4. Создание таких условий, при которых интересы работников
отождествляются с интересами предприятия.
5. Конструктивное сотрудничество с представителями рабочих и служащих.
6. Повышение ответственности персонала за экономическое состояние и
развитие предприятия.
7. Оценка кадров по деловым и личностным качествам.
8. Обеспечение социальной справедливости по отношению к каждому
работнику, защита его интересов.
9. Совершенствование организации управления персоналом, форм и методов
кадровой работы.
10. Изучение деловых и личностных качеств руководителей и специалистов.
11. Укомплектование производства работниками требуемой квалификации,
способными достигать высоких результатов труда.
12. Подготовка резерва кадров.
13. Разработка экономических стимулов и социальных гарантий.
Основными направлениями деятельности завода «ЛИТ» являются:
1. Разработка и контроль за выполнением разделов коллективного договора,
касающихся кадровой и социальной политики предприятия.
2. Отдел кадров, приём, перемещение и увольнение работников, оформление
всей документации на протяжении их трудовой деятельности на
предприятии.
3. Определение оценочных критериев для установления должностных окладов
руководителям, специалистам, служащим и установление тарифных ставок
и окладов для рабочих.
4. Планирование и регулирование движения и профессиональной карьеры
кадров, процессов их высвобождения и перераспределения.
5. Прогнозирование текущей и перспективной потребности в кадрах и
источников обеспечения ими.
6. Изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников,
разработка рекомендаций по рациональному использованию кадров в
соответствии с требованиями производства.
7. Аттестация руководителей и специалистов.
8. Оформление и предоставление материалов на поощрение, и награждение
ведомственными и правительственными наградами.
9. Контроль за адаптацией молодых специалистов и рабочих.
10. Изучение причин текучести кадров, динамики изменения трудового
коллектива.
11. Оформление пенсионных дел.
12. Обеспечение обоснованных управленческих решений по вопросам труда,
кадров и социального развития на основе анализа социально-
экономической ситуации на предприятии.
13. Изучение потребностей и интересов различных категорий работников и
имеющихся возможностей их удовлетворения. Разработка положений о
социальных гарантиях и поощрениях.
14. Заключение договоров с медицинскими учреждениями на лечение и
проведение профилактических мероприятий, а также постоянный контроль
за их исполнением.
15. Разработка новых форм материального и морального стимулирования,
изучение влияния этих стимулов на повышение трудовой и социальной
активности работников.
16. Подготовка и заключение договоров на приобретение путёвок в санатории
и дома отдыха, распределение их по подразделениям.
17. Изучение, анализ и разработка методов решения социальных и
психологических проблем организации труда, быта и отдыха работников.
18. Контроль за соблюдением в подразделениях социальных требований и
нормативов при проведении единой политики в области социального
развития предприятия.
19. Проведение социологических исследований.
20. Соблюдение правил техники безопасности работниками на предприятии.
Выполнение и решение такого широкого ряда задач возможны лишь при
наличии соответствующего количественного и качественного состава кадровой
службы.
3.2. Роль кадровой системы в формировании и управлении промышленным
производством.
Исследование и опыт кадровой службы завода до настоящего времени
свидетельствуют о том, что существование этой службы чрезвычайно мало
реализовывало свои функции управления персоналом предприятия. Деятельность
вчерашней кадровой службы ограничивалось пассивной и автономной
регистрацией: приём, увольнение, учёт личного состава и отчётность. В
современных условиях отсутствие системы автоматизированного учёта кадров и
специалистов-психологов, социологов лишают кадровую службу возможностей
оперативного анализа и планирования целесообразных социальных изменений в
коллективе, отстраняет её от выполнения своей сущностной функции. Расширяя
свои знания в кадровой политике, начальник социально-правового отдела (так
называется отдел кадров на заводе) основывается на новую концепцию кадровой
службы предприятия, а это:
1. Прогнозирование потребности в кадрах (планирование, разработка программ
и проектов покрытия потребности в рабочей силе, подготовка,
переподготовка и повышение квалификации кадров в условиях рыночных
отношений).
1. Обеспечение потребности в кадрах (профессиональная пропаганда,
повышение престижа предприятия, профориентационные работы,
профессиональный отбор новых работников).
1. Обеспечение учёта кадров (оформление приёмов, увольнений, перемещений
из одного подразделения в другое, ведение личных дел, внедрение
компьютерного учёта и обработки данных, системы
отчётности).
4. Управление движением кадров (регулирования внутрипроизводственным
процессом).
4. Осуществление контроля за рациональным использованием кадров (учёт
и анализ состояния трудовой дисциплины на производстве, разработка
предложений по её укреплению).
5. Оказание социальных услуг (оформление пенсий, больничных листов,
отпусков, льготных выплат и т. д.).
С целью повышения экономической и социальной эффективности
промышленного предприятия и для более широкого распространения новых форм
организации, социально-правовой отдел завода под руководством его
начальника проводит всевозможные опросы работников, а в особенности–
руководителей, находя огромную возможность в проведение подобных
мероприятий. Основываясь на многочисленные работы практических психологов
Ю. Красовского «Как преодолеть стресс на работе?», Л. Тобиаса
«Психологическое консультирование и менеджмент», которые считают, что «у
каждого работника есть свой индивидуальный предел временного давления
стресса... Если руководитель или работник перегружены заданиями, а время их
выполнения «поджимает», то возникает типичная стрессовая ситуация. Формула
стресса такова: «деятельность– перенапряжение– отрицательные эмоции». Ю. Д.
Красовский (с 141-148) определяет три позиции людей по отношению к стрессу:
«стресс вола» для тех, кто к нему адаптируется, «стресс кролика» для тех,
кто его избегает, «стресс льва» для тех, кого стрессовые ситуации
мобилизируют.
Анализируя способы психологической самозащиты, определяя их как взгляд в
будущее, группа менеджеров кадровой службы завода предложила ответы на
вопрос:
«Как бороться со стрессом?»
14. бросить курить
15. чаще общаться с природой (время от времени выезжать на рыбалку)
16. регулярно делать утреннюю гимнастику
17. разгружать себя эмоционально
18. находить новые увлечения (изыскивать время отдыха с семьёй)
19. рационализировать рабочий день
20. планировать работу по своим возможностям
21. относиться ко всему философски
22. переключаться на другие виды деятельности
23. общаться с коллегами и расположенными к тебе людьми
24. переменить привычную обстановку (сменить мебель, переставить её)
25. до начала работы «прикинуть» планы на сегодня и настроить себя
26. комбинировать работу в кабинете и на местах
27. чередовать работу, меняя тактику
28. не затягивать рабочий день для себя и других
29. организовать систему самоконтроля
30. научиться чувствовать стрессовую ситуацию по нарастающим признакам
31. всегда быть готовым к неожиданностям
32. разгружать себя, делегируя полномочия
Индивидуальные опросы руководителей позволили выявить способы
преодоления стресса в ситуациях, когда ими были допущены трудно исправимые
ошибки и руководители вынуждены были отчитаться за свои просчёты перед
генеральным руководством фирмы.
Психологические обследования используются кадровой службой также для
подбора подходящих кандидатов на высокие посты. Поэтому важную роль в
кадровой системе завода имеет место менеджера-консультанта. Человека,
изыскивающего способы помочь работникам трудиться продуктивнее. В его
задачи входит:
33. улучшение психологического климата на предприятии и повышение
«боевого духа» его сотрудников
34. совершенствование практики подбора кадров
35. модернизация организационной структуры
36. оказание поддержки служащим в развитии их способностей
37. сплочение коллектива в единую команду
38. формирование доброжелательной атмосферы на производстве
39. помощь людям в преодолении стрессов
40. достижение соответствия между внутренним складом человека и его
работой
41. устранение конфликтов
42. снижение текучести кадров
43. оценка производственных программ с точки зрения психологии
44. проведение регулярной политики поощрения и наказания на фирме
45. консультирование руководителей по психологическим аспектам
деятельности предприятия на рынке, включая переговоры, рекламу,
маркетинг и т. д.
Психологические новшества, по мнению кадровой, службы завода, играют
очень продуктивную роль; тесты, психологический анализ, наблюдательность,
выдержка, доверительность– вот оружие менеджера-консультанта в исследовании
человеческой личности, в стремлении сделать её совершеннее.
3. 3. Коммуникативность на производстве.
Эффективность коммуникации в организации в настоящее время является
одной из важнейших составляющих успешности и конкурентоспособности самой
фирмы.
Применительно к практике кадровой службы с внедрением в ней должности
менеджера по кадрам, она понимается, как передача информации от одного
человека к другому и затрагивает практически все сферы взаимодействия
управленцев с персоналом, начиная с поиска кандидатов для организации и
кончая их уходом на пенсию. Все это требует изучение оптимальных путей
улучшения коммуникации внутри организации.
Психология управленческой организацией выделяет несколько сфер
коммуникативного взаимодействия менеджеров с персоналом, которые включают:
1. Наем на работу
2. Адаптацию
3. Функционирование
4. Индивидуальную оценку (аттестацию)
5. Личную безопасность
6. Дисциплину
Коммуникации пронизывают всю организацию, будь то выработка и
принятие организационных решений или разрешение внутриорганизационных
конфликтов.
Существует 2 типа коммуникативных потоков: горизонтальные - между
равными по положению работниками и вертикальные - по иерархии. Вертикальные
в свою очередь делятся на восходящие (информация проходит от рядовых
работников к руководству) и нисходящие (информация идет от руководства к
рядовому работнику).
Рассматривая коммуникативное взаимодействие, как взаимодействие
конкретной социально-производственной ситуации и учитывая совокупность
взаимосвязанных условий, в которых осуществляется совместная деятельность,
а это: производственно-технические условия; экономические, организационные,
социально-психологические.
В основе направленности на коммуникативное взаимодействие лежит
единство целей руководителя и исполнителя в совместной трудовой
деятельности и их сосредоточенность на единых задачах.
В работе Г. М. Мануйлова (с.179-185) “Проблема коммуникативности
руководителей современных организаций” “Коммуникация - это процесс
двустороннего обмена идеями и информацией, ведущей ко взаимному пониманию.
Чтобы убедиться в успехе коммуникации необходимо иметь:
1. обратную связь
2. условие эффективности обратной связи
Большинство ученых склонны считать, что основными принципами плохой
коммуникации обычно являются:: недостаточное понимание важности сообщения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|