реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Память

реферат

дальше следовало безошибочное воспроизведение прочитанного ряда.

Если принять во внимание, что Ш., который к этому времени стал

известным мнемонистом и должен был запоминать многие сотни и тысячи рядов,

– этот факт становился ещё более удивительным».

Как выяснилось в дальнейшем, механизм памяти Ш. был основан на

эйдетическом зрении, которое у него было особенно хорошо развито. После

однократного зрительного восприятия материала и его небольшой умственной

обработки (в основном образной) Ш. как бы продолжал его «видеть» в

отсутствие самого данного материала в поле зрения. Он был способен

восстановить в деталях соответствующий зрительный образ спустя много

времени, даже через несколько лет (некоторые опыты с ним были повторены

через 15—16 лет после того, как он впервые увидел материал и больше к нему

в течение этого времени не возвращался; тем не менее он вспомнил его).

Эйдетическая память, особенно сильно развитая у Ш., не такое уж редкое

явление. В детстве она имеется у всех людей, а у взрослых постепенно

исчезает. Данный тип памяти упражняем, бывает неплохо развит у художников

и, по-видимому, является одним из задатков к развитию соответствующих

способностей. Сферой профессионального применения такой памяти могут стать

музыка, те виды деятельности, в которых особые требования предъявляются к

зрительно точному запоминанию и воспроизведению увиденного.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые

чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает

профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая

смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память.

У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук:

психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В

каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются

к проблемам памяти, своя система понятий 'и, соответственно, свои теории

памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти

человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это,

одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Собственно психологические учения о памяти намного старше ее

медицинского, генетического, биохимического и кибернетического

исследования. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей

своего научного значения до настоящего времени, бьла ассоциативная теория.

Они возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв.,

преимущественное распространение и признание получила в Англии и в

Германии.

Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория

памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в

непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей,

объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые

структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и

воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается,

что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое:

подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае

включается в контекст определенных смысловых связей.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и

развитием программирования (языков и приемов составления программ машинной

обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия,

переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к

техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За

несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый

материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.

Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес к собственно

психологическим исследованиям памяти, потому что это открывало возможности

для совершенствования языков программирования, его технологии и памяти

машин. Этот взаимный интерес привел к тому, что в психологии стали

разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно-

кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма

многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти

с использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий

мозг – это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и

аналоговая машина.

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в

культурно-исторической теории происхождения высших психических функций.

Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно

произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной.

Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между

различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение

материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе

его мнемической обработки.

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания,

условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих

исследованиях А. А. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше,

чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те,

которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти

препятствия.

Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке,

руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных.

Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные

в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и

иной слабо организованный в смысловом плане материал.

1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно

сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго,

и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними

могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать

десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного

переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по

памяти его основные моменты.

4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не

осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что

воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и

уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества,

превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно

воспроизведенных членов этого ряда после-однократного его предъявления

уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в

запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти.

Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых

для его запоминания повторений. Например, если после однократного

запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в

случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из

них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если

количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно

30 повторений для получения того

же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов – 55 повторений.

6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию

(повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае,

если число таких предварительных повторений не превышает их количества,

необходимого для полного заучивания материала наизусть.

7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся

его начало и конец («эффект края»).

8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства

особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или

составляют логически связанное целое.

9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его

запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного

периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было

выучено раньше.

11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений,

необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем

отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа

повторений.

12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого

труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем

привычные, часто встречающиеся.

14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его

памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем

может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими

впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их

воздействием.

Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий

– временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:

– память человека связана с его личностью, причем таким образом, что

патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями

памяти;

– память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же

закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и

недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит

наоборот, т. е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые

воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов

памяти. Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании,

сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по

переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции,

как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают

смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и

воспроизведение.

При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти

запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный

текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову

тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.

Установка на запоминание способствует ему, т. е. запоминание лучше

происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую

мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и

хранение информации в течение определенного срока, что бывает при

использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают

механизмы памяти.

То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше,

чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности.

Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания

материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т. е. о тех типичных

изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С

раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким

направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и

замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем

превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным

использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических

приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в

детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.