реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Проблемно-ориентированное консультирование - (контрольная)

реферат
p>Другим важным вопросом является такой: “Что Вы станете делать после того, как беспокоящая Вас проблема полностью уйдет из Вашей жизни? ” Наиболее частым ответом является — “не знаю”. Здесь важно добиться формулирования хотя бы одной-двух ясных целей, достаточно привлекательных для клиента и связанных не с мотивацией избегания, а с мотивацией достижения. Это необходимо потому, что без достаточного уровня позитивной мотивации человеку будет слишком трудно менять устоявшийся образ жизни. Нередко бывает так, что какая-то из этих положительных целей может быть реализована уже сейчас, как бы вопреки наличию проблемы. Ее реализация, невзирая на проблему, существенно облегчит для клиента расставание с вредными для него поведенческими стереотипами.

Приведем пример. На консультацию обратилась молодая женщина 22 лет, страдающая ожирением. Несмотря на многочисленные попытки соблюдать диету, она каждый раз“срывалась”и опять начинала переедать. Причем, в основном, жирное, жареное и мучное. В такие моменты она ненавидела себя за безволие и чувствовала полную беспомощность и отчаяние от невозможности что-то изменить. На вопрос— “как изменится ее жизнь после того, как она похудеет? ” первым ответом было — “муж перестанет упрекать меня за отсутствие силы воли” (это внешняя отрицательная мотивация, связанная с избеганием). Ей было объяснено, что цель должна носить позитивный характер, связанный не с избеганием, а с получением чего-то.

Вторым ответом клиентки было: “Тогда я смогу покупать себе красивые вещи. Вот, например, вчера я видела в магазине красивый костюм, но тут же вспомнила, какая я уродина и не стала покупать”. Купить этот костюм и было первым домашним заданием для нее. И не только купить, но и носить, несмотря на возникающее чувство неловкости. Через месяц костюм пришлось продать, так как клиентка похудела настолько, что он оказался велик.

Этот пример иллюстрирует два важных положения. Первое состоит в том, что в сознании клиента присутствует такая модель: “Сначала я избавлюсь от какого-то мешающего мне переживания (страха, вины, неловкости и т. л. ), а потом начну делать то, чему это чувство препятствует”. Реальный позитивный эффект достигается как раз при обратной последовательности, выражающейся в рекомендации: “Начинайте это делать, несмотря на возникающие у Вас чувства”. Действия вопреки еще присутствующему чувству позволяют клиенту обнаружить в себе скрытые ресурсы и творчески подойти к проблеме самоизменения. К сожалению, излишний пиетет перед чувствами клиента, существующий как у него самого, так и, нередко, у психолога, препятствует реальному, действенному изменению жизненной ситуации.

Второе положение заключается в том, что совершение действия, которому препятствует привычное негативное чувство к себе, уничтожает саму необходимость в продолжении существования симптома. На примере видно, что, презирая себя за безволие и непривлекательность, женщина лишила себя всех жизненных удовольствий и оказалась вынужденной компенсировать дефицит положительных эмоций едой. Происходило это, конечно, бессознательно, поскольку сознательно она стремилась совершенно к другому, однако использовала только отрицательные стимулы и самопорицание. Научившись более разнообразным способам положительного самомотивирования, она достигла своей цели легко и практически без усилий. Кроме указанных, существует еще ряд обязательных вопросов, касающихся личной истории клиента и истории его проблемы (симптома). Психологи же подчас сами ограничивают себя ситуацией“здесь и теперь”, работой с телесными ощущениями и образами восприятия, воображения, как бы игнорируя предысторию жизни и проблемы. Конечно, так работают далеко не все психологи-консультанты, но в наиболее современных технологиях психологической помощи работа только в ситуации“здесь и сейчас”становится общим принципом. Это касается, в частности, гештальт-терапии и нейро-лингвистического программирования.

Поэтому игнорирование, а подчас и просто незнание психологами вопросов, касающихся анамнеза жизни и проблемы, становится достаточно распространенным и связано с переориентацией на работу с ощущениями и образами. Ведь телесные ощущения и образы“присутствуют” именно “здесь и сейчас”, в то время как словесный дискурс всегда разворачивается последовательно, это всегда история, представленная в словах.

Необходимо заметить, что проблемно-ориентированная психологическая помощь имеет своим материалом все же словесное выражение рассудка клиента, но апеллирует при этом к его разуму. Если рассудок человека действительно несет в себе все ограничения, “комплексы” и установки его личной истории и может быть “болен”, то разум (конечно, представленный в разных индивидах в различной степени) носит общечеловеческий характер и всегда“здоров”.

Известное противоречие в психотерапии между длительностью и эффективностью процесса (“длительный процесс помощи не может быть эффективным, эффективный процесс помощи не может быть длительным”) в проблемно- ориентированной психологической помощи разрешается следующим образом. Основным объектом работы полагается личная проблема, а не человек в целом. После ее решения и принятия этого решения клиентом его личностный рост осуществляется косвенно, через развитие в нем способности к самостоятельному решению своих проблем. Конечно, клиент может обращаться к психологу и далее, но он обязан представить при этом опыт решения этой проблемы в своей повседневной жизни (тем самым это уже не прежняя проблема), либо предъявив новую проблему после разрешения предыдущей.

Ограничение работы по ее объекту ограничивает ее и по времени, делает ее целенаправленной, с ясной обратной связью. Клиент побуждается к движению, он лишается права на пассивность, поскольку реализовать решения может только он. Психолог не может быть больше заинтересован в разрешении проблемы клиента, нежели он сам.

Анамнез жизнивключает в себя изучение жизненной ситуации и личной истории клиента. При этом необходимо знать ответы на основные вопросы: возраст клиента, род его занятий в настоящем и прошлом, образование, состав его актуальной семьи. Целесообразно также задать вопросы о контактах взрослого клиента с родителями, если они живы, и со взрослыми детьми, проживающими отдельно. Например, часто встречается ситуация, когда кто-то из супругов ежедневно один-два часа говорит по телефону со своей матерью, рассказывая ей обо всем и, естественно, изолируясь в это время от роли родителя и супруга. В таких случаях необходимо выяснить, кому принадлежит инициатива контакта, а также что произойдет, если в положенное время звонка не будет.

Желательно также выяснить, как наличие предъявляемой проблемы влияет на жизнь других членов семьи, признают ли они ее значимость, готовы ли в случае необходимости оказать помощь в ее разрешении. Случается, что наличие проблемы бессознательно выгодно другим членам семьи или они отрицают сам факт ее существования (“ты все себе придумываешь”, “это все пустое”). Бывает даже так, что, например, болезнь ребенка полусознательно выгодна матери в ее отношениях с мужем (“пока ребенок болеет, его надо водить по врачам, и ты меня не посмеешь бросить”). Анализ истории жизни целесообразно проводить в рамках сценарийного подхода, разработанного Э. Берном и его последователями. Особое внимание следует уделить вычленению ситуаций сегодняшней жизни, в которой проявляются родительские директивы, полученные клиентом в детстве. Работа по преодолению родительских директив позволяет довольно быстро“вывести” клиента к новому осмыслению текущей ситуации. В ходе сбора информации нужно тщательно анализировать запрос клиента и особенности его речи, параллельно важно анализировать невербальное поведение клиента, которое может противоречить его словам или помещать их в неожиданный контекст.

Если у клиента есть какие-то хронические заболевания или часто возникающие телесные симптомы, то необходимо осведомиться о том, что предшествовало их возникновению. Причем вопрос психолога не должен содержать в себе указания на причинно-следственную связь, которая обычно не осознается клиентом. Ведь большинство людей в нашей культуре не склонны считать телесные заболевания следствием своих неразрешенных, а нередко и неосознанных психологических проблем.

Можно задать вопрос типа “Опишите события Вашей жизни, примерно в течение года до начала заболевания, не оценивая их по значимости”.

Для того чтобы осмыслить роль симптома в жизни человека, необходимо осознать, что человеческое тело на своем языке всегда заявляет о наличии неразрешенных проблем. Поэтому психологу-консультанту необходимо познакомиться с основными концепциями и понятиями психосоматического подхода.

В современных теориях психологической помощи довольно дискуссионным является вопрос осопротивлении клиента и его преодолении. Под сопротивлением в целом понимается проявление психологической защиты от осознания подлинной причины своей проблемы. Однако нет такого негативного жизненного опыта, который не мог бы быть переработан в направлении позитивного самоизменения в дальнейшем.

Психологу важно сохранять постоянную установку на позитивную интерпретацию истории жизни, иначе он может сам подменить помощь клиенту неконструктивным состраданием. Последнее совершенно неуместно и неэтично для профессиональной позиции, поскольку, присоединяясь к чувствам и переживаниям клиента, проникнутым безнадежностью, психолог тем самым укрепляет бессознательное нежелание клиента взять ответственность за свою жизнь на себя и действовать в направлении саморазвития, что и является сопротивлением.

Наиболее продуктивными в рамках проблемно-ориентированной психологической помощи оказываются клиенты, уже до предела“уставшие”и от своей проблемы и от своего сопротивления ее решению, оставившие надежду, что“все пройдет как-нибудь само”. Образно говоря, они уже “добежали до стенки”и находятся в объективно тяжелой ситуации. Таким образом, чем более тяжелой является проблема или симптом, тем более быстрым может оказаться результат работы психолога.

В проблемно-ориентированной психологической помощи сопротивление клиента может даже специально провоцироваться предельно острыми интерпретациями психолога. Психолог как бы ускоряет движение клиента к тупику, и далее клиент может самоопределиться, что он выбирает— свое сопротивление или же движение в сторону решения проблемы. В ходе сбора информации у психолога рано или поздно вызревает общая гипотеза, включающая в себя два аспекта: с одной стороны, представление о причине возникших у клиента трудностей, часто скрытой от его сознания, и, с другой стороны, идея о способе выхода из сложившейся ситуации.

Общая гипотеза может вызревать постепенно, в ходе последовательного анализа ситуации, а может возникать и внезапно, в виде интуитивного озарения, илиинсайта. Нередко у психологов-консультантов существует страх и тревога по поводу того, что гипотеза может так и не сформироваться и— “что же тогда делать? ”Возможно, это связано с появлением многочисленных технологий психологической помощи, не требующих выработки гипотезы. Вместо этого в подобных технологиях (таких как клиент-центрированная психотерапия, гештальт-терапия, НЛП) предельно подробно разрабатывается“дерево процесса изменения”, по принципу “что делать, когда.... ”. Техники же настолько изощренны и детализированы, что психолог может быть спокоен— ведь “что- то произойдет в любом случае”.

Это относится, скорее, к начинающим психологам- консультантам, поскольку техники, “обрекающие”психолога на какой-то результат, уменьшают его ответственность за исход взаимодействия, возлагая его на клиента. В приведенной таблице обобщены различные модели психологической помощи с точки зрения распределения ответственности между психологом и клиентом:

    Классификация моделей психологической помощи
    Ответственность психолога
    Ответственность клиента
    Примеры практик и концепций
    Основной механизм воздействия
    Характер ожиданий клиента
    Ориентация на сферу психики клиента
    Максимальная
    Минимальная
    Гипноз, рациональная психотерапия

Принятие авторитета, доверие к другому, неуверенность в себе Предписание, совет, внушение

    Воля
    Равная
    Равная
    Психоанализ, логотерапия

Инсайт, новое знание о себе, доверие к другому, доверие к себе Истолкование, интерпретация

    Разум
    Равная
    Равная
    Бихевиоризм
    Новый навык, новый образ, доверие к другому и к себе
    Изменение поведения, образа, реакции
    Разум
    Минимальная
    Максимальная
    Гуманистическая психотерапия, гештальт-терапия

Катарсис, принятие чувств, доверие к себе больше чем к другому, новый эмоциональный опыт, эмпатия

Эмоциональная поддержка, “понимание и сопереживанние”, провокация эмоциональ ных разрядок Чувства

Ориентация психолога на работу с гипотезой или без нее связана с его общей познавательной установкой, выражающей степень доверия к собственному разуму и разуму клиента. Если эта степень доверия недостаточна, то психолог может сконцентрироваться на работе с чувствами, ощущениями, образами. Заметим, что это не относится к конечной эффективности работы психолога-консультанта, которая при сознательном выборе той или иной практики или идеологии может быть достаточно высока.

Гипотезапредставляет собой набор утверждений, устанавливающих связи между событиями жизни, детерминированными с точки зрения клиента, извне, его психическими состояниями (переживаниями, чувствами), явившимися результатом не всегда осознанной переработки этих событий, и поступками, всегда являющимися результатом личного выбора, независимо оттого, признает ли клиент это или нет. Все вышесказанное не означает, что клиент должен погружаться в чувство вины и заниматься самобичеванием за сделанные им ранее выборы. Ведь само собой разумеется, что он выбирал то, что тогда ему представлялось наилучшим с точки зрения представленных в его сознании возможностей. И если сейчас он оценивает сделанные им выборы негативно и видит другие, лучшие варианты, то это характеризует его с позитивной стороны, свидетельствует о том, что человек прошел определенный путь развития, а вовсе не о том, что он был и остается“плохим”. Вопреки распространенным представлениям, ни одно событие не может однозначно привести к какому-то психическому состоянию. Выбор состояния человек совершает осознанно или бессознательно, обучившись этому в ходе ранней социализации в семье. В семьях одни реакции на события поощряются, другие— наоборот —не одобряются. Одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции. Например, оскорбление у одного вызовет гнев, а у другого— испуг, у третьего — обиду, вплоть до готовности заплакать, еще у кого-то —чувство превосходства над обидчиком и самодовольство. Причем каждый из них считает свою реакцию“естественной”, нормальной и единственно возможной. Если клиент неудовлетворен своими реакциями в определенных ситуациях, то часто само осознание того, что он может сделать другой выбор, выступает как освобождающий фактор. Если мы когда-то чему-то научились, то значит и сейчас можем научиться чему-то новому. Ведь для взрослого нормально быть в состоянии сознательно менять бессознательные решения, принятые им в детстве. Так же неверно, что из состояния однозначно вытекают поступки. И здесь человек опять делает осознанный или бессознательный выбор. Помочь сделать этот выбор всегда осознанным—входит в задачу психолога. Ведь внешние обстоятельства нашей жизни есть результат совершенных ранее выборов, а будущее будет результатом выбора, который мы делаем сегодня.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.