легкомысленность и поверхность суждений.
14. Литература:
1. Лучшие психологические тесты /А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск,
1992. – с.62– 67.
2. Рогов Е.И. Работа психолога с подростками // Настольная книга
практического психолога в образовании. – М., 1995. – с.163-166.
5.1. Новиков Александр Александрович.
5.2. 9 лет.
5.3. 10.12.99.10 часов дня.
5.4. Кабинет психолога, уютная обстановка.
5.5. Самочувствие прекрасное.
5.6. Методика: «Рисунок семьи».
5.7. Цель: исследование межличностных отношений ребенка в семье.
5.8. Материал: лист белой бумаги, карандаши цветные.
5.9. Инструкция: «Нарисуйте свою семью». При этом не рекомендуется
объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы, следует
еще раз повторить инструкцию.
5.10. Ход обследования: выданы инструменты, зачитана инструкция.
5.11. Результаты обследования: изображены все члены семьи, кроме себя.
5.12. Анализ и интерпретация результатов:
Саша изобразил всех членов семьи, кроме себя, что говорит, что мальчик
неудовлетворен сложившейся в семье ситуацией. Он переживает неблагоприятные
моменты в кругу семьи. Первым Саша нарисовал своего старшего брата – это
говорит о том, что Саша полагается на брата, считает брата «авторитетом».
Сам хочет быть похожим на брата. Именно с ним находит взаимопонимание.
Второй Саша изобразил сестру, затем следует отец. На последнем месте –
мама. Маму нарисовал что-то делающей – руки находятся в движении. Одна рука
раздвоена. Можно сказать, что мама наказывает мальчика, Саша боится свою
мать, находится у нее под давлением. Поэтому Сашу нужно продиагностировать
по другим тестам, выявляющим межличностное отношение в семье.
5.13. Выводы: у Саши сложные отношения с матерью, опора на старшего брата.
5.14. Литература: Рогов Е.И. Психологическая работа с детьми дошкольного
возраста // Настольная книга практического психолога в образовании. – М.,
1995. - с. 33-37.
Методика Айзенка не дала результатов, т.к. шкала лжи достигла 8 баллов.
5.1. Новиков Александр Александрович.
5.2. 9 лет
3. 8.12.99г.,10 часов дня.
5.4. Кабинет психолога, уютная обстановка.
5.5. Самочувствие прекрасное.
5.6. Методика: опросник Шмишека.
5.7. Цель: выявление специфических типов акцентуации характера.
5.8. Материал: методика содержит 88 вопросов, на которые нужно ответить
«да» или «нет», поэтому выдан чистый лист с пронумерованными столбцами до
88.
5.9. Инструкция: «На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет». Не
обдумывай ответ долго, отвечай быстро, старайся дать первый ответ, который
приходит в голову».
5.10. Ход обследования: выданы инструменты, зачитана инструкция.
5.11. Результаты обследования: по результатам у Саши преобладает шкала
лабильности, которая равна 18 баллов, это значит, что у него тип характера
– лабильный.
5.12. Анализ и интерпретация результатов: это значит, что
5.13. Выводы: результаты теста подтверждают гипотезу о лабильном типе
характера.
5.14. Литература: Рогов Е.И. Работа с подростками // Настольная книга
практического психолога в образовании. – М., 1995. – с. 163-166.
Диагностический случай № 2.
1. Шурыгин Кирилл Алексеевич
2. 15 лет, муж., 1.12.99г.
3. Феноменология.
3.1.Запрос.
Поступил от классного руководителя. Но особенных жалоб или нареканий
не было. Учится Кирилл не плохо, но что-то заставляет педагогов
обращать внимание на параллель между учебой и поведением.
2. Данные, приведенные педагогами.
Учителя говорят, что учеба и его поведение никак не соответствуют друг
другу, мешает другим, выступает в роли клоуна.
3. Данные, приведенные родителями.
Родители сказали, что мальчик учится хорошо, и что учителя придираются
к нему.
4. Наблюдение и беседа с ребенком.
Во время беседы Кирилл вел себя корректно, дисциплинированно. На
вопросы отвечал четко, кратко. Выяснилось: есть брат старший, который
является для него примером. Мама - Тамара и отец Алексей работают.
Любит маму, папу, брата. Семья дружная. К школе относится нормально,
классного руководителя уважает. Относит себя к золотой середине. Класс
не очень дружный. Наблюдая за Кириллом можно сказать, что общительный,
легко контактируемый ребенок, может быть, чересчур импульсивный.
5. Отношение ребенка к обследованию.
Отнесся к обследованию сначала настороженно, а потом расслабился.
6. Диагноз не психологов.
Невоспитанный ребенок, не слушает учителей.
7. Резюме по феноменологии.
Мне кажется, что у Кирилла преобладает гипертимный тип акцентуации,
думаю, что мое обследование поможет разобраться в его поведении.
4. Гипотезы.
4.1. Содержание гипотез.
Полученные данные наводят на такие гипотезы:
4.1.1. Кирилл относится к гипертимному типу, скорее всего, к
холерическому темпераменту.
4.1.2. Проблемы с преподавателями из-за его темперамента.
4.1.3. Уровень интеллектуального развития нормальный.
4.2. Обоснование каждой гипотезы.
Первая гипотеза напрашивается сама из рассказов преподавателей о типе
характера. Вторая вытекает из его поведения в классе. Третья из
наблюдений и поучебе.
5. Данные психологического обследования
5.1 .Шурыгин Кирилл Алексеевич.
5.2. 15 лет.
5.3 1.12.1999, 10 часов.
5.4. Кабинет психолога, индивидуальное тестирование.
5.5. Самочувствие хорошее.
5.6. Методика «Несуществующее животное».
5.7. Цель: проекция личности.
5.8. Материал: лист бумаги, цветные карандаши.
5.9. Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите
его несуществующим названием».
5.10. Ход обследования: выдан лист белой бумаги, карандаши, зачитана
инструкция. Проблем в контакте не было.
5.11. Результаты обследования: изобразил многоголовое животное, по три
головы с каждой стороны. Назвал животное «Птерадактель».
5.12. Анализ и интерпретация результатов: лист не переворачивал. Рисунок
расположен на листе слева, что говорит об отсутствии активной связи между
мыслью представлением и планированием и его осуществлением. Левая сторона
говорит об отрицательно окрашенных эмоциях, неуверенности, пассивности. По
отношению верха, низа рисунок говорит о нормальной самооценке, довольстве
собственным положением в социуме, о достаточном признании со стороны
окружающих. Еле заметная тенденция к самоутверждению. Положение головы, а
их сразу шесть, три с одной стороны, три с другой. Все головы направлены
«фас», т.е. на себя, трактуется как сильно выраженный эгоцентризм. На всех
головах уши – значит заинтересованность в информации, значимость мнения
окружающих о себе. Рот закрыт, не сильная прорисовка губ, зачерненная
говорит о тревожности, боязливости. Глаза круглые, не прорисованные,
ресницы и зрачки отсутствуют. Это говорит о страхе. Ноги у животного не
являются несущей конструкцией животного, в движении помогают крылья, это
значит неосновательность суждений в сочетании с конфортизмом, слабая опора
«на почву» в сочетании со стремлением охвата различных областей
деятельности, любознательность.
У рисунка верхний и нижний контур прорисован, выражен верхний – значит это
защита направленная против вышестоящих позиций, т.е. старших по возрасту,
родителей, учителей. Нижний – против насмешек, боязнь осуждения.
По рисунку общая энергия – высокая, т.к. количество голов – шесть. Линия не
аккуратная.
5.13. Вывод: если идентифицировать животное с существом, то получится
портрет: не агрессивное, крупное, значимое, несколько инфальтильное,
эмоционально неустойчивое, с большими творческими замыслами.
Название – «птерадактель», это словообразование с латинским окончанием
говорит о демонстративности собственного разума, эрудиции, знаний.
5.14. Литература:
1. Лучшие психологические тесты / А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск,
1992. – с. 62-67.
2. Рогов Е.И. Работа психолога с лицами юношеского возраста //
Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
– с. 185-190.
5.1. Шурыгин Кирилл Алексеевич.
5.2. 15 лет.
5.3. 1.12.1999, 14 часов.
5.4. Кабинет психолога, индивидуальное тестирование.
5.5. Самочувствие хорошее.
5.6. Методика: «Рисунок семьи».
5.7. Цель: исследование межличностного отношения в семье.
5.8. Материал: лист бумаги, карандаш.
5.9. Инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять,
что означает слово «семья», а если возникают вопросы, следует лишь еще раз
повторить инструкцию.
5.10. Ход обследования: выдан лист бумаги, карандаш, зачитана инструкция.
5.11. Результаты обследования: семья в полном составе, мать выделена,
заштрихована.
5.12. Анализ и интерпретация результатов: в разговоре сказал, что хотел
нарисовать только отца и своих братьев. Семья сплоченная, но к матери
отношение выделенное. Все части тела прорисованы, умеренное декорирование
(пуговицы, платье). По последовательности мать нарисована последней, что
говорит о негативном отношении к ней. Ее фигура (руки и плечи) по размерам
такая, как и у мужчин, даже больше. Это тоже говорит о давлении ее на
ребенка.
5.13. Выводы: выдвинутая мною гипотеза, что мать оказывает сильное
давление на ребенка - подтвердилась. Мать действительно вызывает чувство
страха, а на этой основе у Кирилла повышенная тревожность. В целом семейная
ситуация благоприятная.
5.14. Литература: Рогов Е.И. Психодиагностическая работа с детьми
дошкольного возраста // Настольная книга практического психолога в
образовании. – М., 1995. – с. 33-37.
5.1. Шурыгин Кирилл Алексеевич.
5.2. 15 лет.
5.3. 12.12.1999.,11 часов дня.
5.4. Кабинет психолога.
5.5. Самочувствие хорошее.
5.6. Методика: опросник Айзенка.
5.7. Цель: выявление типа темперамента, полученные результаты могут
пригодиться в выборе будущей профессии.
5.8. Материал: Тестовые брошюры, лист бумаги для ответов.
5.9. Инструкция: «Вам будут предложены вопросы, касающиеся Вашего характера
и здоровья. Если Вы отвечаете на вопрос «да» поставьте знак «+», если «нет»
- то «-«. Долго не задумывайтесь, здесь нет правильных и неправильных
ответов».
5.10. Ход обследования: Зачитана инструкция. Кирилл стал отвечать на
вопросы уверенно.
5.11. Результаты обследования: Кирилл относится к типу холериков,
экстраверт.
5.12. Анализ и интерпретация результатов: Кирилл относится к типу
холериков, экстраверт. Это значит, что он импульсивен, общителен, гибок в
поведении, большой инициатор, социально адаптированный.
5.13. Выводы: результаты теста подтверждают выдвинутую мной гипотезу, что
Кирилл холерик.
5.14. Литература: Ковалев С.В. Все начинается с личности // Подготовка
старшеклассников к семейной жизни. – М., 1991. – с. 14-18.
5.1. Шурыгин Кирилл Алексеевич.
5.2. 15 лет.
5.3. 16.12.1999.,10 часов дня.
5.4. Кабинет психолога, уютная обстановка.
5.5. Самочувствие прекрасное.
5.6. Методика: опросник Шмишека.
5.7. Цель: выявление специфических типов акцентуации характера.
5.8. Материал: методика содержит 88 вопросов, на которые нужно ответить
«да» или «нет», поэтому выдан чистый лист с пронумерованными столбцами до
88.
5.9. Инструкция: «На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет». Не
обдумывай ответ долго, отвечай быстро, старайся дать первый ответ, который
приходит в голову».
5.10. Ход обследования: выданы инструменты, зачитана инструкция.
5.11. Результаты обследования: по результатам Кирилл принадлежит к
гипертимному типу, шкала равна 21 балл.
5.12. Анализ и интерпретация результатов: это значит, что потребность в
признании лидерства, живость и подвижность в поведении, демонстративность в
поведении. Легко устанавливает контакты, жажда похвалы. Склонен к
фантазерству, притворству, авантюризму. Самоуверен, часто лжет, им движет
стремление к лидерству.
5.13. Выводы: результаты вопросника Шмишека доказывают, что гипотеза о
гипертимном типе подтверждается
5.14. Литература: Рогов Е.И. Работа с подростками // Настольная книга
практического психолога в образовании. – М., 1995. – с. 163-166.
Резюме по данным обследования.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|