реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психодиагностика и психологические тесты - (реферат)

реферат
p>Из сказанного ясно, что психологические тесты в настоящее время применяются при решение широкого круга практических проблем, поэтому и существуют две категории тестов: профессиональные и любительские. Термин“ тест”означает метод диагностики, использующий стандартизованную систему вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений.

Под стандартизованостью таких методов имеется ввиду то, что они всегда и везде должны применятся одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. Применяются тесты для эталонного измерения и индивидуальных различий между людьми. Тест созданный для измерений одного свойства психики, называетсягомогенным, а тест, созданный для измерения совокупности различных проявлений психики, связанных общими чертами или свойствами -геторогенным. Как первый, так и второй тесты можно встретить и в открытых (любительских) и в закрытых (профессиональных) методиках.

Любительские тесты создаются для массовой аудитории, широко публикуются. Как и профессиональные, они снабжаются всем инструментарием: инструкции, стимульным материалом (заданием), алгоритмом обработки и расшифровки (интерпретации). Однако ориентированы они преимущественно на внешние формы проявления сущности явлений в поведении, общении какой-то специальной деятельности и не раскрывают глубинных основ психики, её организации и закономерности. Эти тесты отражают наиболее общие наблюдаемые опытным путем явления, поэтому просты и доступны в обращении. Вместе с тем , они выявляют самые общие тенденции психики, что вызывает к ним доверие.

Опираясь только на материалы любительских тестов, нельзя выйти на глубинную коррекционную работу, хотя они и дают повод испытуемому задуматься, обратить внимание на что-то типичное в его поведении, образе жизни, характере и др. Поскольку любительские тесты не обладают необходимыми показателями валидности надежности, их применение в профессиональной практике требует дополнений и уточнений со стороны научных экспертных методов диагностики. Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у человека различных познавательных процессов), личностные и межличностные. По особенностям используемых задач выделяют практические, образные, и словесные (вербальные) тесты. По характеру тестового материала предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки– на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояния и свойств. Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления ( интеллекта) человека и его отдельных процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, речь.

Личностные тестысвязанные с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки; сюда относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Среди тестов встречаются такие которые дают разностороннюю комплексную оценку состояния личности или степени развитости её отдельных свойств. К числу частных можно отнести тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, мотивы , эмоции, например, акцентуации характера, тревожность, локус контроля, мотив достижения успеха, агрессивность и др.

Межличностные тестыпозволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической само аттестации группы как коллектива.

Практические и тестовые заданиявключают в себя задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить в наглядно-действенном плане, то есть практически манипулируя реальными материальными предметами или их заменителями.

Образные заданиясодержат в себе упражнение с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают активное использование воображения мысленных преобразований образов.

Вербальные тестывключают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнения объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных логических операций и т. п. Многие задания, которые используются в тестах , имеют комплексных характер, т. е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и вербальные действия и упражнения.

Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни, являются комплексными по характеру, а тестирование проводиться для того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения человека не в искусственной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.

Бланковыминазываются такие тесты, при использовании которых испытуемый получает тестовый материал в форме различных бланков: рисунков , схем, таблиц, опросников и т. п. Аппаратурные –это такие тесты, в которых используется различного рода аппаратура для предъявления и обработки результатов тестирования, например, аудио и видео техника, ЭВМ.

Процессуальныминазывают тесты с помощью которых исследуется какой либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате дается точное качественная или количественная характеристика, например процесс запоминания человеком материала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в группе. К группе тестов достиженийотносят такие тесты, в итоге применения которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и др.

Тесты состояния и свойствкасаются диагностик более или менее стабильных психологических качеств человека, таких, например, как черты личности, свойства темперамента, способности и т. п.

В особую группу выделяют проективные тесты. Они основаны не на прямой, на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др. Предполагается , что в оценки интерпретации подобных объектов человек бессознательно“вкладывает” или “проецирует”самого себя. К этой группе тестов относиться, например, тест Роршаха, Тематический Апперцептивный Тест и многие др.

К проективным тестам обращаются тогда , когда дело касается психодиагностики скрываемых или не осознаваемых испытуемыми психологический особенностей. Психодиагностический эксперимент как метод применяется в исключительных случаях и в основном тогда, когда выявить и оценить нужные качества другим способом не представляется возможным.

Процессуальные тесты применяются в тех случаях, если исследователя интересует особенности протекания психических и поведенческих процессов у испытуемых, а тесты достижений- когда решается задача оценки способностей, умений и навыков людей.

В отдельную группу тестов выделяются тесты интеллекта, к которым обращаются, если возникает необходимость точно определить и количественно оценить общий уровень интеллектуального развития человека.

Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования. Первая из них-социокультурная адаптированность теста. Это словосочетание означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране. Если, например, созданный в Европе тест интеллекта впервые применяется в стране, где доминирующим в структуре интеллекта является не словестно-логическое, а образное или практическое мышление, то он обязательно должен быть социокультурно адаптирован. В противном случае, применяя его в первоначальном, и не адаптированном варианте, мы, скорее всего, получим низкие результаты, которые не будут соответствовать уровню развития мышления у жителей данной страны. И, наоборот, используя в качестве теста интеллекта такой, где преобладают задания на практическое мышление, в стране с доминированием вербального интеллекта, мы там можем получить неадекватные показатели умственного развития.

Если тест повторно используется в условиях, которые существенно отличаются от тех где он был первоначально создан, то почти всегда требуется соотнесение этих условий друг с другом, или адаптация текста к новым условиям. В первую очередь это касается бланковых тестов, заимствованных из другой страны и написанных в оригинале на другом языке. Перевод совестных формулировок тестовых заданий с одного языка на другой никогда не бывает точным по значениям и смысловому содержанию понятий. Для того чтобы максимально возможной степени снять это неизбежное в силу самой природы языка несоответствие, приходиться иногда отказывается от буквального перевода и делать его относительно производным, близким не по значению слов , а по их смыслам.

Второе требование к тестам –простота формулировок и однозначность тестовых заданий. Согласно данному требованию в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, рисунков и т. п. ), которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

Третье требование, ограниченное время выполнения тестовых заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий психологического теста не должно превышать полутора-двух часов, так как в течении большого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне. Четвертое требование- наличие тестовых норм для данного теста. Под такими нормами понимается репрезентативные средние показатели по данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей дифференциацией по возрасту, полу и ряду других релевантных показателей. Нормы теста- это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.

Всякая норма со временем, как правило, изменяется вместе с теми естественными изменениями, которые с годами происходят в психологическом развитие людей. Так, нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, т. к. уровень развития мышления людей значительно возрос. Существует имперически установленное правило, в соответствии с которым как минимум один раз в пять лет , нормы теста, особенно интеллектуально, должны пересматриваться.

Процедура пересмотра существующих норм и установления новых типично и выглядит следующим образом, сначала определяется группа людей, на которых предполагается проводить исследования с помощью данного теста. Затем эта группа людей разделяется на подгруппы, различающиеся по своим социально-демографическим характеристикам. Для каждой подгруппы подбирается и по средствам разработанного теста изучается достаточно представительная выборка людей. Далее путем усреднения полученных на ней показателей определяется тестовая норма для данной совокупности людей. Заметим, что в описании теста для каждой включенной в него нормой обязательно должно быть указано , где, как, на ком и когда она была установлена.

Кроме требований, предъявляемых к нормам теста существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов.

    Наиболее важные из этих правил следующие:

Прежде чем применять тот или иной тест, психологу необходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок связанных с провидением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов.

Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния.

Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены.

Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводиться тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов.

    Литература
    1. Бодылев “Общая психодиагностика”.
    2. Гуревич “Психологическая диагностика”.
    3. Немов “Психология” книга 3.
    4. Бине Альфред “Тесты”.
    5. Психологический словарь.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.