реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры - (курсовая)

реферат
p>Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни , раскрыть закономерности становления гармонически развитой , общественно активной личности.

“ Духовное выживание возможно ”- так считали участники дискуссии , которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических наук СССР на расширенном заседании Бюро отделения философии, политологии , культуры. В ней приняли участие : Б. Неменский– член-корреспондент АПН, народный художник ; Е. Квятковский – действительный член АПН ; В. Лакшин – главный редактор журнала “Иностранная литература”; Н. Кушаев – кандидат педагогических наук ; Л. Буева –академик , секретарь отделения философии, политологии, культуры АПН и многие другие. Обсуждалась концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе ( руководитель работы Б. Неменский ) и современная концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под редакцией Е. Квятковского).

Б. Неменский , в частности , утверждает , что различные виды искусства способны вводить ребёнка в мир природы , в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и легче , чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека . “Какое место по времени должно занимать в школе изучение искусства ? Сейчас , например, его снизили с 7-го до 6-го класса. Кстати снижение шло на протяжении всех лет Советской власти…Можно ли без искусства в старших классах ? Где это доказано , что старшеклассник может развиваться без музыки и ИЗО ? Без искусства– от первого до выпускного класса –школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика. Итак искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное положение в структуре образования , стать точкой роста новой , очеловеченной системы образования”.

III. Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.

Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами , потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания , нравственности и т. д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая развитие полноценной личности.

Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике школьников–в их знаниях , умениях , навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста

( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т. д. ), стремление к более сложной и совершенной деятельности– результат деятельности ребенка. Продукт деятельности школьников –конкретный выбор профессии , в котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной вне личностного участия и заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной , воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека . Об этом говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов– мыслителей прошлых столетий. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ? , окажет психодиагностика– одно из самых молодых направлений в психологии. Вот главные принципы этой области знаний.

1. Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом. 2. Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других , значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов. “Тест” по-английски значит “короткое испытание”, “проба”, их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода , предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов, став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства , черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд. В прошлом веке английский учёный Ф. Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно– от профессиональной пригодности работника до степени его искренности. “Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей – писал И. П. Павлов. – Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах: писатели , музыканты , живописцы и т. д. –захватывают действитель-ность целиком , сплошь , сполна , живую действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие– мыслители –именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из неё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-таки и не удаётся”. Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическим признакам поможет несложный экспресс анализ (см. приложение 1). По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко.

Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур. Предложенная классификация– лишь первый шаг к познанию самого себя. Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной системой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок.

Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке . Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не следует , конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано быть художником , если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов , музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.

Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ? Тут-то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина , которой, как известно, до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания, а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели–победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил– ведь волю и настойчивость ничем не заменить.

IV . Элементы духовной культуры , которые возможно формировать в процессе профессиональной ориентации.

Всестороннее развитие личности , формирование эстетических, экологических , нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников–одна из задач профориентационной работы в школе. И задача педагогических работников–воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы , выйдя из школы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд , в отношения людей. Основные элементы духовной культуры невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям , не калеча , не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом , а разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её.

Рассмотрим каждый элемент в отдельности , определим важность каждого из них и покажем необходимость воспитания этих качеств у подрастающего поколения.

    4. 1. Экологическая культура.
    “Берегите эти земли, эти воды,
    даже малую былиночку любя.
    Берегите всех зверей внутри природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя. ”
    Е. Евтушенко

Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому сообществу и к каждому из людей. Но если слово“ мир” издревле укоренилось в лексике разных народов , то термин “экология” ( в переводе с греческого –наука о доме , о местопребывании) появился только в 1866 году и до недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И действительно, планета Земля , её природа– материки и океаны , зелёный и животный мир –дом человечества. Это и среда обитания людей и мастерская , в которой они трудятся , и кладовая жизненно необходимых ресурсов , и источник здоровья , вдохновения. Вот почему сохранение природных основ жизнеобеспечения общества является глобальной , общечеловеческой задачей. Но ввиду того, что научно-техническая революция и мировое производство не приобрели ещё экологическую ориентацию и по прежнему развёртываются без учёта возможностей и ограничений природы резко усилились негативные последствия этих тенденций: загрязнение окружающей среды , нарушение экологического равновесия , уменьшение способностей природных компонентов к самовосстановлению , истощение невозобновимых ресурсов. Перечень глобальных и региональных экологических угроз очень велик. “Экологическая карта”нашей страны отражает и эти угрозы и разновеликие очаги экологической напряженности в Отечестве.

Экологическая культура –ёмкое понятие , но главное содержание фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты.

С одной стороны , “ответная реакция”природы на разрушительные действия даёт мощный толчок , побуждающий , а точнее–вынуждающий общество переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей , встать на путь выработки экологической культуры. С другой стороны , процесс формирования и развития экологической культуры становится импульсом духовно-практической деятельности , направленной на преодоление кризисного состояния системы“общество-природа” , на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию отношений между обществом и природой. “Заряженность”на улучшение природопользования должна стать общей чертой всех социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не случайно во время международной конференции учёных“Охрана окружающей среды и защита всеобщего мира” (1986 г) был проведен “круглый стол” “Молодёжь и борьба за охрану природы и мира”. Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее , но и более отдалённое будущее , и поэтому особенно заинтересовано, чтобы будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм. Наконец , сегодняшние дети в перспективе - весьма близкой– возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты –колыбели и обители человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и ставшие достоянием гласности, - ведут к тому , что всё более широкие слои населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды своей жизни и деятельности.

Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия , осмыслить способы её улучшения, а тем самым“выводит” на экологические знания, стимулирует овладение ими. В какой мере эта тенденция проявляется в молодёжном сознании ? Ряд социологических исследований“Молодёжь и окружающая среда”проведённых группой специалистов в том числе Ю. П. Ожеговым и Е. В. Никоноровой , и изложенных в книге“Экологический импульс”, даёт следующие результаты. Отвечая на вопрос : “ Считаете ли Вы необходимым углублять свои экологические знания ? ” – 69, 6% опрошенных юношей и девушек заявили “да”. В их числе 77, 6 % школьников , 70 % студентов , 68, 2 % учащихся профтехучилищ. Не видят необходимости в углублении своих знаний 10, 2 % опрошенных и 2, 6 % затруднились ответить на вопрос , так как не задумывались над ним или не выработали определенного мнения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.