реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психодинамическая теория личности

реферат

авторитетам, большинству в группе; склонность к морализаторству и

консерватизму; главное жизненное кредо – “быть как все”).

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может

привести к нарушениям и изменениям поведения личности.

Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым

указывают на известную однобокость его психической организации, известную

дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя

сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой

реакцией на внешние воздействия.

Наконец, хочется сказать ещё об одной типологии – Б. Братусь. Им был

выделен в отдельную категорию “тип личности пересторечной эпохи”.

Применительно к личности состояние этого типа обозначается как переходное

потребностно-мотивационное состояние. Б. Братусь пишет: “В нём есть

желание, стремление, но нет устойчивого, определённого предмета, ему

отвечающего. (…) Человек в подобном состоянии может ещё сказать о том, чего

он не хочет, но не о том, что ему действительно потребно.” (Б. Братусь.

“Психология. Нравственность. Культура”. М, 1994).

Индивидуальная теория личности

Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых

принципов и исходя из них описывает человека. Эти основные принципы:

1) человек является единым, самомогласующимся и целостным;

2) человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;

3) индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;

4) социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной

неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая

неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек

вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к

достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или

совершенство. (С этим связано понятие “фикционный финализм” – идея о том,

что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении

будущего). Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в

установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных

жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени

выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим

трём задачам, Адлер различал типа установки, сопутствующих стилю жизни:

управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный

интерес, установка превосходства над внешним миром) берущий (паразитизм в

отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень

активности), избегающий (отсутствие активности и социального интереса,

опасение нуда, бегство от решения жизненных задач) и социально-полезный

(сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью,

забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности

сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие

других).

Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе

индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком

рождения (первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок).

Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый

социальный интерес – а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в

создании идеального общества.

Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”.

В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что

придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта

творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию

социального интереса.

Теории личности в эго-психологии

В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные

способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология,

относятся акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на

протяжении жизни человека; упор на психически здоровом человеке; особая

роль идентичности и, наконец, сочетание клинических наблюдений с изучением

культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.

Эго-психология Эриксона считается развитием психоанализа, но он отошёл от

психоанализа по нескольким важным пунктам: сдвиг акцента от ид к эго;

подчёркивание исторических условий формирования эго у ребёнка; его теория

охватывает всё жизненное пространство индивидуума; наконец, его взгляды на

природу и разрешение психосексуальных конфликтов отличались от таковых у

Фрейда.

Центральным для эриксоновской теории развития эго является

эпигенетический принцип. Согласно ему, человек в течение жизни проходит

через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность

развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён

готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Общество

устроено так, что развитие социальных возможностей принимается

одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию

её темпа и последовательности развития.

Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности:

младенчество (базальное доверие – базальное недоверие); раннее детство

(автономия – стыд и сомнение); возраст игры (инициативность – вина);

школьный возраст (трудолюбие – неполноценность); юность (эго-идентичность –

ролевое смешение); ранняя зрелость (интимность – изоляция); средняя

зрелость (продуктивность – инертность); наконец, поздняя зрелость (эго-

интеграция – отчаяние).

Карен Хорни отвергла положение Фрейда о том, что физическая анатомия

определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим

фактором в развитии личности является характер социальных отношений между

родителями и ребёнком. Согласно Хорни, в детстве основными являются

потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не

способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к

возникновению базальной враждебности, а та ведёт к возникновению базальной

тревоги – основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение

беспомощности во враждебном мире.

Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют

с целью совладения с недостатком безопасности и беспомощностью,

порождёнными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики

опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации.

Десять невротических потребностей следующие: в любви и одобрении; в

руководящем партнёре; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании

других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в

самодостаточности и независимости; в безупречности и неопровержимости.

Хорни разделила список потребностей на три категории, каждая из которых

представляет стратегию оптимизации межличностных отношений с целью

достижения безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует

определённая ориентация в отношениях с другими людьми: на людей, от людей и

против людей.

Также Хорни выдвигала феминистски ориентированные идеи, подчёркивающие

значение культуры и половых ролей. Ей принадлежат многочисленные статьи по

психологии женщины.

Диспозициональное направление

В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две

общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором

предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях

(то есть черт личности). То есть люди демонстрируют определённое

постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с

тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических

систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и

мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.

С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как

предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне

ситуаций.

Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой

Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или

морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции,

в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя

понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное

изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп

индивидов. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально

существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть

выведены из поведения.

Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки,

мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин

“проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство

человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие

формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных

аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение

самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя;

рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.

Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить

в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное

время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”,

заключив, в итоге что психологически зрелый человек руководствуется шестью

чертами:

1) зрелый человек имеет широкие границы “Я”;

2) зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;

3) зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и

самоприятие;

4) зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и

притязания;

5) зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство

юмора;

6) зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Следующий представитель диспозиционального направления – Рэймонд Кеттел.

Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов

исследования. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам

предсказать поведение человека в данной ситуации. Р. Кеттел рассматривает

личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по

преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта

– наиболее важное у Кеттела понятие. Центральным для Кеттела является

различение между поверхностными и исходными чертами. Кеттел считает

исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно

разделить на три группы: аттитьюд, эрг и чувство.

В завершение темы рассмотрю подход ещё одного представителя

диспозиционального направления – Ганса Айзенка. Теория типов личности

Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель

структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и

специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между

двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк

подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По

Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа (суперчерты):

интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм. Рассмотрены явные

особенности поведения, являющимися результатом комбинаций этих двух типов.

Также рассматривается третья суперчерта: психотизм – сила суперэго При этом

Айзенк придаёт большое значение генетическому фактору. Им было разработано

несколько вопросников для оценки трёх основных суперчерт.

Гуманистическое направление

Термин “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе

с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы,

противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции

свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных

принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.