реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Проблема гуманизации человеческой деятельности. Развитие альтруистического поведения как одно из направлений гуманизации - (реферат)

реферат

Проблема гуманизации человеческой деятельности. Развитие альтруистического поведения как одно из направлений гуманизации - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Проблема гуманизации человеческой деятельности.

Развитие альтруистического поведения как одно из направлений гуманизации

    Солнце не ждет, чтобы его просили уделить часть
    своего света и своей теплоты. Точно так же делай
    и ты все зависящее от тебя добро, не ожидая,
    чтобы тебя об этом попросили.
    Эпиктет
    Не причиняй зла никому и делай добро всем
    людям, хотя бы потому, что это - люди.
    Цицерон
    Человек в современном обществе

Качественное изменение жизни человека, последовавшее за бурным научно-техническим прогрессом последних ста лет и социально-политические изменения, вызвавшие“пересмотр” ценностных ориентиров бытия человека. “Великие Обещания Безграничного Прогресса”индустриального века, как об этом пишет Э. Фромм, дали человеку предчувствие господства над природой, материального изобилия и неограниченной личной свободы для всех. Техника дала иллюзию всезнания, а наука - всемогущества. Основными психологическими предпосылками этой индустриальной системы стал радикальный гедонизм (как стремление к удовлетворению любого желания или потребности) эгоизм, и себялюбие.

В современном обществе все большее значение приобретает модус обладания, означающий быть эгоистом; владеть, не делясь с другими; логику“чем-больше-я-имеею-тем-больше-я-значу”; не возможность полного удовлетворения своих потребностей. Другим симптомом этого морального заболевания является презрение к природе - как ко всем вещам и людям, не задействованных в процесс машинного производства. Все это, вместе с одержимостью работой, идеалом полного безделья в свободное от работы время и появлением возможности удовлетворения потребностей не только у меньшинства, привело к сдвигу представления о человеке, его месте и цели существования. Потеря чувства уникальности и значительности индивида, овеществление и себя и других отразились в потере веры в человека и собственные силы. “Мы - стадо, верящее, что дорога, по которой мы идем, должна вести к цели, раз мы видим, что и другие идут той же дорогой” - подытоживает Фромм. “Мы в темноте и ободряем себя тем, что слышим чей-то свист в ответ на наш собственный”.

Ориентация на модус Иметь приводить к тому, что человек становиться Манипулятором, противоположностью которого, по мнению Э. Шострома, является Актуализатор. Автор выделяет следующие причины манипуляции: наличие вечного человеческого конфликта между опорой на себя и внешнюю среду; не умение любить и не принимать себя. Нормальным отношением между людьми является любовь, которая предполагает знание человека таким, какой он есть и уважение его истинной сущности. Большинство из нас не понимают, что нельзя полюбить другого не полюбив себя. Мы думаем, что чем более мы совершенны, тем более любимы. В действительности же, чем выше наша готовность принять себя со всеми недостатками, тем больше нас любят;

боязнь тесных межличностных контактов, которая приводит к тому, что люди начинают играть в игры для того, чтобы избежать интимности; наличие ориентации на получение одобрение всех.

Стиль жизни Манипулятора базируется на четырех принципах: ложь, неосознанность, контроль и цинизм. В отличии от него Актуализатор ищет в себе самобытность и уникальность. Манипулятор же наоборот загоняет это внутрь и повторяет, копирует чьи-то поведенческие модели. Ему также свойственна замена одной эмоции на другую; сохранение их про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент; склонность приукрашивать нормальные чувства; не способность делать различия между чувствами и фактами.

    Значение альтруизма в системе общечеловеческих ценностей

Даже краткое знакомство с мировым религиями позволяет выделить общую в них черту - преодоление собственного эгоизма. Это особенно выражено в буддизме: лишь когда человек откажется от иллюзорности несокрушимости своего Я, а также от других“объектов своей алчности”, он сможет открыть себя миру и полностью вступить в отношения с ним. В христианстве это достигается принятием и реализацией в жизни принципа Любви возлюби врагов своих как себя самого. Ведь если другой больше не враг, то он становиться абсолютным человеком, поскольку“ты сам становишься истинно человечным”. С этим перекликается мнение А. В. Меня: “.... отрицание Бога есть путь к торжеству безграничного эгоизма и взаимной борьбы”. По сути об этом же пишут и некоторые психологи. Ф. Е. Василюк считает, что высший тип ценностного развития личности есть способность пожертвовать любым из своих мотивов. В этом случае, при столкновении с трудностями и опасностями, у человека происходит обратное движение, нев себя, а от себя, движение сосредотачивающее все душевные и физические силы человека не на достижении собственного счастья, благополучия и безопасности, а на служении высшей ценности. Предельным выражением этого движения является состояние“безусловной готовности к самопожертвованию”. Принимая тезис В. Франкла о том, что путь преодоления человеческой “тварности”лежит в преломлении ее через феномен трансцендентности (т. е. человеческое бытие всегда ориентировано вовне, на нечто не являющееся самим человеком), В. Э. Чудновский видит суть смысла жизни в следующем. Возникая в результате взаимодействия“внешнего” и “внутреннего”, он (смысл) вместе с тем эмансипируется от того и другого и начинает действовать как“буферный механизм”, как система “сдержек и противовесов”, не допускающих одностороннего подчинения “внешнему”и вместе с тем препятствующих превращения человека в раба собственных потребностей, влечений и сиюминутных интересов.

Таким образом, можно сделать выводы о наличии ряда универсальных [1под универсальностью здесь понимается независимость направленности этого смысла от религиозных и научных взглядов. ]смыслов жизни. Среди них можно выделить направленность конечного развития человека, его финальной точки вне себя, на других людей, что может быть определено как альтруизм.

    Понятие об альтруизме

Альтруизм (или альтруистическое поведение) имеет разные дефиниции: он определяется как любовь и забота о других; стремление к благополучию других при отсутствии выгоды для себя , склонность безвозмездно жертвовать собой ради группы и др. Это понятие тесно связано с термином просоциального поведения, которое имеет более общий характер и характеризует различные формы поведения, осуществляемые в интересах различных социальных объектов, в противовес поведению, преследующему личные цели.

В истории психологии сложилось несколько точек зрения, объясняющих природу альтруизма.

1. Альтруистические нормы. Под ними понимаются такие термины как потребность отдавать, норма социальной ответственности. Согласно последней, если другой человек зависит от тебя в достижении своей цели, то ты должен ему помогать. Мера, в которой человек следует этой норме зависит от степени ее актуализации в сознании индивида. Последняя же определяется прошлым опытом человека. Как показали эксперименты Гринласса, альтруистическая“норма социальной ответственности”(стремление помогать всем людям) актуализируется в том случае, если предыдущая помощь индивиду носит позитивный характер или вообще отсутствовала; если же она имела негативный характер, то актуализируется“норма реципрокности” (добро за добро). 2. В рамках бихевиоризмаальтруизм рассматривается как поведение обусловленное негативным или позитивным эмпатическим подкреплением (т. е. исчезновением неприятного чувства, возникающего при виде страданий другого человека или появлением приятного чувства при виде освобождения человека от этих страданий). Здесь альтруизм отождествляется с эгоистическим поведением. Ряд других авторов (Вейсс и др. ) считают, что альтруистический поступок имеет самостоятельное подкрепляющее значение.

3. В психоанализеальтруизм рассматривается как стремление редуцировать присущее человеку чувство вины перед другим путем бескорыстного поступка. Основываясь на этой гипотезе ряд авторов предположили, что испытуемые нарушившие определенное правило, будут более склонны к альтруистическому поведению (например больше соглашались на участие в эксперименте, в котором их подвергали ударам электротока). Аналогичные результаты были получены в исследовании Харрис и др. Так, католики, идущие на исповедь, жертвуют гораздо большую сумму на благотворительные цели, чем верующие выходящие после исповеди. Авторы объясняют этот феномен уменьшением чувства вины после исповеди.

4. Синтез представлений об альтруизме некоторых западных (Шварца, Хекхаузена, Рейковского и др. ) и отечественных психологов (Божович, Запорожца и др. ) позволяет выделить два типа альтруистических мотивов: личностно-нормативный (мотив морального долга) и эмоциональный (мотив сочувствия). Первый является следствием нормативного воспитания личности и формируется на основе интериоризации альтруистических социальных норм, которые стали внутренними императивами, регулирующими деятельность. Реализация этого мотива сопровождается позитивными чувствами морального удовлетворения. Мотив сочувствия основан на воспитании идентификационных и эмпатических способностей. Его реализация не возможна без процесса сочувствия и вчувствования в переживания нуждающегося в помощи человека. Этот механизм основан временном исчезновении границ между моим“Я” и “Я” другого человека.

    Развитие гуманности в детском возрасте

Этимологически слово “детство” берет свое начало в древне-индийском корне “dhei-”, одно из значений которого “сосать, кормить”. Метафорически это хорошо характеризует процесс развития ребенка: вырастая ребенок“впитывает”, сначала в семье, а затем и в социуме, морально-нравственные нормы поведения, которые впоследствии“перевариваются” и “усваиваются”. Иначе говоря, в процессе интернализации механизмы социального контроля превращаются во внутренние императивы индивидуального сознания. Эгоистические и альтруистические тенденции в поведении ребенка проходят сложную динамику развития. Выделяют три стадии морального развития ребенка: доморальный уровень, на котором ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями;

уровень конвенциональной морали как ориентация на заданные извне нормы; уровень автономной морали как ориентация на интернализованную систему принципов.

В процессе развития у ребенка постепенно формируются совершенно новые нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, несвязанные с натуральными аффектами. На первых годах жизни ребенок связан с миром через аффективную сферу и его эмоциональные контакты устанавливаются по принципу эмоционального заражения. На втором году жизни ребенок вступает в“ситуацию симпатии”. Здесь он слит с ситуацией и партнером, чьи переживания он разделяет. Симпатия - это первичная эмоция, на основе которой развиваются все социальные чувства. Впоследствии симпатия дифференцируется на“чувства к другим” (любовь) и “чувства с другими”(сострадание). Первое есть предпосылка развития второго. Эта стадия подготавливает ребенка к“ситуации альтруизма”(4-5 лет), на которой он может соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей и предвидеть последствия собственного поведения.

В рамках различных психологических школ были проведены исследования по развитию гуманного поведения. Приведу некоторые из них.

1. Развитие эмпатии под влиянием художественного произведения. Теоретической основой исследований, проведенных Запорожцем и др. стали следующие положения. Для морального развития ребенка необходимо не просто усвоение норм и требований, но и включение ребенка в содержательную совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Особенности эмоционального отношения ребенка к окружающему зависят от характера его деятельности. Однако, существенную роль здесь играет не столько исполнительская часть детской деятельности, а сколько ее ориентировочная часть. Во время эмоционального процесса происходит решение определенных задач. Эмоция возникает тогда, когда перед субъектом стоит проблема, которую он не может решить привычным путем. Восприятие рассказа, сказки и других ярких описательных взаимоотношений персонажей, их действий и т. п. вызывают у детей непосредственный отклик: сочувствие, неприязнь и т. п. В этом процессе объединяются оценка персонажей с соответствующим эмоциональным и нравственным отношением к ним. В проведенном исследовании изучалась динамика мотивационно-эмоциональных сдвигов при восприятии произведений художественной литературы. Эти сдвиги становятся возможными при условии слияния адекватной когнитивной оценки детьми персонажей с их эмоциональной оценкой. Однако для того, чтобы это слияние не только произошло, но и оказало влияние на отношение ребенка к окружающим, необходим процесс“сближения”детей с литературными персонажами. Существуют разные формы этого сближения: от восприятия спектакля до игры-драматизации.

Исследования проводились по следующей схеме: детям предъявлялась сказка, после которой проводилась беседа с предложением альтернативного (альтруистического) поведения, за которой следовала ролевая игра, заканчивавшаяся переносом эмоций, пережитых во время восприятия сказки, в реальные жизненные условия. Повторно инициируемое взрослыми сопереживание на основе возникшего сочувствия может вызвать не только появление импульса к содействию, но и его реализацию. Таким образом, динамика эмпатического процесса имеет здесь одностороннюю направленность и развивается по следующему сценарию: сопереживание - сочувствие - импульс к действию - реальное содействие. Как показали эти исследования, при систематической работе по этой схеме, дети из экспериментальной группы, по сравнению с детьми из контрольной группы, реализовывали альтруистическое поведение гораздо чаще и более осознанно.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.