авторитетам, большинству в группе; склонность к морализаторству и
консерватизму; главное жизненное кредо – “быть как все”).
Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может
привести к нарушениям и изменениям поведения личности.
Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым
указывают на известную однобокость его психической организации, известную
дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя
сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой
реакцией на внешние воздействия.
Наконец, хочется сказать ещё об одной типологии – Б. Братусь. Им был
выделен в отдельную категорию “тип личности пересторечной эпохи”.
Применительно к личности состояние этого типа обозначается как переходное
потребностно-мотивационное состояние. Б. Братусь пишет: “В нём есть
желание, стремление, но нет устойчивого, определённого предмета, ему
отвечающего. (…) Человек в подобном состоянии может ещё сказать о том, чего
он не хочет, но не о том, что ему действительно потребно.” (Б. Братусь.
“Психология. Нравственность. Культура”. М, 1994).
Индивидуальная теория личности
Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых
принципов и исходя из них описывает человека. Эти основные принципы:
1) человек является единым, самомогласующимся и целостным;
2) человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;
3) индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;
4) социальная принадлежность индивидуума.
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной
неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая
неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек
вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к
достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или
совершенство. (С этим связано понятие “фикционный финализм” – идея о том,
что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении
будущего). Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в
установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных
жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени
выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим
трём задачам, Адлер различал типа установки, сопутствующих стилю жизни:
управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный
интерес, установка превосходства над внешним миром) берущий (паразитизм в
отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень
активности), избегающий (отсутствие активности и социального интереса,
опасение нуда, бегство от решения жизненных задач) и социально-полезный
(сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью,
забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности
сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие
других).
Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе
индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком
рождения (первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок).
Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый
социальный интерес – а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в
создании идеального общества.
Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”.
В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что
придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта
творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию
социального интереса.
Теории личности в эго-психологии
В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные
способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология,
относятся акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на
протяжении жизни человека; упор на психически здоровом человеке; особая
роль идентичности и, наконец, сочетание клинических наблюдений с изучением
культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.
Эго-психология Эриксона считается развитием психоанализа, но он отошёл от
психоанализа по нескольким важным пунктам: сдвиг акцента от ид к эго;
подчёркивание исторических условий формирования эго у ребёнка; его теория
охватывает всё жизненное пространство индивидуума; наконец, его взгляды на
природу и разрешение психосексуальных конфликтов отличались от таковых у
Фрейда.
Центральным для эриксоновской теории развития эго является
эпигенетический принцип. Согласно ему, человек в течение жизни проходит
через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность
развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён
готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Общество
устроено так, что развитие социальных возможностей принимается
одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию
её темпа и последовательности развития.
Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности:
младенчество (базальное доверие – базальное недоверие); раннее детство
(автономия – стыд и сомнение); возраст игры (инициативность – вина);
школьный возраст (трудолюбие – неполноценность); юность (эго-идентичность –
ролевое смешение); ранняя зрелость (интимность – изоляция); средняя
зрелость (продуктивность – инертность); наконец, поздняя зрелость (эго-
интеграция – отчаяние).
Карен Хорни отвергла положение Фрейда о том, что физическая анатомия
определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим
фактором в развитии личности является характер социальных отношений между
родителями и ребёнком. Согласно Хорни, в детстве основными являются
потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не
способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к
возникновению базальной враждебности, а та ведёт к возникновению базальной
тревоги – основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение
беспомощности во враждебном мире.
Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют
с целью совладения с недостатком безопасности и беспомощностью,
порождёнными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики
опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации.
Десять невротических потребностей следующие: в любви и одобрении; в
руководящем партнёре; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании
других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в
самодостаточности и независимости; в безупречности и неопровержимости.
Хорни разделила список потребностей на три категории, каждая из которых
представляет стратегию оптимизации межличностных отношений с целью
достижения безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует
определённая ориентация в отношениях с другими людьми: на людей, от людей и
против людей.
Также Хорни выдвигала феминистски ориентированные идеи, подчёркивающие
значение культуры и половых ролей. Ей принадлежат многочисленные статьи по
психологии женщины.
Диспозициональное направление
В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две
общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором
предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях
(то есть черт личности). То есть люди демонстрируют определённое
постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с
тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических
систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и
мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.
С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как
предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне
ситуаций.
Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой
Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или
морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции,
в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя
понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное
изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп
индивидов. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально
существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть
выведены из поведения.
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки,
мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин
“проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство
человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие
формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных
аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение
самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя;
рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.
Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить
в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное
время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”,
заключив, в итоге что психологически зрелый человек руководствуется шестью
чертами:
1) зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
2) зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
3) зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и
самоприятие;
4) зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и
притязания;
5) зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство
юмора;
6) зрелый человек обладает цельной жизненной философией.
Следующий представитель диспозиционального направления – Рэймонд Кеттел.
Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов
исследования. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам
предсказать поведение человека в данной ситуации. Р. Кеттел рассматривает
личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по
преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта
– наиболее важное у Кеттела понятие. Центральным для Кеттела является
различение между поверхностными и исходными чертами. Кеттел считает
исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно
разделить на три группы: аттитьюд, эрг и чувство.
В завершение темы рассмотрю подход ещё одного представителя
диспозиционального направления – Ганса Айзенка. Теория типов личности
Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель
структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и
специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между
двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк
подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По
Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа (суперчерты):
интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм. Рассмотрены явные
особенности поведения, являющимися результатом комбинаций этих двух типов.
Также рассматривается третья суперчерта: психотизм – сила суперэго При этом
Айзенк придаёт большое значение генетическому фактору. Им было разработано
несколько вопросников для оценки трёх основных суперчерт.
Гуманистическое направление
Термин “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе
с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы,
противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции
свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных
принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|