p>Следует иметь в виду, что пик профиля на восьмой шкале может отмечаться у испытуемых, принадлежащих к другой культуре, поскольку иные культурные стереотипы могут обусловливать своеобразное с точки зрения данной культуры восприятие, иные экспектации и формы эмоционального реагирования, определяя некоторые особенности мышления и организации межличностных контактов. Сочетания с ранее рассмотренными шкалами. Если особенности личности, отражающиеся в пике профиля на восьмой шкале, сочетаются с неприятными физическими ощущениями (нередко своеобразным и) и идеями, имеющими отношение к состоянию физического здоровья, то отмечается повышение профиля и на первой. При этом если пик профиля на восьмой шкале существенно выше, чем пик на первой, и особенно если одновременно отмечается повышение профиля на шестой шкале (при низком уровне профиля на третьей и седьмой), то вероятно формирование аффективно насыщенных и трудно корригируемых концепций, связанных с состоянием физического здоровья, сверхценных и даже бредовых образований. При незначительном превышении пика профиля на восьмой шкале этот тип профиля чаще всего указывает на ригидный стереотип поведения, ориентированного на заботу о физическом благополучии. Такая забота используется как средство, позволяющее рационально объяснять отчужденность и отгороженность от окружающих наличием соматически обусловленных затруднений. Следует отметить, что чем более выражен пик на восьмой шкале, тем более вычурный и необычный характер приобретают описания соматических ощущений. Если чувство недостаточной связи с окружением, неудовлетворенной потребности в контактах выражается в нарастании тревоги или подавленности, пик профиля на восьмой шкале сочетается с пиком на второй. Амбивалентное отношение к окружающим порождает при этом наряду со стремлением к контактам угрюмую недоверчивость, а нередкое повышение профиля на четвертой шкале отражает затруднения социализации, связанные с недостаточной способностью воспринять обычаи, правила и нормы, которыми руководствуются в своем поведении большинство окружающих людей. На оценочных шкалах при этом отмечается пик профиля на шкале F, связанный главным образом с низкой , конвенциональностью. Такая конфигурация профиля (пики на шкалах F, второй, четвертой и восьмой при относительно низком уровне профиля на третьей и седьмой) довольно типична для шизоидных личностей, обеспокоенных своей отгороженностью и испытывающих трудности в социальной адаптации. Если демонстративные тенденции, обусловленные высоким уровнем вытеснения, проявляются у индивидуумов, которые чувствуют себя отчужденными, непонятыми и не включенными в социальную среду, то обычно отмечается сочетание пиков на третьей и восьмой шкалах. Этот профиль свидетельствует о глубокой дисгармоничности, поскольку отражает парадоксальное сочетание ориентировки на актуальное поведение, на внешнюю оценку, на одобрение окружающих со склонностью строить свое поведение, исходя из внутренних критериев, и трудностями межличностной коммуникации. Будучи обеспокоены вопросами о месте своей личности в обществе и ее значимости, эти люди нередко формируют круг своих знакомств и контактов таким образом, чтобы создать своеобразную среду, в которой их значимость безоговорочно признается. Они в меньшей степени, чем лица с изолированными пиками профиля на третьей шкале, способны вытеснять отрицательные сигналы и предпочитают исключать из круга своего общения носителей таких сигналов. Намеренность такого изменения круга общения либо вытесняется, либо хорошо рационализируется. Подобного рода поведение может вести к нарастанию десоциализации. Не ощущая себя частью общества, личности описываемого типа обычно менее связаны социальными установками и считают себя вправе принимать решения, затрагивающие межличностные отношения вне зависимости от обусловленных предшествующими контактами экспектаций. Высказывания и действия окружающих, свидетельствующие об осуждении такой позиции, лица описываемого типа более или менее успешно игнорируют или избегают их путем прекращения общения с лицами, осуждающими их, или наконец, прибегают ко лжи, чтобы избежать осуждения. Эти личности эгоцентричны, аутизированы и обычно способны длительно продолжать деятельность только при сохранении в ней игрового элемента. Цели, которые требуют напряженной и длительной деятельности, лишенной игрового элемента, они объявляют несущественными. Наряду с построением своеобразной среды вопрос о своем месте в обществе и значимости своей личности лица с описываемым типом профиля могут разрешать путем идентификации с какой-либо формой деятельности, высокую значимость которой они провозглашают. При этом они предпочитают ситуации, при которых эта идентификация, а также компетентность в избранной области-деятельности не могут быть подвергнуты сомнению (деятельность, осуществляемая в одиночку, узкая специализация и т. п. ). Такое сочетание при достаточно выраженном подъеме профиля почти всегда свидетельствует о болезненном состоянии той или иной природы иди по крайней мере о легкости возникновения декомпенсации. Если описанные формы поведения оказываются недостаточными для того, чтобы устранить тревогу или существенно снизить ее уровень, то наряду с ведущими пиками профиля на третьей и восьмой шкалах отмечается также отражающее тревогу повышение на второй и седьмой шкалах, причем высота профиля на седьмой шкале может приближаться к уровню его на восьмой. Если в результате затруднения межличностных связей нарушается социальная адаптация, в профиле методики многостороннего исследования личности это обычно отражается сочетанием пиков на восьмой и четвертой шкалах. В клинических случаях это сочетание (иногда с дополнительным пиком на шестой шкале) встречается весьма часто. Личности с таким типом профиля характеризуются не агрессивным асоциальным поведением, а асоциальными поступками, совершенными в результате недоразумений, неприспособленности к тем или иным условиям, неспособности четко осознать социальную норму и своеобразного подхода к ситуации. Неспособность правильно организовать и контролировать свои контакты и своеобразие мышления могут обусловливать связь этих лице девиантными группами. Такая связь служит одной из наиболее частных причин их асоциального поведения. Такой тип профиля характерен для подростков и юношей с выраженной тенденцией относиться к окружающим с недоверием, воспринимать их как источник потенциальной опасности или во всяком случае как людей чужих... Постоянное ощущение угрозы может толкать их на превентивное нападение. Если такой стереотип поведения сохраняется в зрелые годы, он способствует нарастанию отгороженности и отчуждения и усилению нарушений социальной адаптации. В тех случаях, когда нарушение межличностных связей и нарастающая аутизация сопровождаются формированием аффективно заряженной идеи или группы идей, профиль методики многостороннего исследования личности характеризуется сочетанием пиков на шестой и восьмой шкалах. Выраженные повышения профиля на этих шкалах (особенно при отсутствии подъемов на шкалах невротической триады) свидетельствуют о склонности к формированию трудно корригируемых или некорригируемых концепций, связанных с представлением о наличии угрожающих или опасных действий окружающих. Характерна выраженная избирательность перцепции, при которой воспринимается преимущественно информация, подкрепляющая уже сформированную концепцию. Если такой отбор информации выражен настолько, что приводит к утрате контакта с реальностью, а межличностные отношения организуются на базе некорригируемых концепций, то испытуемый с описываемым типом профиля заменяет реальное общество псевдообществом, представляющим собой совокупность его собственных проекций. В клинике это проявляется бредовыми синдромами. В этом процессе может играть роль также механизм аутистической коммуникации, проявляющийся, в частности, формированием галлюцинаторных образов. В тех случаях, когда галлюцинаторные переживания полностью определяют поведение, можно говорить об аутистическом обществе (Cameron, Magaret, 1951). При умеренной выраженности пиков профиля на шестой и восьмой шкалах может отмечаться только сочетание аутизации, дистанцирования, отчуждения с ригидностью, стремлением возложить на окружающих вину за нарушение межличностных отношений, жизненные трудности и эмоциональные конфликты. Если склонность ориентироваться на внутренние критерии и коммуникативные затруднения сочетаются с выраженной тревожностью, то профиль методики многостороннего исследования личности может характеризоваться изолированным и более или менее равномерным подъемом (“плато”) на седьмой и восьмой шкалах. Такой тип профиля отражает ощущение особости или неповторимости своей личности и тревогу по поводу недостаточного признания этой личности окружением. Такие чувства (не обязательно неосознаваемые) приводят к возникновению депрессивных тенденций, которые при, выраженном плато на седьмой и восьмой шкалах отмечаются независимо от уровня профиля на второй. Депрессивные явления нередко сочетаются с раздражительностью и тревожностью или ощущением повышенной утомляемости и апатии. Профиль, определяющийся плато на седьмой и восьмой шкалах, чаще отмечается в юношеском возрасте, а у лиц зрелого возраста позволяет говорить о некоторой инфантильности. Если повышение профиля на седьмой и восьмой шкалах наблюдается при наличии и других пиков профиля, то их соотношение отражает либо преобразование тревожности (при относительно более высокой седьмой шкале), либо склонность к возникновению устойчивых стереотипов отклоняющегося поведения (при относительном преобладании восьмой). Девятая шкала. Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции В тех случаях, когда основным способом устранения фрустрирующих стимулов служит отрицание каких-либо затруднений, тревоги, своей и чужой вины (импунитивные реакции), то профиль методики многостороннего исследования личности обычно характеризуется пиком на девятой шкале. Тенденция отрицать тревогу выражается обычно отсутствием спонтанных упоминаний о каких-либо трудностях, которые могут ее вызывать, выражением пренебрежения к трудностям, о которых упоминает исследователь, декларируемым оптимизмом. Валидность шкалы подтверждалась исследованием больных с гипоманиакальным синдромом, состояние которых характеризовалось повышенным настроением, чрезмерной активностью, большим количеством и легкостью возникновения планов и идей, которые часто не осуществлялись в силу повышенной отвлекаемости и переоценки своих возможностей, разнообразием интересов, широкими и поверхностными контактами. Усредненный профиль этой группы характеризовался выраженным пиком “а девятой шкале при умеренном снижении на второй и резком снижении на нулевой шкале . Шкала состоит из 46 утверждений, отражающих характерный для гипомании высокий уровень активности, открытость, преувеличение своих возможностей и размаха деятельности, а также некоторые аспекты взаимоотношений (в частности, высокий уровень контактов) и физического состояния (отрицание связанных с ним затруднений). В эту шкалу, например, включены такие утверждения, как: “Когда Вам скучно. Вы стараетесь устроите что-нибудь веселое”, “Ваше настроение не бывает подолгу плохим, почти всегда что-нибудь интересное или веселое улучшает его”, “Временами Ваши мысли текли так быстро, что Вы не успевали их высказывать”, “Временами Вы чувствуете, что Вам необыкновенно легко принимать решения” (типичный ответ-“Верно”). Лица с умеренными повышениями профиля на девятой шкале характеризуются оптимистичностью, общительностью, способностью к высокой активности, непринужденностью в общении. Они охотно вступают в контакты и при этом производят на окружающих впечатление людей приятных, веселых, отличающихся широкими интересами и энтузиазмом, охотно высказывающих свое мнение и готовых поделиться впечатлениями. Для лиц этого типа характерны 'эмоциональная яркость, умение испытывать удовольствие от жизни, реалистическое, образное мышление и отсутствие приверженности к жесткой схеме. Они легко становятся “душой общества”, хорошо приспосабливаются к переменам и даже стремятся к ним, не испытывают затруднений при необходимости перестройки жизненного стереотипа. Они эффективны в деятельности, требующей широких контактов, изменений форм деятельности, переключения внимания. В то же время ситуации, связанные с монотонней, требующие тщательности, кропотливости, длительной фиксации внимания, для них являются стрессогенными и могут вызывать нарушения психической адаптации. У лиц с выраженным пиком профиля на девятой шкале поведение может становиться неадаптивным в связи с чрезмерно и плохо направленной активностью, эмоциональным возбуждением, раздражительностью, обидчивостью и недостаточной сдержанностью. Деятельность в этих случаях может оказываться неэффективной в связи с тем, что она не доводится до конца из-за переключения внимания на другие объекты, либо в связи с тем, что преувеличение своих возможностей позволяет планировать ее на заведомо нереальные сроки. Повышение профиля на девятой шкале может быть постоянным, отражая стойкость описанных особенностей личности. Однако оно наблюдается не только у хронически гипертимных людей, но и у лиц, у которых отмечаются резкие изменения аффективного фона, спонтанные (в этих случаях обычно речь идет о циклотимических личностях, либо провоцируемые внешними поводами, но занявшиеся после этого длительное время или полностью определяем внешними впечатлениями. Повторное исследование позволяет отличить лиц с периодически возникающими гипертимыми состояниями от лиц, у которых эти состояния постоянны. Низкий тень профиля на девятой шкале отражает недостаток побуждений, неспособность испытывать удовольствие, снижение активности, легко возникающее чувство вины и недостаточную оценку собственных возможностей. Резкое снижение профиля на этой шкале обычно отрет депрессивные тенденции даже при отсутствии выраженного повышения профиля на второй шкале. Сочетание с ранее рассмотренными шкалами. Повышенная самооценка и высокая активность, отражаемые повышением профиля на девятой шкале и одновременным снижением профиля на второй и седьмой шкалах, могут находить свое выражение в стремлении к руководству окружающими или к возвышению над окружающими путем соперничества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|