Неформальные организации создают ряд проблем: снижение эффективности
деятельности предприятия, распространение ложных слухов и сопротивление
прогрессивным переменам. В то же время, если групповые нормы превосходят
официально установленные, неформальные организации несут некоторые
потенциальные выгоды, а именно: большую преданность предприятию, высокий
дух коллективизма и более высокую производительность труда.
Для того чтобы справляться с потенциальными проблемами и овладевать
выгодами неформальной организации, руководство должно признать эту
организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров
и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций,
разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить
слухи путем оперативного предоставления официальной информации.
Известно много качеств, присущих хорошему лидеру и все они очень разные.
Дальновидность. Лидеру нужно уметь установить цели организации и объяснить
другим их смысл. С расширением дела цели организации, а, следовательно, и
задачи лидера усложняются, и, если ему не удастся постоянно держать коллег
в курсе своих планов и определять возможность их воплощения, то отношение к
работе и моральный климат ухудшится, и в конце концов все хорошие начинания
сойдут на нет.
Рассудительность - качество, которое трудно определить или измерить, но
которое, несомненно, присуще лишь хорошему лидеру.
Умение по достоинству оценить качества своих подчиненных и сделать все,
чтобы заставить их "выкладываться" на работе.
Энергичность. Руководство истощает физически, умственно и душевно, не в
последнюю очередь потому, что хороший лидер всецело находится во власти
своих идей. Выносливость – залог успешного руководства.
Решительность. Поскольку лидер прокладывает новые пути в бизнесе и
принимает на себя весь возможный риск, то именно он чаще, чем менеджер,
терпит не удачу в своих начинаниях. Поэтому важно уметь воспрянуть после
поражения, "пробивать" идею, которую скептики уже давно похоронили, и не
перестраховываться. Хотя решительность в той или иной мере присуща каждому
человеку, на ее развитие влияет общественный уклад и конкретная ситуация,
например, в США неудачу рассматривают как часть учения (на уверенность в
своих силах огромное влияние оказывают родственники и друзья).
Последовательность – это своеобразная "лакмусовая бумажка", определяющая
хорошего лидера. Умение руководить во многом зависит от предсказуемости
методов руководства, взглядов и манеры принятия решения. Те, кому успех
вскружил голову, забывают об этом – и отношения лидера с коллегами
отравлены его непостоянством и непоследовательностью, особенно при высоких
темпах роста организации. Наиболее острой становится эта проблема в
случаях, когда полномочия руководителя делятся между партнерами по 6изнесу.
Справедливость. Строя отношения с людьми, мы по-разному истолковываем это
понятие. Следует подчеркнуть, что справедливость и последовательность
взаимосвязаны: например, если лидер ожидает от подчиненных вклада в работу,
который гарантирует им место в фирме, то гораздо важнее, что это правило
применяется ко всем без исключения. Справедливость, с которой лидер
подходит к решению подобных вопросов, имеет огромное влияние на моральный
климат в компании.
Безжалостность. При необходимости лидеру приходится действовать
безжалостно. Цели организации превыше всего, и решимость, с которой
действует лидер, является хорошим показателем здоровья фирмы.
Безжалостность – это не обязательно жестокость или бесчувственность.
Моральные и этические принципы лидера составляют важную часть его влияния
на организацию, и если большинство сотрудников считает эти принципы
разумными, всякие действия лидера они обычно воспринимают в благоприятном
свете.
Самопознание. Многие лидеры до такой степени эксцентричны и эгоистичны,
что по этим качествам напоминают скорее политика или революционера, но это
может погубить самые благие намерения лидера добиться доверия своих
сотрудников. В облике лидера чрезвычайно важны такие черты, как умение
понять причины того, что он делает, оценить свои достоинства и недостатки,
извлечь уроки равно из успехов и из неудач. Самопознание и самоанализ –
далеко не одно и то же, а публичное "самокопание" обычно воспринимается как
признак нерешительности. Почти всегда у лидера есть человек, которому он
доверяет и совместно с которым он решает все проблемы; у владельца
небольшой фирмы это супруг(а) или деловой партнер, в крупных компаниях роль
такой "доверенной особы" играют консультанты по стратегическим вопросам.
Способности. Лидер должен уметь говорить и слушать. Ему следует научиться
устанавливать и поддерживать коэффициент полезного действия сотрудников, а
также определить стиль принятия решений. Лидеру нужно знать, как поощрять
людей и как при необходимости сделать им замечания. И, наконец – но не в
последнюю очередь – он должен чувствовать, когда вмешиваться и когда лучше
остаться в стороне – одним словом, уметь передать другим часть своих
полномочий.
III. Социально-психологическая характеристика конфликта
В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как столкновение
несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в
межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными
переживаниями. Отметим важнейшие моменты данного определения. Во-первых,
под конфликтными подразумеваются те взаимодействия и отношения, в основе
которых лежат несовместимые интересы, потребности или ценности и их
одновременное удовлетворение, существование невозможно.
Во-вторых, можно выделить внутриличностный, межличностный и межгрупповой
конфликт, в зависимости от того, в каком пространстве возникли и
развиваются объективные противоречия. В-третьих, в психологическом плане
конфликт сопровождается для его участников негативными эмоциональными
состояниями, осложняющими и без того непростую ситуацию объективного
противоречия.
Виды конфликта
Существуют четыре основных типов конфликта: внутриличностный конфликт,
межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой
конфликт.
Внутриличностный конфликт. Его потенциальные дисфункциональные последствия
аналогичны последствиям других типов конфликтов. Он может принимать
различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт,
когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу
того, каким должен быть результат его работы.
Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что
производственные требования не согласуются с личными потребностями или
ценностями. Также конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или
недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт
связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в
себе и организации, а также со стрессом.
Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. В
организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей
за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую среду, время использования
оборудования или одобрение проекта.
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение
личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями
иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и
цели таких людей различаются в корне.
Конфликт между личностью и группой. Чтобы быть принятым неформальной
группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности, человек
должен соблюдать установленные группой нормы поведения и выработки.
Поэтому, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями
отдельной личности, может возникнуть конфликт.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта
личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.
Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей
руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую
производительность и соблюдать правила и процедуры организации.
Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые
могут оказать
Межгрупповой конфликт
1. Конфликты могут возникать во взаимодействии стабильно существующих микро-
групп внутри данной группы. Такие группы, как правило, существуют в рамках
любой малой социальной общности, их численность колеблется от двух до 6 - 8
человек, при этом чаще всего возникают мини-группы численностью в 3
человека. Более многочисленные подгруппы, как правило, не очень устойчивы.
Мини-группы играют большую роль в жизни группы в целом. Их взаимоотношения
влияют на общий климат группы, продуктивность деятельности. Именно внутри
них происходит “обкатка” норм и правил групповой жизни, и именно мини-
группа, как правило, выступает инициатором изменения этих правил. В
принципе можно говорить о том, что человек сам по себе очень редко
действует в своей малой группе. Как правило, он опирается на микро-группу,
зависит от нее и ориентируется на нее как на эксперта при выработке той или
иной стратегии своего повеления. “Новичок”, попадающий в новую социальную
среду, как правило, прежде всего, встает перед задачей выбора мишени-
группы, которая бы приняла его и одобрила его поведение. Руководитель в
своей деятельности также должен действовать с оглядкой на реакцию мини-
групп, особенно тех из них, которые занимают главенствующие позиции.
Иногда в группе можно выделить “источник” межгрупповых конфликтов - одного
человека или устойчивую пару, установивших конфликтные отношения с
представителями других микро-группа. Вероятнее всего, в этих конфликтных
отношениях они будут поддержаны своим мини-сообществом, и возникнет очаг
внутригруппового конфликта.
2. Конфликты могут возникать также вследствие ориентации определенных,
прежде всего, высокостатусных, членов группы на внешнюю референтную группу,
противостоящую в своих целях или ценностях данной группе или ее
руководителю. В данном случае человек является как бы носителем
противоречивой системы требований и норм, что может провоцировать
недовольство руководителя или других членов группы и разжигать
внутригрупповой конфликт.
3. Возможно возникновение конфликтной ситуации во взаимодействии
руководителя с определенной неформальной группой, не согласной с задачами
или стилем управления, реализуемыми руководителем. Интересно отметить, что
конфликты такого рода нечасто начинаются как групповые. На первых этапах
обмена конфликтными действиями, участниками могут казаться руководитель и
отдельный член группы. Однако крайне редко человек решается на конфликт
внутри группы своего постоянного членства, не будучи уверенным в поддержке
со стороны референтной микро-группы. В результате любой межличностный
конфликт в малой группе, в том числе с руководителем, быстро становится
групповым.
4. Конфликт может возникнуть и вследствие разрыва отношений внутри какой-
либо подгруппы. В случае если остальные члены группы не подключаться к
конфликту, он закончится частичным переструктуированием неформальных связей
в группе, так как члены распавшейся группировки должны будут найти свое
место в других сообществах. В противном случае, произойдет значительное
изменение группы в целом в отношении ее статусной и лидерской иерархий.
5. Возможны нормативные групповые конфликты. Они связаны с феноменом
группового давления большинства на меньшинство, не желающее принимать нормы
и ценности большинства.
6. Типичными для групповой деятельности являются конфликты между лидерами.
7. Наконец, весьма распространены конфликты между неформальным лидером и
руководителем группы.
В социальной психологии при анализе конфликтов принято обсуждать причины
конфликтов, их структуру, динамику развития и функции.
Структура и динамика конфликтов
Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух
важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента.
Конфликтная ситуация - это объективная основа конфликта, фиксирующая
возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По
сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное
противоречие может определенное время не осознаваться участниками
взаимодействия.
Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структуру:
Как видно из схемы, в объективной конфликтной ситуации присутствуют объект
конфликта - реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора и
стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать
отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них
внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя позиция - эта та
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|