реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности работы терапевтических групп в традиции ТА

реферат

Особенности работы терапевтических групп в традиции ТА

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия педагогики

Педагогический факультет

Кафедра психологии

“Особенности работы терапевтических групп

в традиции трансактного анализа”

Реферат по курсу “Современный трансактный анализ”

Фамилия, и.о. студента

Студенческий билет

Преподаватель ______________________

Рецензент ______________________

1998

Содержание

Нормативная часть

1. Введение в трансактный анализ. Модель эго-состояний.

2. Анализ трансакций.

3. Анализ жизненного сценария.

4. Анализ игр.

5. Практика и прикладные аспекты трансактного анализа.

Творческая часть

“Особенности работы терапевтических групп в традиции трансактного анализа”

1. Вступление

2. Контракт

3. Роль руководителя в группе

4. Структурный анализ, анализ трансакций и игр в рамках терапевтического

процесса

5. Сценарный анализ в групповом процессе

6. “Терапия нового решения”

7. Заключение

Список литературы

Нормативная часть.

Раздел 1. Введение в трансактный анализ. Модель эго-состояний.

Философия и ключевые идеи трансактного анализа.

Трансактный анализ зиждется на концепции Эрика Берна о том, что человек

запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и

проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии

его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем

времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его

выживания, но теперь по большей части бесполезны.

Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа

является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций.

Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных

стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных

настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему

ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

В основе практики трансактного анализа лежит контракт. Он включает цели,

поставленные клиентом перед собой, и пути, по которым будут достигаться эти

цели; также в контракт вносятся предложения терапевта по консультированию и

список требований к клиенту, которые он должен выполнять. Клиент решает,

какие из своих убеждений, эмоций и стереотипов поведения ему нужно

изменить, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних

решений клиент начинает думать, вести себя и чувствовать по-другому,

стремясь приобрести автономию.

Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется

наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния –

это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические

реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной

ситуацией.

Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями

между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как

единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение

в прикосновениях или в вербальных проявлениях.

В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и

персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в

качестве стратегии выживания.

Структурный и функциональный анализ эго-состояний.

Как уже было сказано, структура личности в трансактном анализе

характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый.

Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и

поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических

положениях[1]: 1) каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в

каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок; 2) каждый человек с

нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке

реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и

принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый; 3) у каждого

индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало

внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель.

Взрослое эго-состояние – это способность индивида объективно оценивать

действительность по информации, полученной в результате собственного опыта,

и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Это

концепция жизни через мышление. Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра

между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое

поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких

стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.

Эго-состояние Ребёнок – это эмоциональное начало человека, которое

проявляется в двух видах. Свободный Ребёнок включает в себя импульсы,

присущие ребёнку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство,

творческую увлечённость и изобретательность. Он придаёт человеку обаяние и

теплоту, но в то же время является источником капризов, обид, легкомыслия,

упрямства и эгоцентризма. Адаптированный Ребёнок – это та часть личности,

которая желает быть принятой родителями и уже не позволяет себе поведения,

не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребёнка

характерна конформность, неуверенность в общении, стыдливость.

Разновидностью Адаптированного Ребёнка является Бунтующий (против Родителя)

Ребёнок, иррационально отвергающий авторитеты и нормы, нарушающий

дисциплину.

Родитель – это информация, полученная в детстве от родителей и других

авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные

нормы. С одной стороны, Родитель представляет собой набор полезных и

проверенных временем правил, а с другой –предрассудки и предубеждения. Это

эго-состояние бывает двух видов: Контролирующий Родитель (представляет

запреты, санкции) и Опекающий Родитель (представляет советы, поддержку,

опёку).

С целью представления профиля личности, эго-состояния в традиции

трансактного анализа условно можно отобразить на рисунке, который

называется эгограммой. Само понятие было введено Джеком Дюсеем.

Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём изучения

вербальных и невербальных компонент поведения. Например, находясь в

состоянии Родитель, произносятся фразы типа “мне нельзя”, “я должен”,

критические замечания типа “итак, запомни”, “прекрати это”, “ни за что на

свете”, “я бы на твоём месте”, “милый мой”. Физическим признаком Родителя

является нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи,

скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п. Ребёнок

может быть продиагностирован на основании выражений, отражающих чувства,

желания и опасения: “я хочу”, “меня злит”, “я ненавижу”, “какое мне дело”.

К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор,

пожимание плечами, выражение восторга.

Раздел 2. Анализ трансакций.

Типы трансакций.

Коротко, трансакциями называются вербальные и невербальные взаимодействия

между людьми. Трансакция – это обмен воздействиями между эго-состояниями

двух людей. Воздействия могут быть условными или безусловными,

положительными или отрицательными. Различают трансакции параллельные

(дополнительные), перекрёстные и скрытые.

При параллельной трансакции ожидания людей, которые контактируют между

собой, соответствуют взаимным ожиданиям и отвечают здоровым человеческим

отношениям.

Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут

продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком

взаимодействии отображаются параллельными линиями.

Перекрёстные (пересекающиеся) трансакции уже обладают способностью

производить на свет конфликты. В этих случаях на стимул даётся неожиданная

реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на

вопрос мужа “Где мои запонки?” женой даётся ответ “Куда положил, там и

возьми”. Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция

Родителя. Такие перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками,

колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми.

Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эго-состояний,

так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но

ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Именно

это составляет суть психологических игр. Таким образом, скрытая трансакция

содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других

так, что они этого не осознают.

Трансакция может производиться на двух уровнях – социальном и

психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на

психологическом уровне они содержат скрытые мотивы.

Э. Берн приводит примеры угловой трансакции, в которой участвуют три эго-

состояния и пишет, что в ней особенно сильны продавцы. Например, Продавец

предлагает покупателю дорогой вид товара со словами: “Эта модель получше,

но она вам не по карману”, на что покупатель даёт ответ: “Вот её-то я и

возьму”. Продавец на уровне Взрослого констатирует факты (что модель лучше

и что она не по карману покупателю), на что покупатель должен был бы дать

ответ на уровне Взрослого – что продавец безусловно прав. Но поскольку

психологический вектор был умело направлен Взрослым продавца к Ребёнку

покупателя, отвечает именно Ребёнок покупателя, желая продемонстрировать,

что он вовсе не хуже других.

Потребность в стимуляции и её виды.

Под “поглаживанием” в трансактном анализе понимается знак одобрения.

Существует три типа поглаживаний: физическое (например, касание),

вербальное (слова) и

невербальное (подмигивание, кивки, жесты и тому подобное). Поглаживания

даются за “существование” (то есть являются безусловными) и за “поступки”

(условные поглаживания). Они могут быть позитивными – например, дружеское

физическое прикосновение, тёплые слова и доброжелательные жесты; и

негативными – шлепки, хмурые взгляды, брань.

Безусловные поглаживания получаются, как в младенческом возрасте, просто

за тот факт, “что ты есть”. Позитивные безусловные поглаживания бывают

вербальными (“Я люблю тебя”), невербальными (смех, улыбки, жесты) и

физическими (прикосновения, ласки, баюканье). Условные же поглаживания

даются скорее за поступки, чем за факт существования: когда ребёнок впервые

начинает ходить, родители говорят с ним взволнованным голосом, улыбаются,

целуют; когда же ребёнок прольёт молоко или сверх меры раскапризничается,

он может получить окрик, шлепок или гневный взгляд.

Можно принимать поглаживания или же этого не делать. У людей может быть

масса разумных доводов для отвержения поглаживаний: “Она так говорит только

для того, чтобы поддержать мою уверенность в себе”, “чтобы попытаться

изменить меня”, “чтобы мило выглядеть”. Человек может предполагать, что

тот, кто его “поглаживает”, либо лжец, либо манипулятор, и этим скорее

позорит “поглаживающего”, чем принимает поглаживания. В трансактном анализе

важным считается учить клиентов принимать поглаживания и при этом уметь

отказываться от любых нежелательных условий, которые выставляются при

поглаживании. Так же важно сфокусировать внимание на укреплении осознанных

внутренних сил клиента и на создании условий, в которых клиент осознаёт в

себе новые или до сей поры отрицаемые силы. Каким бы ни был терапевтический

контракт, он легче выполним, если клиент принимает и любит себя, а не

отвергает.

Структурирование времени.

Согласно Э. Берну, люди структурируют время при помощи шести способов:

уход, (избежание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение),

деятельность, игры, интимность (любовные сексуальные взаимодействия).

Такие трансакции, как ритуалы, развлечения или деятельность, направлены

на достижение определённых целей – структурирование времени и получение

воздействий от окружающих. Поэтому их можно обозначить как “честные”, то

есть не предусматривающие манипуляции другими. Игры же являются сериями

скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного

из игроков есть заинтересованность.

Ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций,

которые заданы внешними социальными факторами. Неформальный ритуал

(например, прощание) в своей основе неизменен, но может отличаться в

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.