воздействия раздражителя.

Взаимодействие анализаторов существует в двух видах:

* сенсибилизация - повышение чувствительности одного анализатора при

воздействии раздражителя на другой анализатор. Так, при словах "кислый

лимон" у многих испытуемых могут возникнуть различные ощущения в

анализаторах, не испытавших непосредственного воздействия раздражителя:

повышенное выделение слюны, кислый вкус, сведение скул.

* синестезия - возникновение при раздражении одного анализатора ощущения,

характерного для другого анализатора. Например, цветным слухом обладал Н.А.

Римский-Корсаков: при восприятии звука он одновременно воспринимал и

определенный цвет.

Анализаторы могут реагировать на раздражители определенной силы.

Раздражитель должен иметь некоторую величину, чтобы вызвать ощущение, т.е.

должен преодолеть физиологический порог возбуждения, который достаточно

низок. Но это не значит, что такой сигнал может быть нами сознательно

воспринят. Чтобы восприниматься на сознательном уровне, сигнал должен

преодолеть еще один порог - порог сознательного опознания. При превышении

силы раздражителя зоны сознательного опознания, изменяется модальность

восприятия. Мы воспринимаем уже не адекватный сигнал, а боль.

Очень сильный Изменение модальности

ощущений

Боль Верхний порог

чувствительности

Зона сознательного опознания Ощущение, адекватное Ощущение,

адек-

ватное силе раздражителя

Порог сознательного опознания

Подсознательное отражение Стимул воспринимается, но

сигнала не осознается

Очень слабый Порог физического возбуждения

Отсутствие возбуждения в

анализаторах Стимул не воспринимается

Классификация ощущений.

В психологии принято несколько классификаций ощущений:

1. По модальности ощущения делятся на:

* контактные(осуществляется контакт раздражителя с рецепторами) - осязание

и вкус;

* дистантные(раздражитель воздействует на рецепторы издалека) - зрение,

слух, обоняние.

2. По месту расположения рецепторов ощущения делятся на:

* экстероцептивные - рецепторы поверхности тела, реагирующие на сигналы из

среды;

* интероцептивные - рецепторы, расположенные во внутренних органах и

тканях;

* проприоцептивные - рецепторы, расположенные в мышцах и связках и

доставляющие информацию о движении и положении нашего тела.

2. Восприятие.

Восприятие - создание целостного образа объекта на основе данных

органов чувств и прошлого опыта субъекта.

Процесс восприятия неразрывно связан с ощущениями и базируется на

них. Ощущения в совокупности обеспечивают перцепцию, т.е. процесс

непосредственного восприятия объектов. Но кроме информации, доставляемой

органами чувств, в восприятии присутствует и апперцепция - зависимость

воспринимаемого от прошлого опыта и содержимого бессознательного.

При первичном восприятии предмета, какого-либо человека или ситуации

мы строим образ восприятия полагаясь в большей степени на обобщенные

данные органов чувств и лишь частично - на свой личный опыт. При

многократном восприятии этих же предметов или людей процент

апперцептивности восприятия увеличивается многократно и наше восприятие

лишь в очень незначительной степени полагается на объективную информацию,

полученную в процессе ощущений.

Первичное восприятие предмета Последующие

восприятия

Перцепция апперцепция

перцепция

апперцепция

Таким образом, в восприятии привычных объектов мы ориентируемся в

основном на свой собственный опыт и, следовательно, воспринимаем все

явления действительности очень индивидуально. Иными словами, несмотря на

то, что все мы живем в одном мире, картина мира у каждого своя и

существенно отличается от мировосприятия других людей.

Но вместе с тем восприятие мира ребенком строится на основе общения с

другими людьми и именно поэтому только человек, живущий в человеческом

обществе, рядом с людьми, способен воспринимать мир по-человечески.

Восприятие характеризуется следующими особенностями:

* Предметность (или акт объективации) - особенность восприятия, благодаря

которой мы способны воспринимать предметы окружающего мира как существующие

вне и независимо от нас. В течение длительного периода онтогенетического

(онтогенез - развитие человека в процессе взросления) развития ребенок

воспринимает окружающий мир как продолжение своего собственного тела.

Говоря иными словами, у него отсутствует способность к расчленению субъекта

и объекта. Только приблизительно к трем годам (а по мнению некоторых

исследователей - к 12 годам) ребенок в состоянии отчетливо сознавать

границы своего собственного существа, что связано с понятием "самости".

Выражается актуализация этой особенности в осознанном употреблении ребенком

местоимения "Я".

* Целостность - способность нашего восприятия объединять данные различных

ощущений в целостный образ предмета. Также целостность восприятия

выражается в возможности опознания предмета в тех случаях, когда какие-то

его части не видны или предмет предъявляется нам в непривычном ракурсе.

Так, например, мы без труда опознаем книгу, предъявленную нам не в

привычном виде, а виде прямоугольника со стороны корешка.

* Константность - способность нашего восприятия в течение некоторого

времени сохранять постоянство формы и размеров воспринимаемых предметов,

независимо от изменения расстояния до них и изменения угла зрения. В самой

значительной степени это свойство работает в отношении восприятия человека.

Даже на большом расстоянии мы правильно оцениваем рост и другие параметры

воспринимаемого человека.

* Структурность связана с целостностью и выражается в том. что мы

воспринимаем абстрагированную от разовых сиюминутных ощущений структуру

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.