центра ребёфинга. Дыхание, используемое в процессе ребёфинга, следующее:
· без паузы между вдохом и выдохом;
· с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью
расслабленным, пассивным выдохом.
Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов. К
последствиям травмы родов относится следующее:
1. стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом
рождения, и психологический, связанный с отношением родителей, матери к
ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т.п.);
2. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого
целого, а как имеющего две независимо существующие составные части,
положительную и отрицательную), и как следствие – деление выбора суждений
на “плохо” и “хорошо”;
3. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии
“запускающих” какое-то заболевание);
4. психологические нарушения (например, страхи или тревоги).
Процессы ребёфинга прошли многие люди. Развитие методики Леонарда Орра
продолжили и расширили другие исследователи – например, Сандра Рэй,
разработавшая “тренинг любящих отношений” (Loving Relationships) и др.
Особо выделяется Джим Леонард, который ввёл в практику Свободного Дыхания
понятия “пять элементов” и “интеграция”, на основе которых им была создана
в 1979 году техника “вайвейшн”. Эта техника позволила расширить применение
ребёфинга до практически любых психологических ситуаций.
Вайвейшн (vivation)
Авторами методики “вайвейшн” являются Джим Леонард и Фил Лаут (США).
Слово vivation переводится как “празднование жизни”, “бытие более живым”, и
было введено ими для отражения эффекта, который развивается в результате
практики этой формы личностного развития. Вайвейшн разработан в 1975 году.
Джим Леонард и Фил Лаут соединили в своём методе опыт применения восточных
практик (йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных техник, таких как
Rebirthing и Free Breathing.
Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность,
что сделало методику привлекательной для людей, занимающихся личностным и
духовным развитием. Методике можно легко обучиться; для освоения техники
достаточно участия в одном семинаре или нескольких занятий-тренингов с
профессионалом, после чего можно уже заниматься самостоятельно.
Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются
одновременно в ходе исполнения:
1. Связное дыхание.
Это дыхание называется связным (или циркулярным), так как в нём нет
паузы между выдохом и вдохом (или она минимальна). Интенсивность
прорабатываемой ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость
изменения этой ситуации регулируется частотой дыхания.
В процессе “вайвейшн” используются четыре типа дыхания, которые
различаются по глубине и частоте. Первый тип – глубокое и медленное дыхание
(используется для плавного входа в процесс. Ощущения становятся ярче, тело
больше расслабляется и интерес к процессу возрастает). Второй тип –
глубокое и частое дыхание. Третий тип – частое и поверхностное дыхание
(позволяет глубже чувствовать переживания). Последний, четвёртый тип –
поверхностное и медленное дыхание (как бы согласует переход между обыденным
состоянием и состоянием в процессе).
2. Полное расслабление. Хорошей помощью в умении расслабляться служат
занятия АТ, йогой, медитацией.
3. Внимание к деталям (Объемное внимание).
Считается, что одним из негативных представлений о внимании является
убеждение, что только контролируемое, удерживаемое внимание может дать
информацию об окружающем мире. Но постоянный контроль за вниманием
утомителен, и свободное внимание иногда даже более эффективно, позволяя как
бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.
4. Интеграция переживаний (Гибкость контекста).
Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность
интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и
негативных, и их полное принятие.
Очень часто люди упрощают свои способы восприятия реальности,
ограничивая количество вариантов до категорий “плохо” или “хорошо”.
Естественно, так они резко ограничивают свой выбор реагирования на
окружающее.
В процессе “вайвейшн” люди учатся расширять и менять контекст, как
этого хочется, принимать ситуации в новом контексте. То есть важно не
связывать себя одной системой, одним контекстом, зная, что любое событие
можно описать в другой системе, определить другим контекстом. Считается,
что связное дыхание обладает способностью автоматической смены контекста.
5. Активное доверие.
Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в
обыденной жизни. Перед занимающимся стоит задача поверить, что в каждом
процессе происходит именно то, что необходимо в данный момент данному
человеку, и поэтому не бывает неудачных, плохих или пустых процессов.
Активное доверие базируется на личной ответственности за все происшедшее в
собственной жизни и на открытости к переменам в процессе.
В процессе “вайвейшн” эти “пять элементов” должны использоваться
одновременно. Джим Леонард разработал следующий принцип ведения процесса:
а) исследовать тончайшие изменений в своем теле;
б) “вдыхать” через самое сильное чувство;
в) получать удовольствие от этого чувства, как можно сильнее.
Дыхательные сессии в вайвейшн делятся на “большие” и “малые”. Во время
“большой” сессии занимающийся лежит в удобном положении и использует все
пять элементов, усиливая интенсивность дыхания. Считается, что для заметных
результатов достаточно одной “большой” сессии в неделю. Длительность такого
процесса может длиться до полутора часов. Длительность же “малых” сессий –
до получаса минут. Этот вид практики используется в ситуациях повседневной
жизни, когда занимающийся чувствует, что происходящее каким-то образом
сложно для него, или когда ему необходимо больше энергии для решения
определённой задачи.
Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность
интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и
негативных, и их полное принятие. Каждая сессия ведёт к глубокому
проникновению в себя, и по окончании занятия человек обычно чувствует себя
свежим и обновленным.
Заниматься vivation можно во время повседневной активности, это зависит
от умения человека и называется “active vivation” или “vivation in action”.
Эта практика направлена на то, чтобы позволить человеку быть более
включенным в то, что он делает, меньше эмоционально реагировать на
неприятности, но быть более сконцентрированным и творческим.
Техника vivation имеет большое практическое значение, вызывая
релаксацию, перефокусировку мышления и обновление восприятия, принося
естественное чувство удовольствия, охватывая весь прошлый опыт
практикующего и помогая посмотреть на жизнь новыми глазами.
Холотропное дыхание (holotropic breathwork)
Станислав Гроф (американский психиатр и психотерапевт чешского
происхождения) со своей женой Кристиной Гроф разработали методику,
названную холотропное дыхание (Holotropic Breathwork). Она является методом
глубинной психотерапии. Название переводится как “движение к целостности”.
Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные
противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься
ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора.
Тип дыхания, применяемый в методике Грофа, можно так:
. в два раза чаще и в два раза глубже обычного;
. без паузы между вдохом и выдохом;
. с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя).
Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания
разделены на представляют биографический, перинатальный и трансперсональный
“уровни переживаний”, которые Стэн Гроф описал в своей “картографии
сознания”. Таким образом, холотропная терапия признает терапевтические,
трансформирующие и эволюционные возможности изменённых состояний сознания.
Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических симптомов и
устойчивые трансформации личности оказываются связанными с переживаниями,
не поддающимися рациональному постижению.
Холотропное дыхание – это метод, синтезированный из разных видов
психотерапии Запада и включающий в себя основы восточных философий и
шаманства. В течение многих веков было известно, что глубокие изменения
сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание.
Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних и незападных
культурах, охватывают широкий диапазон возможностей. Глубокие изменения в
сознании могут быть вызваны обеими крайностями в отношении дыхания –
интенсивным дыханием и длительным лишением дыхания, или сочетанием того и
другого. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и
его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги,
тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую (Бирма) и даосскую
медитации и т. д.
Особое место в разработке метода сыграли работы психоаналитически
ориентированных ученых, таких как Вильям Райх, Отто Ранк и Карл Густав Юнг.
С. и К. Гроф пришли к выводу, что специфические техники дыхания менее
важны, чем просто тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно,
полностью сосредоточившись на том, что происходит при этом внутри него.
Стратегия холотропного дыхания состоит в том, чтобы доверять внутренней
мудрости тела – и здесь можно найти параллель с уже упомянутой мной
методикой “вайвейшн”.
Далее, увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет
психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению
бессознательного материала. То, что происходит во время терапевтического
сеанса, использующего интенсивное дыхание, очень различно у разных людей.
Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в
определенных частях тела и имеют сложную психосоматическую структуру. В
дыхательном сеансе напряжения и блокировки проявляются и усиливаются.
Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, затем до
разрешения и pacслабления.
Отсюда следует вывод: интегрируя в свою методику элементы телесно-
ориентированных психотехник, Станислав Гроф трактует травмирующие
воспоминания подобного рода как важные незавершенные психологические
гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы.
Их проработка способствует эмоциональному и психосоматическому
выздоровлению.
Рассмотрим процесс проведения сессии холотропного дыхания.
Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись назад или
лежа на спине, закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональных и
психосоматических процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им
отдаться, не пытаясь их оценивать. Рекомендуется также воздерживаться от
намеренного использования техник отреагирования или любых иных попыток
вмешиваться в переживания и влиять на них; нужно просто следить за
возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить.
Одежда должна быть легкой и удобной. Необходимо снять все, что может
помешать дыханию и протеканию внутренних процессов.
Когда тело расслаблено, можно переходить к успокоению ума и созданию
установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой стадии дышащий
по возможности должен сосредоточиться на настоящем моменте, на “здесь и
сейчас”, отграничиться от воспоминаний прошлого, а также от предвосхищения
будущего, оставить всякое программирование предстоящего сеанса. Согласно
Грофу, наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь
анализировать, полностью довериться мудрости тела и бессознательному
процессу.
Далее предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и
эффективнее, чем обычно. Детали процесса – частота и глубина дыхания,
дыхание ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных
областей живота –оставляются на выбор интуиции человека. Когда дыхание
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|