p>Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни , раскрыть закономерности становления гармонически развитой , общественно активной личности. “ Духовное выживание возможно ”- так считали участники дискуссии , которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических наук СССР на расширенном заседании Бюро отделения философии, политологии , культуры. В ней приняли участие : Б. Неменский– член-корреспондент АПН, народный художник ; Е. Квятковский – действительный член АПН ; В. Лакшин – главный редактор журнала “Иностранная литература”; Н. Кушаев – кандидат педагогических наук ; Л. Буева –академик , секретарь отделения философии, политологии, культуры АПН и многие другие. Обсуждалась концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе ( руководитель работы Б. Неменский ) и современная концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под редакцией Е. Квятковского). Б. Неменский , в частности , утверждает , что различные виды искусства способны вводить ребёнка в мир природы , в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и легче , чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека . “Какое место по времени должно занимать в школе изучение искусства ? Сейчас , например, его снизили с 7-го до 6-го класса. Кстати снижение шло на протяжении всех лет Советской власти…Можно ли без искусства в старших классах ? Где это доказано , что старшеклассник может развиваться без музыки и ИЗО ? Без искусства– от первого до выпускного класса –школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика. Итак искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное положение в структуре образования , стать точкой роста новой , очеловеченной системы образования”. III. Выбор профессии как показатель духовной культуры личности. Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами , потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания , нравственности и т. д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая развитие полноценной личности. Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике школьников–в их знаниях , умениях , навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста ( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т. д. ), стремление к более сложной и совершенной деятельности– результат деятельности ребенка. Продукт деятельности школьников –конкретный выбор профессии , в котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной вне личностного участия и заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной , воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека . Об этом говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов– мыслителей прошлых столетий. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ? , окажет психодиагностика– одно из самых молодых направлений в психологии. Вот главные принципы этой области знаний. 1. Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом. 2. Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других , значит, что-то должно получиться лучше. Ищите. 3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим. Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов. “Тест” по-английски значит “короткое испытание”, “проба”, их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода , предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов, став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства , черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд. В прошлом веке английский учёный Ф. Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно– от профессиональной пригодности работника до степени его искренности. “Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей – писал И. П. Павлов. – Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах: писатели , музыканты , живописцы и т. д. –захватывают действитель-ность целиком , сплошь , сполна , живую действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие– мыслители –именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из неё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-таки и не удаётся”. Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическим признакам поможет несложный экспресс анализ (см. приложение 1). По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко. Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур. Предложенная классификация– лишь первый шаг к познанию самого себя. Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной системой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок. Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке . Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не следует , конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано быть художником , если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов , музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ? Тут-то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина , которой, как известно, до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания, а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели–победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил– ведь волю и настойчивость ничем не заменить. IV . Элементы духовной культуры , которые возможно формировать в процессе профессиональной ориентации. Всестороннее развитие личности , формирование эстетических, экологических , нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников–одна из задач профориентационной работы в школе. И задача педагогических работников–воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы , выйдя из школы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд , в отношения людей. Основные элементы духовной культуры невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям , не калеча , не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом , а разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её. Рассмотрим каждый элемент в отдельности , определим важность каждого из них и покажем необходимость воспитания этих качеств у подрастающего поколения.
4. 1. Экологическая культура. “Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. ” Е. Евтушенко
Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому сообществу и к каждому из людей. Но если слово“ мир” издревле укоренилось в лексике разных народов , то термин “экология” ( в переводе с греческого –наука о доме , о местопребывании) появился только в 1866 году и до недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И действительно, планета Земля , её природа– материки и океаны , зелёный и животный мир –дом человечества. Это и среда обитания людей и мастерская , в которой они трудятся , и кладовая жизненно необходимых ресурсов , и источник здоровья , вдохновения. Вот почему сохранение природных основ жизнеобеспечения общества является глобальной , общечеловеческой задачей. Но ввиду того, что научно-техническая революция и мировое производство не приобрели ещё экологическую ориентацию и по прежнему развёртываются без учёта возможностей и ограничений природы резко усилились негативные последствия этих тенденций: загрязнение окружающей среды , нарушение экологического равновесия , уменьшение способностей природных компонентов к самовосстановлению , истощение невозобновимых ресурсов. Перечень глобальных и региональных экологических угроз очень велик. “Экологическая карта”нашей страны отражает и эти угрозы и разновеликие очаги экологической напряженности в Отечестве. Экологическая культура –ёмкое понятие , но главное содержание фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты. С одной стороны , “ответная реакция”природы на разрушительные действия даёт мощный толчок , побуждающий , а точнее–вынуждающий общество переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей , встать на путь выработки экологической культуры. С другой стороны , процесс формирования и развития экологической культуры становится импульсом духовно-практической деятельности , направленной на преодоление кризисного состояния системы“общество-природа” , на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию отношений между обществом и природой. “Заряженность”на улучшение природопользования должна стать общей чертой всех социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не случайно во время международной конференции учёных“Охрана окружающей среды и защита всеобщего мира” (1986 г) был проведен “круглый стол” “Молодёжь и борьба за охрану природы и мира”. Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее , но и более отдалённое будущее , и поэтому особенно заинтересовано, чтобы будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм. Наконец , сегодняшние дети в перспективе - весьма близкой– возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты –колыбели и обители человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и ставшие достоянием гласности, - ведут к тому , что всё более широкие слои населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды своей жизни и деятельности. Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия , осмыслить способы её улучшения, а тем самым“выводит” на экологические знания, стимулирует овладение ими. В какой мере эта тенденция проявляется в молодёжном сознании ? Ряд социологических исследований“Молодёжь и окружающая среда”проведённых группой специалистов в том числе Ю. П. Ожеговым и Е. В. Никоноровой , и изложенных в книге“Экологический импульс”, даёт следующие результаты. Отвечая на вопрос : “ Считаете ли Вы необходимым углублять свои экологические знания ? ” – 69, 6% опрошенных юношей и девушек заявили “да”. В их числе 77, 6 % школьников , 70 % студентов , 68, 2 % учащихся профтехучилищ. Не видят необходимости в углублении своих знаний 10, 2 % опрошенных и 2, 6 % затруднились ответить на вопрос , так как не задумывались над ним или не выработали определенного мнения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|