реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Перцептивная сторона общения

реферат

Формирование предубеждений связана с потребностью человека определить

свое положение по отношению к другим людям ( особенно в плане превосходства

). Следует заметить, что из всей информации об интересующей нас группе

людей мы склонны принимать к сведению лишь ту, которая согласуется с нашими

ожиданиями. Благодаря этому мы можем укрепляться в своих заблуждениях на

основании лишь отдельных эпизодов. Например, если на 10 водителей,

допускающих небрежное управление автомобилем, приходиться хотя бы одна

женщина, то это автоматически “подтверждает” предубеждение, что женщины не

умеют водить.

Формирование первого впечатления о другом человеке.

Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение

процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три

наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс.

Каждая “схема” запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации

знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и

отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства - запускает схему социального восприятия в

ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает

превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму,

росту, материальному положению и т. п.). Суть происходящего заключается в

том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному

параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам.

Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем

неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной

ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в

экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы

слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с

восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом

ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также

склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим

параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности : что

красиво - то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано . Золушка и

Белоснежка красивые - и хорошие. Сводные сестры и колдунья безобразные - и

плохие.

Фактор отношения к наблюдателю - регулирует включение схемы восприятия

партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка

восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам

относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно

оценивать и по другим показателям.

Весь смысл взаимодействия субъекта и объекта межличностного восприятия

состоит в том, что воспринимающий строит систему выводов и заключений

относительно воспринимаемого на основе своеобразного “прочтения” его

внешних данных. “Качество” такого прочтения обусловлено как способностями

читающего, так и ясностью текста.

Именно поэтому для результата межличностного восприятия значимыми

являются характеристики и субъекта, и объекта. Однако если продолжать

линию предложенных образов, то можно предположить, что качество чтения

обусловлено и таким важным фактором, как условия, в которых осуществляется

процесс, в частности освещённость текста, наличие или отсутствие помех при

чтении и т. д. Переводя понятие “условия чтения” на язык экспериментальных

исследований межличностного восприятия, необходимо включить в анализ и

такой компонент, как ситуация межличностного восприятия.

Психологическая характеристика “взаимодействия” субъекта и объекта

межличностного восприятия заключается в построении образа другого человека.

При этом возникают два вопроса: каким способом формируется этот образ и

каков этот образ, т. е. каково представление субъекта об объекте. Именно

для ответа на эти вопросы необходимо включение в исследование

межличностного восприятия описания не только субъекта и объекта, но и всего

процесса.

Механизмы и “эффекты”

межличностного восприятия.

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных

психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого

человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к

оценке, отношению и прогнозу.

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы:

познания и понимания людьми друг друга ( идентификация, эмпатия)

познания самого себя ( рефлексия )

формирования эмоционального отношения к человеку (аттракция)

Идентификация, эмпатия и рефлексия в процессе межличностного восприятия.

В процессе общения человек познает себя через понимание другого

человека, осознавая оценку себя этим другим и сопоставляя себя с ним. В

процесс включены два человека, каждый из которых является активным

субъектом, и по существу осуществляется одновременно как бы “двойной”

процесс - взаимного восприятия и познания (поэтому само противопоставление

субъекта и объекта здесь не вполне корректно). При построении стратегии

взаимодействия двух людей, находящихся в условиях этого взаимопознания,

каждому из партнёров приходится принимать в расчёт не только свои

собственные потребности, мотивы, установки но и потребности, мотивы,

установки другого. Всё это приводит к тому, что на уровне каждого

отдельного акта взаимного познания двумя людьми друг друга могут быть

выделены такие стороны этого процесса, как идентификация и рефлексия.

Существует большое количество исследований каждой из этих сторон

процесса межличностного восприятия. Естественно, что идентификация

понимается здесь не в том её значении, как она первоначально

интерпретировалась в системе психоанализа. В контексте изучения

межличностного восприятия идентификация обозначает тот простой эмпирический

факт, установленный в ряде экспериментов, что простейший способ понимания

другого человека есть уподобления себя ему. Это, разумеется, не

единственный способ, но в реальном общении между собой люди часто

пользуются этим способом: предложение о внутреннем состоянии партнёра по

общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по

содержанию явлением - эмпатией.

Эмпатия также является особым способом понимания другого человека.

Только здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем

другого человека, сколько стремление эмоционально откликнуться на его

проблемы. При этом эмоции, чувства субъекта эмпатии не тождественны тем,

которые переживает человек, являющийся объектом эмпатии. То есть если я

проявляю эмпатию к другому человеку, я просто понимаю его чувства и линию

поведения, но свою собственную могу строить совсем по-иному. В этом отличие

эмпатии от идентификации, при которой человек полностью отождествляет себя

с партнером по общению и , соответственно, испытывает те же чувства, что и

он, и ведет себя подобно ему.

Безотносительно к тому, какой из этих двух вариантов понимания

исследуется (а каждый из них имеет свою собственную традицию изучения),

требует своего решения ещё один вопрос: как будет в каждом случае тот,

“другой” воспринимать меня, понимать линию моего поведения. От этого будет

зависеть наше взаимодействие. Иными словами процесс взаимодействие

осложняется явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией

понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается

партнером по общению. Это уже не просто знание и понимание другого, но и

знание того, как этот другой понимает меня. Общая модель образования

рефлексивной структуры может быть представлена следующим образом.

Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуникация А

Б и обратная информация о реакции Б на А -

Б А. Кроме этого, у А и Б есть представление о самих себе А` и

Б` соответственно, а также представление о другом. У А это представление о

Б - Б``, а у Б представление об А - А``. Взаимодействие в коммуникативном

процессе осуществляется так : А говорит в качестве А`, обращаясь к Б``. Б

реагирует в качестве Б` на А``. Насколько все это оказывается близко к

реальным А и Б неизвестно, так как ни А, ни Б не знают о существовании

несовпадающих с объективной реальностью А`, Б`, А`` и Б``, при этом между А

и А``, а также между Б и Б`` нет каналов коммуникации. Явление рефлексии

имеет место тогда, когда А пытается понять, представить себе А``, или Б -

Б``.

Построение моделей типа рассмотренной имеет большое значение. В ряде

исследований делаются попытки анализа рефлексивных структур группы,

объединенной совместной деятельностью. Тогда сама схема возникающих

рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но и к общей

деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений.

“Эффекты” межличностного восприятия.

Среди эффектов межличностного восприятия наиболее исследованы три :

эффект ореола ( “галоэффект”), эффект новизны и первичности а также эффект,

или явление, стереотипизации.

Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической

установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных

качеств : информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется

определенным образом, а именно - накладывается на тот образ, который был

создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль “ореола”,

мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о

человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным

оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее

неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. (

когда речь идет о положительной переоценке качеств этот эффект называют еще

“эффектом Полианны”, а когда речь идет об отрицательной оценке -

“дьявольским” эффектом ). В экспериментальных исследованиях установлено,

что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий

имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения

касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные

характеристики и высветлить другие и играет роль своеобразного ореола в

восприятии человека человеком.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты “первичности” ( или “порядка”)

и “новизны”. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления

информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях,

когда воспринимается незнакомый человек преобладает эффект первичности. Он

состоит в том , что при противоречивых после первой встречи данных об этом

человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как

более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке.

Противоположный эффекту первичности - эффект новизны, который

заключается в том, что последняя, то есть более новая информация,

оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого

человека.

Известен также эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику мы

склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои

недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты,

которые ярко представлены у нас. Еще один эффект- эффект средней ошибки -

это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону

среднего.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления

особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно

процесса стереотипизации.

Явление стереотипизации в межличностном восприятии .

Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их

“классифицируем”, - подростки, женщины, преподаватели, негры,

гомосексуалисты, политические деятели и т. д. Подобно тому, как восприятие

отдельных предметов или событий со сходными особенностями позволяет нам

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.