реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка

реферат

в потолок. Хорошо еще, если кто-то из знакомых заинтересуется малышом.

Питание строго по расписанию: поел, жди следующего раза. Проблема фигуры

для европейцев имела тоже немаловажное значение, поэтому они старались

поскорее перевести ребенка на искусственное кормление.

Итак, общение с близким взрослым, новые впечатления, чувство

безопасности все это маленький африканец получает в избытке, европейскому

же малышу этого не хватает. Вот он и отстает в развитии. Но самое

любопытное то, что к 2 годам развитие африканского ребенка резко

замедляется; европейские сверстники догоняют, а затем и перегоняют его,

начинает сказываться уровень культуры окружения.

Вывод очевиден: чем больше взрослые общаются с ребенком, тем

интенсивнее идет его физическое и психическое развитие.

Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства,

присущие только определенному этапу развития. Более того, имеются основания

считать, что в отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда

чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, в

затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Это заслуживает

самого пристального внимания.

Многие факторы указывают на значение «возрастной чувствительности» как

предпосылки формирования способностей и как компонента самих способностей.

Очень показателен, например, период овладения детьми речью, когда каждого

нормального ребенка отличают особая чуткость к языку, активность в

отношении языковых форм, элементы языкового творчества. Вместе с тем

отмечается и другое: особая расположенность к языку, выполнив свою

жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и

мышления, затем идет на убыль. Известно, что если в силу каких-либо

исключительных обстоятельств знакомство с языком именно в эти ранние годы

задерживается, то развитие речи затем крайне затрудняется. Так обстоит дело

не только с речевыми способностями. К возрастным периодам детства

приурочиваются проявления и весьма общих умственных качеств: особая

любознательность; свежесть, острота восприятия; яркость воображения,

проявляющаяся, в частности, в творческих играх; черты ясности, конкретности

мышления и так далее. Очень значимые для развития умственных способностей

черты детской психики как бы приходят и уходят, обусловленные определенным

возрастным этапом.

Возрастные особенности психики формируются и развиваются в самом

процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Наиболее определенные сдвиги в свойствах нервной системы наблюдаются в

раннем детстве, в период бурного физического и психического развития. В

связи с вопросом о возрастном развитии свойств типа нервной системы также

очень важно иметь в виду достоинства каждого детского возраста. Крайним

упрощением было бы думать, что переход от более младших возрастов к старшим

означает только подъем на более высокий уровень, совершенствование этих

свойств. По-видимому, в ходе возрастного развития происходит не только

последовательное увеличение возможностей нервной системы, но и ограничение

некоторых ценных сторон ее свойств. Важно учитывать, что возрастные периоды

представляют собой необходимые стадии развития и нельзя «перескочить» через

какую-нибудь из них. «Каждая новая ступень психического развития ребенка

закономерно следует за предыдущей, и переход от одной к другой обусловлен

не только внешними, но и внутренними условиями...»*

_______________

*А. В. Запорожец

Это говорит о том, как важно обеспечить своевременное формирование тех

или иных психологических качеств.

Пользуясь словами Э.Эриксона можно сказать, что события первого года

жизни формируют у ребенка “основы доверия” в отношении внешнего мира,

некоторую внутреннюю убежденность, что он пришел в мир, который его ждал,

который ему рад, который для него уютен, тепл, добр и которому поэтому

ребенок может быть открыт.

Важно подчеркнуть, что, если не будет сформировано это чувство базового

доверия к миру, то место это не останется пусто его займет чувство

“базового недоверия” к миру, боязнь этого мира. Существенно и то, что

формирование чувства базового доверия нельзя отложить на потом, потому что

если определенная задача развития не решена в отведенное для этого время,

то впоследствии это бывает сделать значительно труднее, а порой и

невозможно.

Средства для решения этой первой задачи развития и легки и трудны

одновременно. Собственно, средство только одно: мать все время должна быть

рядом с ребенком, должна все время любить его, улыбаться, нежно и весело

разговаривать с ним; она всегда должна быть готова накормить, напоить,

обогреть малыша, руки ее неизменно должны быть теплыми и ласковыми,

готовыми сменить мокрую пеленку, покачать. Мать при этом должна быть

внутренне уверена в том, что делает очень важное, может быть, самое важное

дело.

Первый час после рождения

В природе существуют первичная и непосредственная связь матери и ребенка.

Период сразу после родов — это время особо повышенной чувствительности как

для матери, так и для ее младенца. В сознании обоих прокладываются глубокие

психологические борозды, которые радикально воздействуют на последующее

поведение, в особенности на способность к материнству.

У отцов, которые были свидетелями рождения своего ребенка, формируется

особенно сильная привязанность к детям, и они так же, как и их жены,

испытывают глубокие духовные переживания во время родов.

Исследования доктора М.Клауса и доктора Д.Кенелла при участии

Университета педиатрии в Кливленде (США) показали, что женщины, ребенок

которых сразу после рождения имел контакт "кожа к коже" с матерью,

установили тесный союз с малышом, лучше заботились о младенце, не имели

проблем при кормлении грудью (так как сразу после родов предлагали

новорожденному молозиво).

Также необходимо понять, что отрыв новорожденного от материнского

организма - колоссальный стресс для него. Ребенок не должен лишаться

материнской защиты, поэтому в этот период ему необходимо постоянно ощущать

биополевую защиту и "подкормку" от матери.

Первый час после родов — очень важное время для матери и младенца. Оно

может до некоторой степени определить, как ребенок будет относиться к

матери, что в свою очередь может повлиять на его отношения с другими людьми

и с миром, его окружающим. Этот критический период после родов может сильно

повлиять на способность человека любить и вообще испытывать привязанность.

Интересные исследования провела советский психолог С. Ю. Мещерякова. Она

помещала годовалых детей в незнакомую комнату. Хотя в комнате имелись

новые, привлекательные предметы, некоторым малышам было не до них; они

пугались, плакали, искали маму. Испуг был еще сильнее, если в комнату

входил экспериментатор в маске. Стоило, однако, войти матери и взять малыша

на руки, как страх исчезал, ребенок успокаивался и немедленно приступал к

исследованию.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к

возникновению нового типа деятельности, непосредственного эмоционального

общения ребенка и матери. Как показали исследования Д.Б.Эльконина и

М.И.Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в

том, что предмет этой деятельности - другой человек. Является ли общение

ведущим типом деятельности в младенческом возрасте?

Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказываются

отрицательно, так после второй мировой войны в психологию вошло понятие

“госпитализм”, с помощью которого описывали психическое развитие детей,

потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Многие

исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни

вызывают значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что

накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

Французский психолог Рене Спитц изучал детей в домах ребенка и в хороших

ясельных учреждениях с большим количеством обслуживающего персонала. Дети

из домов ребенка сильно отставали в психическом развитии. Несмотря на то,

что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими,

процент смертности был очень большим. К 2 годам многие из них умерли от

госпитализма. Большинство же из уцелевших в 4-летнем возрасте не умели

ходить, одеваться, есть ложкой, самостоятельно справлять нужду, говорить,

отставали в росте и весе. Ясельные дети развивались нормально. Оказалось,

что самый опасный и уязвимый возраст - от 6 до 12 месяцев. В это время

ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. А если уж иначе

нельзя, надо заменить мать другим человеком.

Хуже всего то, что ребенка, заболевшего тяжелой формой госпитализма,

нельзя вылечить до конца. Рана, нанесенная личности, заживает, но оставляет

след на всю жизнь. Американский психолог Берес исследовал личности 38

взрослых людей, которые в детстве болели госпитализмом. Только семеро из

них смогли хорошо приспособиться к жизни и были обычными нормальными

людьми; остальные обладали разными психическими дефектами.

Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма страдает

предречевое и речевое развитие, разлука с матерью сказывается на развитии

познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка.

(2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Врожденные формы психики и поведения

Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого

понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам

трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка,

строить на ее основе обучение и воспитание.

Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они

обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают

его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих

черт, приспособлению к условиям общественного существования. Поддержка

ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и

продолжается как минимум в течение полутора десятков лет до тех пор, пока

ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный

образ жизни. Но и современному взрослому человеку для того, чтобы

оставаться человеком и развиваться как человек, нужна постоянная поддержка

со стороны других людей, общение и взаимодействие с ними. Без этого он

быстро деградировал бы как личность.

Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом

практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных

способностей - инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и

быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения,

например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по

генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе

рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов

жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов,

закодированных в качестве ключевых в программах развития этих движений. При

рождении у младенца имеются ощущения всех элементарные формы восприятия,

памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее

познавательное и интеллектуальное развитие. Они представляют собой

генетически заданные структуры или блоки сенсорных систем, из которых

непосредственно или при незначительной прижизненной модификации строятся

более сложные познавательные структуры. В число таких базовых элементов

восприятия можно включить, например, механизмы зрительного, слухового и

мышечного сосредоточения, слежения за объектами, их сличения, локализации в

пространстве, сохранения в памяти, обработки следов их воздействий.

Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня, уже способен

различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и

важнейших органов, чувств начинает у него функционировать также сразу после

рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и

слух.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.