реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Природа способностей

реферат

Природа способностей

Способности

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические

особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и

легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям,

умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их

быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой

различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из

них, наиболее значимую:

1) Природные (или естественные) способности в основе своей биологически

обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе,

при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа

условно-рефлекторных связей);

2) Специфические человеческие способности, имеющие общественно-

историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной

среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе

которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические,

учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою

очередь подразделяются на:

общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах

деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь,

точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие

успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы

особого рода задатки и их развитие (способности математические,

технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие,

спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и

обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-

логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к

конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно

лишь разносторонне одаренным людям;

учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия,

усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности,

и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной

и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а

высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)

— талантом;

способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека

как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-

психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в

контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и

предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с

природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения,

обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей,

обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и

своеобразие деятельности и общения.

Способности и индивидуальные различия людей

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые

иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в

процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая

способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень,

необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне.

Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в

виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую

математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению

к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание

задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные

особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у

одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различии. Откуда

берутся индивидуальные психологические различия людей? Как они возникают?

Один из ответов на данные вопросы предлагает А. Анастази: «Индивидуальные

различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между

наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень

широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса

развития зависит от его внешней среды».

Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии

сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять

формирование у него других личностных свойств.

Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать

влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида более

сильным, чем воздействие его наследственности.

При исследованиях, касающихся связи свойств нервной системы человека с

решением задач (мышлением), В. М. Русалов пришел к выводу о том, что лишь

формально-динамические характеристики психической активности человека

детерминируются преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими

факторами.

Таким образом, свойства нервной системы не предопределяют психические

качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как

задатки к развитию способностей. Вместе с тем, как писал Б. М. Теплов, они

«образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее

— другие».

Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то

практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий

заключается не в поиске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого

типа нервной системы пути и метода обучения людей с данным типом нервной

системы.

Развивая в этом плане идеи Б. М. Теплова, В. Д. Небылицын высказал мысль о

том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее

тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной

работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а

при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками,

напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его

нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее

зависит индивидуальный стиль деятельности.

В результатах исследований, которые были направлены на выявление

наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних

случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью

обнаруживается, в других — нет.

Таким образом, психологических свойств, которые с уверенностью можно было

бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди

характеристик, которые имеют явную генотипическую предпосылку, находится,

например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит

темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении

некоторых физиологических показателей, к примеру, электроэнцефалограммы.

Однако — и это очень важный факт — ни одно из известных свойств нервной

системы не является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него

самого в определенной степени оказывает влияние среда.

Приведенные данные позволяют сделать вполне определенный вывод об

отсутствии выраженной биологической и о наличии отчетливой социальной

обусловленности задатков, в данном случае основных свойств нервной системы

человека, но не снимают другой важный вопрос и предполагают его специальное

обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленности межполовых

психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в

значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической

принадлежностью человека.

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей

разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на

ранних стадиях онтогенеза проявляются только в связи с одной чертой —

внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у

девочек, начиная с двух-, трехлетнего возраста. Однако это, скорее,

является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем

следствием биологических факторов.

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей

не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они напрямую зависят

от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на

Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства

являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас

вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и

женщин, а не их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной

деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные

проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины,

занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации

движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических

соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут

опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета,

памяти, беглости речи и других способностей, включающих владение речью.

Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что

занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами

профессионального труда будто бы формируют у них психологические

особенности, характерные для людей противоположного пола, то есть ведут к

маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое предположение

подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности,

традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют

формированию и развитию черт, связанных с данными видами деятельности, но

это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые

можно было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-

ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых

экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально-

культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них

гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между

группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше

тех, которые имеются между людьми разного пола.

Заключение

Таким образом, индивидуальные (индивидуально-психологические) различия —

это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств),

отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной

предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга,

создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под

влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с

окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные

различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

Список литературы:

Р. С. Немов, «Психология и педагогика».

А. Анастази «Дифференциальная психология».

Б. М. Теплов «Способности и одарённость».


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.