детальные планы.
. По широте планирования различаются планирование отдельного следственного
действия и планирование системы мероприятий.
В психологии труда сложный процесс планирования рекомендуется строить
по этапам, которые полезно освоить и следователю.
Первый этап - ориентировочное планирование. На этой стадии
предварительно осознаются, взвешиваются и оцениваются возможности решения
задачи, достижения поставленной цели. Если достижимость цели и выполнимость
необходимости действий установлена, наступает следующий этап -
организационное планирование. Здесь уже обдумываются все условия и
организационные формы предстоящей деятельности. После решения
организационных вопросов переходят к планированию исполнения, то есть
мысленному построению деятельности из составляющих ее компонентов: приемов,
операций, действий. Эти компоненты согласуются с промежуточными действиями
и целями, отбираются по возможным результатам, сопоставляются по признакам
одновременности, последовательности, логической зависимости и иным
характеристикам и, наконец, объединяются в единую систему будущего
поведения.
В дальнейшем происходит допланирование - постоянное дополнение и
уточнение плана.
Одной из обязательных сторон психической деятельности следователя
является планирование самоконтроля.
Под самоконтролем понимают сознательные процессы, которые состоят в
том, что следователь, учитывая цель и намеченный план работы, следит за
собственными действиями и их результатами, сопоставляет их с тем, что
планировалось и предполагалось достигнуть, и на этой основе регулирует свою
дальнейшую деятельность. Связь самоконтроля с регуляцией своих действий
базируется на учете и самоучете выполняемой работы, устойчивом внимании и
наблюдении за ее ходом, а также своевременной реакции на изменение
ситуации, допущенные ошибки и нежелательные отклонения, систематической
оценке результатов своих действий. При планировании самоконтроля необходимо
предусматривать его непрерывность и вариативность.
Наукой и практикой выработаны требования, которым должен
удовлетворять план работы:
1. Максимальная обоснованность плана, имеющегося в распоряжении
следователя информацией относительно существенных компонентов будущего
действия: условий предстоящей работы, участников, препятствий,
способствующих факторов, ожидаемых событий.
2. Реальность, выполнимость плана. Он должен исходить не из благих
пожеланий, а из точного расчета и учета реальных возможностей.
3. Индивидуальность плана, его пригодность для данной работы, для
расследования определенного дела или группы дел.
4. Гибкость и подвижность плана.
5. Непрерывность плана.
6. Последовательность, согласованность и взаимосвязь отдельных его частей
по месту, времени, исполнителям, ожидаемым результатам и иным
показателям.
7. Эффективность, способность обеспечить решение тех задач, для которых он
разрабатывается.
2. Процесс формирования и подготовки работников
следственного аппарата
2.1. Инвариантная модель личности следователя на стадии предварительного
следствия
В результате, наши исследования позволили нам воссоздать модель
личности следователя, которая представляет собой сложную иерархическую
структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также
личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и
зависимости, что можно выразить Каждая из сторон профессиограммы отражает,
во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в
ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания,
которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности:. .
В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая
реализует стремление к раскрытию преступлений и заключается в собирании
исходной информации для решения профессиональных задач.
Особое значение поисковая сторона деятельности следователя имеет на
первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из
окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника,
потерпевшего, оружия или орудий преступления и т.д.), которая дает
возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой
степенью точности, как это требует закон.
Велика роль личностных качеств: это задатки и способности следователя,
далее имеют место криминалистические знания (учения о следах, способы
совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных
точек и построения контура события), жизненный опыт. Эффективность
собирания доказательств в значительной степени зависит от знаний
следователем информационных свойств различных материальных объектов, от его
индивидуального запаса.
Наблюдение как определенный вид человеческой деятельности связано с
преднамеренным восприятием предметов и явлений внешнего мира.
Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия -
это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое
восприятие в психологии называют наблюдением.
Высокий уровень наблюдательности следователя обусловлен следующим:
Таблица 1
Инвариантная модель личности следователя
|Психологическая |Содержательная характеристика |
|характеристика | |
|1. Реконструктивная |память, воображение, мышление, интуиция, |
|деятельность |интеллектуальный уровень |
|2.Поисково-познавательная |наблюдательность, любознательность, объем |
|деятельность |внимания, внимание |
|3. Коммуникативная |общительность, эмоциональность, |
|деятельность |устойчивость, чуткость, выдержанность, |
| |вежливость |
|4. Организационная |самоорганизованность, воля, собранность, |
|деятельность |целеустремленность, настойчивость |
1) Установкой на восприятие информации, имеющей значение для
раскрытия преступления и расследования дела: эта установка помогает
преодолеть брезгливость (например, при осмотре разлагающегося трупа),
усталость и апатию (при длительном, безрезультатном обыске и т.д.).
2) Специфическим концентрированием внимания на тех именно
объектах и их свойствах, которые могут дать необходимую информацию;
обнаружения следов сопротивления на трупе потерпевшего, следов подделки при
осмотре документов, констатация улик поведения при наблюдении за
допрашиваемым и т.д.
3)Длительным сохранением устойчивого внимания, обеспечивающего
готовность всех систем следователя к восприятию в нужный момент необходимой
исходной информацией (особенно при длительных обысках, осмотрах места
происшествия и длительных допросах).
Большинство следователей отводит видное место в своей работе
поисковой деятельности. Поисковая деятельность реализует стремление
следователя к раскрытию преступления. Представляется, что по И. П. Павлову
в основе этой деятельности лежит ориентировочный рефлекс "Чувство
следователя".
Следующий уровень - коммуникативная сторона деятельности, в процессе
которой исследователь должен получить необходимую для раскрытия
преступления информацию от людей путем общения с ними.
Коммуникативная деятельность - это умение понимать человека,
чувствовать его, управлять его эмоциональной средой.
Исследование структуры коммуникативной стороны деятельности, познание
психологических закономерностей общения в особых условиях уголовно-
процессуального резюмирования дает возможность разработать рекомендации,
направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне.
Есть большая группа профессией "человек - человек" , к которой
относится и профессия следователя. Коммуникативный аспект деятельности
является одним из доминирующих. Следователь должен иметь незаурядные
способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.
Характеризуя коммуникативные способности следователя, можно выделить
следующие элементы:
. умение быстро организовывать контакт с собеседником. он начинается с
освобождения от внутреннего "зажима" с умением в течение всего времени
разговора смотреть в глаза человека и, далее, умения найти индивидуальный
подход с учетом особенностей личности допрашиваемого;
. волевую форму: всегда быть в форме, то есть целевое управление своим
поведением. Волевое превосходство - одно из самых главных в
коммуникативной деятельности.
Коммуникативная деятельность не помогает преодолеть конфликт.
Допрос является в первую очередь организацией следователем того
психологического состояния опрашиваемого, которое реализуется в изложении и
наиболее правильной и полной информации о событии преступления и личности
преступника.
Успешное взаимодействие двух систем - следователя и допрашиваемого,
зависит от психологического контакта.
Глубина контакта обычно связана с тем, на каком уровне он
осуществляется. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют различные
параметры беседы. Применяются те или иные тактические приемы в зависимости
от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого.
Одна из важнейших проблем психологии допроса - проблема
регулирования тех отношений, которые в ходе допроса возникают между
допрашиваемым и допрашивающим и, в определенной мере, влияют на разрешение
последним целей допроса. Правильное решение этой проблемы зависит от уровня
знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Это - социально-
психологические закономерности ролевого положения следователя
(допрашивающего) и допрашиваемого в возникающих в результате этого
отношениях.
Допрос - это борьба за истину. Силу в этой борьбе следователю дают
различные научные знания, и одно из первых мест среди них занимает
психология.
Если допрашиваемый относит себя к одной социальной категории "мы", а
в следователе видит представителя другой группировки "они", то это не
способствует созданию необходимого психологического контакта. Отношение к
следователю как к "чужому" не способствует появлению у допрашиваемого
желания сообщить этому "чужому" всю известную ему информацию о
преступлении, тем более, что речь может идти о весьма интимных вопросах.
Особенно остро этот вопрос встает при допросе обвиняемого.
Способов, с помощью которых может быть достигнут психологический
контакт подобного рода, много. Делая попытку достигнуть контакта с
допрашиваемым путем создания общности "мы", следователь должен отыскивать в
этом человеке положительные стороны, характеризующие его личность. При всем
этом он должен иметь ввиду индивидуальные особенности допрашиваемого, а
также все материалы дела, с учетом которых в ходе допроса получается
необходимая информация.
Выбор правильной тактики допрашивающего во многом зависит от
определения специального типа допрашиваемого.
В основе рекомендаций по тактике допроса должен быть психологический
анализ структуры личности допрашиваемого. Знания судебной психологии
позволят следователю видеть не абстрактного свидетеля или обвиняемого,
наделенного правилами и обязанностями, а живого человека, понимать все
движения его психики.
Таким образом, во-первых, допрос на предварительном следствии - это
целый комплекс раздражителей. Методы и приемы допроса не только не должны
противоречить нормам уголовного процесса, но должны давать максимальный
эффект в плане получения наиболее правдивых показаний способом, наиболее
удобным для конкретного допрашиваемого. Во-вторых, от темперамента
допрашиваемого должны зависеть темп допроса (быстрота) и его напряженность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|