реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Поиск психодиагностических правил для диагностики эмоциональной устойчивости с помощью детерминационного анализа - (реферат)

реферат
p>4. Устойчивое преобладание положительных эмоций является одной из главных эмоциональных детерминант эмоциональной устойчивости.

5. Важный фактор эмоциональной устойчивости - содержание и уровень эмоций, чувств, переживаний в экстремальной обстановке.

6. Эмоциональная устойчивость только частично зависит от типа нервной системы, некоторых свойств темперамента.

7. Эмоциональная устойчивость носит черты специфичности реакции и объединяет в себе природные, защитные и приспособительные механизмы, которые запускают воздействие значимости раздражителя.

8. Познанию природы и закономерностей эмоциональной устойчивости способствует динамический анализ деятельности с учетом возможных трансформаций ее целей, мотивов, способов, смыслового содержания.

9. Проблема эмоциональной устойчивости является актуальной на сегодняшний день в связи с нестабильностью и чрезвычайностью различных ситуаций, вызывающих у человека состояния длительного психического напряжения. Так как эмоциональная устойчивость является одним из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха в экстремальной обстановке; следовательно, разработка методики, диагностирующей эмоциональную устойчивость человека, необходима сегодня для ее дальнейшего применения при профессиональном отборе (в различные сферы деятельности) и при текущей диагностики персонала для своевременной профилактики стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения, что будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности как в привычных условиях, так и в условиях экстремальности. 10. Применяя детерминационный анализ, следует иметь в виду, подчеркнем еще раз, что этот метод относится к методам описательной статистики. Он позволяет вычислять характеристики тестов, опираясь исключительно на данные, с которыми имеет дело психолог и которые связанны с определенной выборкой испытуемых. Поэтому для того, чтобы результаты, полученные с помощью ДА, могли быть признаны валидными в научном и практическом плане, их следует дополнить статистическим оцениванием доверительных интервалов для характеристик детерминаций и, если потребуется, оценками статистической значимости различий между значениями этих характеристик. Для решения подобных задач можно применить стандартные методы, которые описаны в руководствах по методам статистистического анализа в психологии. В примере, приведенном выше, соответствующие статистические оценки были сделаны, они подтверждают валидность результатов. Мы их не приводим здесь только потому, что такого рода расчеты имеют общепринятый характер и способы их осуществления хорошо известны. 11. В практике анализа психологической информации эффективно используются различные статистические методы, среди них регрессионный анализ, факторный анализ, метод главных компонент и другие. Многие из них могут дать и дают прекрасные результаты, когда выполнены условия, делающие эти методы адекватным инструментом решения научных и практических проблем. К таким условиям часто относятся требования, чтобы (1) информация имела числовой характер, чтобы (2) связи между признаками были линейны или почти линейны, чтобы (3) распределения испытуемых по значениям признаков имели специальный, так называемый “нормальный” вид, и чтобы (4) связи между многими признаками можно было сводить к анализу связей между парами признаков. Если эти условия выполнены, детерминационный анализ также может помочь в получении полезных результатов, но лучше всего пользоваться выше перечисленными классическими методами. Однако, нередко на практике эти условия выполнены только частично или не выполнены совсем. Кроме того часто оказывается необходимо проводить анализ не “вообще”, а именно в такой форме, чтобы результатом были умозаключения типа тиагностических правил, где фигурируют конкретные дигностические признаки и конкретные виды заболеваний. Именно в этих случаях детерминационный анализ проявляет себя наилучшим образом как эффективное средство ставить и решать практически полезные задачи.

    ВВЕДЕНИЕ

Проблема эмоциональной устойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоции в свое время указывал П. К. Анохин. Он писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма" (12, с. 173). Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Повышение динамизма развития производственной жизни нашей страны, непрерывное повышение напряженности процесса реализации человеком учебной, трудовой и других видов деятельности, ломка (размывание) устоявшихся стереотипов поведения, повышенный запрос к своевременности и эффективности принятия человеком решений, к быстроте и точности его действий и операций, а также увеличение чрезвычайных ситуаций (носящих природный характер) приводят к возникновению у людей разных возрастов и профессий стрессовых ситуаций. Такие состояния чрезмерного и длительного психологического напряжения возникают у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Те, кто не умеет регулировать свои эмоции, не проявляют выдержку, подвергаются различным видам нервных и психологических заболеваний (например, депрессия). Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физиологическое здоровье человека. Они представляют собой главные "факторы риска" при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных явлений, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Поэтому эмоциональная устойчивость - один из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. Следовательно, осуществление разработки методики поиска диагностических правил эмоциональной устойчивости человека, необходимо для дальнейшего ее дальнейшего применения при профессиональном отборе людей в те области деятельности, которые требуют от человека высокой устойчивости в стрессогенных ситуациях. Эта методика может быть использована, например, при отборе людей в такие структуры, как таможня, ГИБДД, ФСБ и так далее; а также при отборе людей, участвующих в ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. То есть эта методика имеет широкий диапазон применения и эффективна не зависимо от сферы деятельности тех людей, которых мы диагностируем с ее помощью. В этой работе мы предлагаем ряд приемов работы с данными, получаемыми в ходе комплексных психодиагностических исследований. Приемы составляют часть технологии, основанной на применении оригинального метода обработки данных под названием “Детерминационный анализ”. В течение более десяти лет эта технология (по названию метода ее принято называть ДА-технологией) успешно применяется в психологии для работы с психологическими данными. В последнее время появился опыт ее успешного использования при поиске диагностических критериев на основе информации, получаемой с помощью современных психометрических методик. Прежде, чем говорить о самом методе и опыте его применения, остановимся коротко на существующих методах обработки и анализа данных, применяемых в психологии, чтобы было более понятно, какое именно направление в анализе психологической информации развивает детерминационный анализ и в чем причина его эффективности.

Арсенал методов обработки и анализа данных, предлагаемых современному психологу или исследователю, чрезвычайно широк. Используемые методы можно разделить на две большие группы, в зависимости от того, применяются или не применяются в них какие-либо гипотезы о случайном характере отбора испытуемых, образующих анализируемую выборку. В первую группу входят методы, где никак не используются какие-либо свойства случайного отбора. Их принято называть методами описательной (дескриптивной) статистики или просто описательными методами. Второй класс образуют методы, вычислительная схема которых принципиально опирается на свойства случайного отбора испытуемых при формировании анализируемой выборки. В этот класс входят все методы оценки репрезентативности выборки, все методы вычисления доверительных интервалов с заданной доверительной вероятностью, все методы разрешения статистических гипотез, в том числе основанные на использовании таких популярных статистических критериев, как критерий Стьюдента, критерий Фишера, статистика “Хи-квадрат” и других [1]. Две группы методов соответствуют двум принципиально разным задачам, которые приходится решать при получении психологических знаний. Методы первой группы (методы описательной статистики) решают задачу получения знаний только о той выборке испытуемых, которая анализируется. Эти знания крайне необходимы, они помогают осознать опыт, с которым психологи, исследователи непосредственно имеют дело. Однако, по отношению к более широкой (генеральной) совокупности эти знания могут рассматриваться только как гипотезы, справедливость которых еще нуждается в проверке. Задачу проверки этих гипотез решают методы второй группы, в которых активно используются достоверные или не очень достоверные сведения и гипотезы о статистических свойствах выборки.

Например, подсчитывая средние значения какого-либо параметра в двух группах испытуемых, исследователь находится всецело в рамках описательной статистики. Однако, если он хочет выяснить, можно ли с достаточно большой вероятностью утверждать, что средние значения того же параметра значимо различаются не только в выборке, но и в генеральной совокупности, он должен воспользоваться, например, критерием Стьюдента (методом, относящимся ко второй группе) и получить ответ “да” или “нет” с заданным уровнем значимости. Методы первой группы принято рассматривать как методы генерации гипотез, тогда как методы второй группы традиционно рассматриваются как методы проверки гипотез. Детерминационный анализ относится к методам генерации гипотез, т. е к методам первой группы.

При обработке психологических данных количество типов гипотез, которые генерируются методами описательной статистики, сопоставимо с количеством самих методов, число которых заведомо больше сотни. К наиболее часто используемым относятся гипотезы о равенстве средних и (или) дисперсий в группах, о независимости (несвязанности) параметров, характеризующих состояние испытуемых, о наличии определенного вида регрессионной зависимости между параметрами, о наличии “факторов” или “главных компонент”, которые в определенном смысле наилучшим образом объясняют разбросы значений параметров, об определенной величине различных мер связи, и т. д. Среди методов, порождающих гипотезы, имеются и весьма простые вычислительные алгоритмы (например, вычисление средних значений), и более сложные, такие как методы получения уравнений регрессии, методы разложения дисперсии (дисперсионный анализ), факторный анализ, метод главных компонент, методы оценивания статистической связи (коэффициентов, измеряющих связь, насчитывается несколько десятков) и множество других. Изложению перечисленных методов посвящены ставшие классическими [1] и новейшие [2] монографии и учебники. Однако, несмотря на многочисленность полезных методов генерации гипотез, которые используются при анализе данных в психологии, хочется обратить особое внимание на один, весьма определенный класс методов. Речь идет о методах генерации гипотез о наличии психодиагностических правил.

Всевозможные правила применяются в психологии с древнейших времен. Правила вида“Если есть нечто одно, то следует предполагать, что имеется нечто другое”служат одной из важнейших составляющих психологических знаний. Диагностика, прогнозирование невозможны без использования правил. Техника оперирования психодиагностическими правилами имеет многовековую историю. Мощным стимулом к развитию этой техники стал возврат в европейскую культуру оригинальных сочинений Аристотеля по логике с изложением его силлогистики (в латинских переводах с греческого и арабского, 12-13 век). Однако, попытки создания точных алгоритмов, позволяющих систематически искать и проверять гипотезы о наличии психодиагностических правил на основе данных эмпирического опыта - дело совсем недавнего времени. Первыми шагами в этом направлении были работы по распознаванию образов. В России в этой связи следует упомянуть основополагающую монографию рано ушедшего из жизни М. М. Бонгарда [3], где изложен один из первых систематических алгоритмов, позволяющих обнаруживать правила, - так называемый алгоритм“Кора”. Со второй половины шестидесятых, в течении более двух десятилетий группа математиков под руководством академика И. М. Гельфанда работала над проблематикой получения психодиагностических правил в психологии.

Мы убеждены, что активность такого рода поможет повысить культуру анализа данных в психологии, научный уровень исследовательских работ. В рамках ДА-технологии предлагаются способы и инструменты обработки данных, которые (1) прямо вытекают из уже достаточно традиционной практики постановки исследовательских и психодиагностических задач, (2) не входят в конфликт с современными требованиями научной и методической строгости, связанными с использованием методов математической статистики в психологии, а также (3) сравнительно легко усваиваются специалистами с гуманитарным складом ума, не имеющими специальной подготовки в области вычислительной математики, математической статистики и компьютерной техники. ДА-технология дает возможность удобно анализировать нечисловые данные совместно с числовыми, и позволяет получать полезные и ясно интерпретируемые результаты даже в тех случаях, когда нарушены условия применимости классических методов. Она особенно эффективна при анализе диагностических правил и умозаключений, которыми пользуются психологи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.