Процесс общения и трансакционный анализ
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
[pic]
Р Е Ф Е Р А Т
по психологии
на тему: «Процесс общения. Трансакционный анализ»
Студентки 1 курса дневного факультета специальности
Самара
1997
Содержание
Стр.
| |Введение |3 |
|I. |Процесс общения |4 |
|II. |Введение в трансакционный анализ |7 |
|III.|Эго-состояния |17 |
| | |23 |
Введение
Данный реферат написан на тему «Процесс общения. Трансакционный
анализ». Трансакционный анализ - оригинальное направление как в
теоретической психологии, так и в психотерапевтической практике,
разработанное американским психологом и психиатром Эриком Берном. Развивая
идеи психоанализа, Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях,
лежащих в основе типов человеческих «трансакций». Определенное место Берн
отводит понятию «игра», используемому для обозначения всех видов лицемерия,
неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между
людьми.
В данном реферате рассмотрен ряд вопросов о процессе общения и
трансакционном анализе. Целая глава посвящена эго-состояниям, т.е.
актуальным способам существования личности.
I. Процесс общения
Общение - это, во-первых, сложный, многоплановый процесс установления
контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности
и включающий в себя процесс обмена информацией, выработку единой системы
взаимодействия, восприятие и понимание другого человека, а, во-вторых,
осуществление знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное
потребностями совместной деятельности и направленное на значительное
изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях
партнера. В самом общем видеобщениевыступает как форма жизнедеятельности.
Социальный смыслобщениясостоит в том, что оно выступает средством передачи
форм культуры и общественного опыта.
Процесс общения между людьми можно кратко рассмотреть в следующем
направлении.
Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени
физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают.
Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека
фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании
сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые
обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу нетрудно прийти и на
основе повседневного опыта.
Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях
сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные, показывающие, что
сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать
причиной временных психологических нарушений. Замечено, что социальная и
сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к
длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с
пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.
Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная
депривации чаще всего приводят к органическим изменениям или создают
условия для их возникновения. Недостаточная стимуляция активизирующей
ретикулярной ткани мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным
изменениям в нервных клетках. Разумеется, это явление может быть и
результатом недостаточного питания. Однако недостаточное питание в свою
очередь может быть вызвано апатией, например как это бывает у младенцев в
результате крайнего истощения или после длительной болезни.
Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от
эмоциональной и сенсорной деприваций через апатию к дегенеративным
изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует
считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути так
же, как и ощущение пищевого голода.
У сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом, причем не
только в биологическом, но и в психологическом и социальном плане. Такие
термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «человек с причудами в
еде», «аскет», можно легко перенести из области питания в область ощущений.
Переедание - это в каком-то смысле то же самое, что и чрезмерная
стимуляция. В обеих областях при обычных условиях и большом разнообразии
выбора предпочтение в основном зависит от индивидуальных склонностей и
вкусов. Вполне возможно, что индивидуальные особенности человека
предопределены конституциональными особенностями организма. Но это не имеет
отношения к обсуждаемым проблемам. Вернемся к их освещению.
Для психолога и психотерапевта, изучаемых проблемы сенсорного голода,
представляет интерес то, что происходит, когда в процессе нормального роста
ребенок отдаляется от матери. После того, как период близости с матерью
завершен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, который в
дальнейшем будет определять его судьбу. С одной стороны, он постоянно будет
сталкиваться с социальными, физиологическими и биологическими факторами,
препятствующими продолжительной физической близости того типа, какую он
испытывал, будучи младенцем. С другой стороны, человек постоянно стремится
к такой близости. Чаще всего ему приходится идти на компромисс. Он учится
довольствоваться едва уловимыми, иногда только символическими формами
физической близости, поэтому даже простой намек на узнавание в какой-то
мере может удовлетворить его, хотя исходное стремление к физическому
контакту сохранит первоначальную остроту.
Компромисс этот можно называть по-разному, но, как бы мы его ни
называли, результатом является частичное преобразование младенческого
сенсорного голодав нечто, что можно назвать потребностью в признании. По
мере того, как усложняется путь к достижению этого компромисса, люди все
больше отличаются друг от друга в своем стремлении получить признание. Эти
отличия делают столь разнообразным социальное взаимодействие и в какой-то
степени определяют судьбу каждого человека. Киноактеру, например, бывают
необходимы постоянные восторги и похвалы (назовем их «поглаживаниями») от
даже неизвестных ему поклонников. В то же время научный работник может
пребывать в прекрасном моральном и физическом состоянии, получая лишь одно
«поглаживание» в год от уважаемого им коллеги.
«Поглаживание» - это лишь наиболее общий термин, который мы используем
для обозначения интимного физического контакта. На практике он может
принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно поглаживают,
обнимают или похлопывают, а порой игриво щиплют или слегка щелкают по лбу.
Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи. Поэтому по
интонации и употребляемым словам можно предсказать как человек будет
общаться с ребенком. Расширив значение этого термина, мы будем называть
«поглаживанием» любой акт, предполагающий признание присутствия другого
человека. Таким образом, «поглаживание» будет у нас одной из основных
единиц социального действия. Обмен «поглаживаниями» составляет трансакцию,
которую в свою очередь мы определяем как единицу общения.
Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по
сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был
подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт
благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но
также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии.
Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и
болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством
поддержания здоровья крыс.
II. Введение в трансакционный анализ
При использовании трансакционного анализа люди достигают как
эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее
сосредоточен на последнем. Это процесс понимания, скорее аналитического,
при котором человек обычно заключает: «Да, именно так это и происходит!»
Согласно д-ру Берну, его теория возникла, когда он наблюдал изменения
в поведении пациента, происходящие в нем при попадании в центр его внимания
новых стимулов, таких, как слова, жест, звук. Эти изменения включали
выражения лица, интонации голоса, структуру речи, телодвижения, мимику,
позу и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности
было несколько различных людей. Временами та или другая из этих личностей,
по-видимому, управляла всей личностью пациента.
Он заметил, что все эти различные внутренние Я по-разному
взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции)
могут быть проанализированы. Д-р Берн понял, что некоторые трансакции имеют
скрытые мотивы и личность использует их как способ манипулирования другими
в психологических играх и при вымогательствах.
Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом,
поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения
привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным
анализом, сокращенно ТА.
Первоначальнотрансакционный анализразвивался как психотерапевтический
метод. Трансакционный анализ предпочтительно применяют в группах. Группа
служит окружением, в котором люди могут лучше осознать себя, структуру
своей личности, то, как они взаимодействуют с другими, игры, в которые они
играют, и сценарии, которым они следуют. Такое осознание позволяет более
ясно понять себя, с тем чтобы человек смог изменить или усилить в себе то,
что он хочет.
Изменение начинается с двухстороннего договора между терапевтом и
пациентом. Договор может касаться прояснения таких симптомов, как
застенчивость, половая холодность, головные боли. Он может касаться
вопросов достижения контроля над поведением в таких случаях, как
неумеренное пьянство, непослушание ребенка, слабо успевающего в школе. Он
может сосредоточиваться на детских переживаниях, которые скрыты под
определенными симптомами и поведением в настоящем, на переживаниях, при
которых ребенок был униженным, заброшенным, слишком избалованным,
отвергнутым или с ним жестоко обращались. Этот договорный подход сохраняет
самостоятельность пациента. Он также позволяет ему узнать, когда условия
договора будут выполнены.
ТА эффективно применяется не только в психотерапии, он также
представляет метод, вызывающий размышления о возможностях человеческого
поведения, который большинство людей может понять и использовать. Этот
метод предпочитает использование прямых, простых и даже разговорных слов
использованию психологических научных терминов или профессиональному
жаргону. Например, основные стороны личности называются в трансакционном
анализе состояниями Я - Родитель, Взрослый и Ребенок.
Трансакционный анализ - это рациональный метод понимания поведения,
основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе,
думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои
чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с
соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.
Берн говорит, что важной целью трансакционного анализа является
установление «возможно более открытых и подлинных взаимодействий между
эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности». Когда это
происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свой
интеллект, а не только одно за счет другого.
Психотерапия, разработанная Берном на основе ТА, призвана освободить
Страницы: 1, 2, 3
|