реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психокоррекция

реферат

вовлечен в ситуацию, он-действующее лицо и активно ее переживает. Поэтому

суть ситуации ясна ему и без слов. Рассказ же сновидений требует усилий,

связанных с трансляцией образов в слова. Наоборот, перевод понятий и эмоции

в образы сновидения призван скрыть, зашифровать истинный смысл мотивов,

превратить скрытые желания в невинный по своему содержанию сюжет с целью

обхода цензуры.

Анализируя сновидения, Фрейд разделил их на 3 группы

1- Сновидения, в которых вытесненные желания появляются в незамаскированном

виде. Такие сны типичны для детей (корзина с вишнями)

2- Сновидения, где вытесненные желания замаскированы

3- Сновидения с недостаточной маскировкой, дефицит которой обнаруживается в

фабуле, и в ощущениях страха, который может сохраняться и после

пробуждения.

Среди средств маскировки истинного желания в сновидениях выделяют такие

разновидности, как сгущение, смещение и символизация.

Сгущение - это объединение, слияние нескольких желаний в единую сцену,

целостный образ. Так, Анна Каренина почти каждую ночь видела один и тот же

сон - что Каренин и Вронский оба были ее мужьями, расточали ей свои ласки.

Каренин плакал, целуя ее руки, и говорил о том, что ему теперь хорошо.

Вронский был тут же, и он тоже был нежен с ней. Она удивлялась себе, что

прежде ей казалось это невозможным, объясняла им, смеясь, что так все

гораздо проще и что оба они теперь довольны и счастливы. Толстой показывает

здесь, как несовместимые желания Анны, породившие у нее душевный конфликт,

- жить в семье, сохранив сына, и жить с любимым - слились в общей сцене.

Психологическая защита, реализованная через такое "сгущенное" сновидение,

дала возможность разрядить душевное напряжение.

Смещение - это замена в сновидении желания или объекта, которые не

пропускаются цензурой, на другие, ассоциативно связанные с маскируемыми,

менее тревожные и потому пропускаемые: переход от самой вещи к фетишу,

символу или от одной части объекта к другой. Пропущенные цензурой и

появившиеся в сновидении образы через ассоциации создают намек на

отсутствующие в фабуле недоступные желания. Так, первое время после смерти

матери нередко возникает

конфликт между страстным желанием увидеть ее, хотя бы во сне, и

травмирующими воспоминаниями о ее смерти. Этот конфликт разрешается с

помощью смещения, и в сновидениях появляется не сам образ матери, а какая-

нибудь из любимых ею вещей или что-то другое, связанное с ней по

ассоциации.

Символизация - распространенная форма маскировки в сновидениях. Фромм

выделяет 3 вида символов: условные, случайные и универсальные. Первые

опосредованны социально; они возникли как результат соглашения, и для них

характерно отсутствие глубинной связи между самим символом и тем, что он

обозначает. Случайные символы субъективно связаны с некоторой ситуацией,

важной лишь для данного лица, а универсальные - общие для всех -

характеризуются объективной, реальной связью символа и обозначаемого им

предметаУниверсальность символов языка сновидений, как и языка мифов,

связана с особенностями человеческого тела, общностью многих ощущений и

представлений. В "Преступлении и наказании" Раскольников, терзаемый

сомнениями в своем праве убить старуху-прощентщицу, видит сон: пьяные

мужики беспощадно бьют слабую лошаденку, впряженную в тяжелый, сверх меры

нагруженный воз. Он - ребенок - бросается к ним, умоляет не мучить лошадку,

но в ответ мучители только смеются и еще яростнее избивают несчастную

лошадь. В конце концов она падает и издыхает под их ударами.Проснувшись,

Раскольников чувствует себя так, будто били его самого. Образ избиваемой

лошади он сразу воспринимает как символ своей души, своей совести, которую

он обрек на непосильное бремя. Отметим, что конь, как символ души,

универсален для многих мифов и сказок.

Когда у человека возникают внутренние трудности, он ищет выход из положения

- пытается организовать деятельность, направленную на реальное изменение

ситуации. Если это ему не удается, включается один из видов защиты -

например, желаемое замещается символами сновидения, и, тем самым, бремя

психической перегрузки до некоторой степени облегчается.

Катарсис

В переводе с греческого "катарсис" - очищение. Катарсис - вид

психологической защиты, приводящий к изменению системы ценностей с целью

ослабить влияние травмирующего фактора. Для этого может использоваться

некая внешняя, универсальная система ценностей, с точки зрения которой

травмирующая ситуация теряет в своей значимости.Катарсис может наступать

только при значительных эмоциональных напряжениях, в накале страстей,

которые изменяют обычные соотношения ценностей и мотивов. Так, переживание

сильного страха иногда приводит к нравственному перерождению, пробуждению

совести, духовному обновлению. Резко измеряется структура установок,

появляется решимость действовать в новом направлении. Сравнимое по силе и

результатам воздействие может произвести любовь, которую недаром нгазывают

"землетрясением души". Она наделяет человека новой жизненной позицией,

преобразуя всю шкалу его ценностей и идеалов.

Для катарсиса ключевым моментом является эмоциональный всплеск. Еще св.

Августин писал, что чем интенсивнее переживание, тем больше душа утрачивает

господства над собой, а в экстазе она лишается всякой проницательности и

бдительности. Очевидно, такое состояние необходимо для распределения

ценностей. Установлено, что одновременно испытываемые близкие эмоции,

накладываясь одна на другую, взаимно усиливаются. Например, при восприятии

произведения искусства чувство восхищения совершенством его формы усиливает

удовлетворение от оценки нравственной его ценности. Морено различал 2 вида

катарсиса: "катарсис действия", испытываемый участником события, и

"катарсис интеграции", вызванный чувством сопричастности с другими

действующими лицами. В этом случае эмоциональное отношение к герою драмы

непроизвольно актуализирует аналогичные составляющие личного опыта зрителя,

усиливая сопереживание. Сочувствуя герою, человек одновременно переживает

собственное - важное, болезненное или тревожащее - событие. Сопереживая

страданиям героев трагедии, зритель иногда испытывает такой страх, ужас,

горе, что в кипении этих эмоций рождается катарсис -преодолевается,

разрешается душевный конфликт и нормализуется его собственное психическое

состояние

Ярко описал воздействие театра через механизм катарсиса Шиллер: "Театр

развертывает перед нами разнообразную природу человеческих страданий. Он

искусственно вводит нас в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание

награждает нас роскошным приростом мужества и опыта... Все то, что

чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, преподносит он нам в

громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас. Искусство

оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет

наслаждение, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит

само путем к нравственности."

Творческое вдохновение художника есть, в сущности, тот же катарсис - в этом

состоянии происходит гармонизация "Я", его синтезирование, преодоление

дезинтеграции. Вадим Шалимов говорил:"Для художника записать - это значит

отделаться от боли, ослабить боль". При этом творец очищается от внутренних

конфликтов, возвышается над своими предрассудками, становится способным

преодолеть субъективность. Через катарсис искусство реализует особые,

высшие формы общественного сознания, достигая социально значимых целей

нравственного преобразования и совершенствования личности.

Человек особенно близок к пониманию истинных ценностей в момент, когда

рискует лишиться их полностью. Тогда ломается и перестраивается многое из

прежнего отношения к миру и к самому себе, устанавливается новая система

ценностей - изменяются критерии решений. Одна из пациенток Московского

кризисного стационара так описывает свои впечатления :"У меня произошла

переоценка ценностей. За короткий срокврачи сумели помочь мне ситуации,

которую я считала трагически неразрешимой". Как показано Толстым в

"Исповеди", выход человека из кризиса всегда связан с обретением им другого

места в жизни, новых духовных ценностей. Аристотель, который ввел термин

"катарсис", понимал его как процесс очищения человеком от дурных эмоций,

аффектов путем воздействия на самые социально-значимые эмоции - страх и

сострадание.

Фрейд рассматривал катарсис через призму любви и веры, формирования

религиозных культов и обрядов. У истинно верующего или преданно любящего

человека меняются мотивы и установки: воля к самоутверждению и желание

настоять на своем сменяются готовностью "быть ничем", чтобы раствориться во

Всевышнем, любимом. В этом состоянии резко меняется шкала ценностей.

Прибежищем безопасности человека становится то, чего раньше он больше всего

боялся. Наступает состояние счастья и наслаждения новоприобретенной

свободой.

Сублимация

- это защита, осуществляющая переориентацию сексуального или

агрессивного потенциала человека, реализация которого входит в конфликт с

личностными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые обществом

формы творческой активности. Это - наиболее адаптивная из форм защиты,

поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально-

одобряемому результату. Важно, что при сублимации замещается не сам объект

(неприемлемый-приемлемым), а способы взаимодействия с ним.

Способность большинства людей отвлекаться от первоначальной цели и

находить удовлетворение в объекте, допустимом с социальной точки зрения, т

е сублимировать свои влечения, ограничена. Сублимация часто связана с

десексуализацией, но последняя не всегда является порождением защиты, так

как, в норме, возникновение "сверх-Я" также предполагает десексуализацию.

Сублимация - процесс, ведущий к переориентации реагирования с низших,

рефлекторных форм - на высшие, произвольно управляемые, разрядка энергии

инстинктов в неинстинктивных формах поведения. Она включает перенаправление

энергии от объекта инстинктивных влечений к объектам иного рода и

сопутствующую трансформацию эмоций. Благодаря исключительной силе

сексуального в человеке, его переадресация в другие области приводит к

значительному повышению работоспособности и творческой отдачи. Сублимацией

Фрейд объяснял как научную деятельность, так и художественное творчество,

которые, по Фрейду, суть лишь разные способы снятия напряжения. Следствием

творческого акта является разрядка накопленных эмоций, что разрешает

конфликт или ослабляет его до допустимого уровня. Разрядка психического

напряжения наблюдается в момент "озарения". Фрейд писал:"Часто

исключительное чувство ясности в мыслях, чувство просветления заменяют

собой сексуальное удовлетворение."

Хотя абсолютное подавление сексуальности, несомненно, снижает творческую

активность и способность к эффективным решениями, многим удается перевести

значительную часть полового влечения в профессиональную деятельность.

Ньютон не знал половой жизни, как и Грегор Мендль. Превращение сексуальной

энергии в творческий потенциал невозможно без личностных потерь. Человек,

вставший на путь сублимации и запрещающий себе половую любовь,

откладывающий ее до момента, когда "хорошо узнает партнера", не способен

уже на сильные чувства. Он остается "по ту сторону" любви и ненависти, так

как затемняет страсть исследованием.

Половое влечение особенно пригодно для сублимации, так как оно

сравнительно легко поддается подмене своей цели на другую ( в том числе и

несексуальную). Важно заметить, что если нечто, например сексуальная

любознательность, сублимируется в стремление к познанию вообще, то таким

способом оно избегает вытеснения. Образование идеала "Я" и повышение

требований к себе провоцирует вытеснение, но сублимация позволяет

осуществить эти неприемлемые устремления и обойтись без вытеснения.

Идентификация

- разновидность проекции, неосознаваемое отождествление себя с другим

человеком и перенос на него желательных для себя чувств и качеств. Это

-возвышение себя до другого через расширение границ своей индивидуальности:

человек, "включив" другого в свое "Я", заимствует его мысли, чувства или

действия. Вообразив себя на месте "образца", т е переместив центр своего

"Я" в этом, теперь уже общем пространстве, он может испытать сочувствие,

соучастие, эмпатию, почувствовать другого через себя и тем самым глубже его

понять, а сочувствие или сопереживание, в свою очередь, предполагают

"слияние" индивидульностей через общие чувства и переживания. Фрейд

рассматривал идентификацию как самоотождествление человека созначимой

личностью, по образцу которой он сознательно или подсознательно старается

действовать.

Идентификация реализуется не только при отождествлении себя с кем-то, но

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.