реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общая психология

реферат

некоторой «манипулятивной» способностью: субъект в короткое время имитирует

процессы формирования образа, как бы с разных сторон рассматривая объект и

находя такую позицию, при которой максимально облегчаются процессы сличения

и идентификации.

В целостном акте поведения существует ещё одна своеобразная форма

уподобления: процессы переструктурирования и трансформации образа с целью

привести информацию к виду, пригодному для принятия решения. В таком

процессе уподобления решается задача изменения реальности, адекватного

планам и задачам поведения. Такому изменению реальности предшествует

преобразование образа ситуации, как правило, не осознаваемое субъектом, но

тем не менее вносящее существенный вклад в решение стоящих перед ним

жизненных задач. В. — не пассивное копирование действительности, а активный

творческий процесс познания.

Изучение В. имеет важное значение и свои специфические стороны в области

эстетики, педагогики, спорта и т.д.

Ощущение

Ощущение, отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в

результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров

коры головного мозга. О. — исходный пункт познания, неразложимый его

элемент. Выделяя отражение качества как главный момент в О., В. И. Ленин

писал, что «самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем

неизбежно и качество...» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 29, с.

301). Существуют многообразные виды О.: осязательные, зрительные, слуховые,

вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые, О.

равновесия, ускорения, мышечно-суставные и др. Особенность тех или иных О.

называется их модальностью; О. различных модальностей не сравнимы между

собой.

В процессе эволюции жизни О. возникает на базе раздражимости в связи с

образованием нервной системы. При этом лишь для небольшого числа видов

энергии выработались специфические органы чувств (см. Чувств органы). О.

многих других свойств объективного мира, например формы, величины,

отдалённости предметов друг от друга и от наблюдателя, возникают лишь в

процессе взаимодействия различных органов чувств.

У человека ведущую роль в чувственном познании действительности играют

зрительные О., которые тесно связаны с осязательными. «Осязание и зрение до

такой степени взаимно дополняют друг друга, что мы часто на основании

зрительного облика какой-нибудь вещи можем предсказать ее тактильные

свойства» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с.

548). Осязательные О. расчленяются на кожно-осязательные (тактильные),

температурные, болевые, мышечно-суставные. С помощью тактильных О.

отражаются прикосновение, давление, свойство поверхности (фактура вещи) —

гладкость или шероховатость, протяжённость, твёрдость, упругость,

непроницаемость и др.

Периодическое изменение давления в виде механических колебаний среды

(движущихся тел) отражается в форме вибрационных О., особенно острых у

слепых.

Слух представляет собой комплекс разнородных О.: высоты звука, громкости и

тембра. Развитие человеческого слуха связано прежде всего со звуковым

языком как основным средством общения, а также с музыкой. Важную роль

играют хеморецепторы: обоняние и вкус. Характерная особенность О. —

пространственная локализация объекта О. Так, ощущая цвет, человек относит

его к определённой поверхности освещенного тела, занимающего определённое

место в пространстве. Ощущая звук, человек локализует источник этого звука.

В отличие от О. животных, О. человека опосредованы его предметно-

практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического

развития культуры. По словам Маркса, «... человеческий глаз воспринимает и

наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое ухо —

иначе, чем грубое неразвитое ухо, и т. д.» (Маркс К. и Энгельс Ф., Из

ранних произведений, 1956, с. 592). О. человека имеют в принципе

осмысленный, осознанный характер, хотя существуют и неосознанные О.

Многообразие О. отображает качественное многообразие мира. Ленинская теория

отражения рассматривает О. как копию, снимок с действительности, как

субъективный образ свойств объективного мира. Она противостоит как взглядам

сторонников «физиологического» идеализма, утверждающих, что О. суть

условные знаки, иероглифы свойств вещей, так и механическому разграничению

первичных и вторичных качеств, ведущему к агностицизму и субъективному

идеализму, к взгляду на вещи как комплексы ощущений. Подвергая критике

представителей махизма, Ленин подчёркивал, что О. дают нам более или менее

верные образы объективных свойств вещей, хотя различные О. обладают разной

степенью адекватности воспроизведения этих свойств.

Будучи источником знаний человека об окружающем мире, О. входят в качестве

элемента в целостный процесс человеческого познания, включающий восприятия,

представления, понятия.

Воображение [pic]

Воображение, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании

представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся

человеком в действительности. В. основано на оперировании конкретными

чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом

имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с

процессом мышления. Характерный для В. отход от реальности позволяет

определить его как процесс преобразующего отражения действительности.

В. является специфически человеческой формой психической деятельности,

возникшей на основе практического преобразования действительности.

Развиваясь вместе с усложнением процесса труда и общественных отношений, В.

становится одним из основных элементов сознания и деятельности человека.

Главная функция В. в человеческом сознании состоит в идеальном

представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут

реально. Другая функция В. связана с необходимым в процессе труда

планированием своих действий. «Паук совершает операции, напоминающие

операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет

некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей

пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из

воска, он уже построил её в своей голове» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс

Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). В данном случае особенно трудно

разграничить деятельность В. и мышления, но в реальном единстве всех

психических функций субъекта В. сохраняет свою специфику: предвосхищение

того, чего ещё не существует — либо в личном опыте данного человека, либо в

действительности вообще. С этим связана способность делать открытия,

находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач.

Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без В. Поэтому В.

является компонентом создания не только образно-насыщенных продуктов

деятельности, но и абстрактно-понятийных. В. И. Ленин писал о фантазии:

«Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже

в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального

исчисления невозможно было бы без фантазии» (Полн. собр. соч., 5 изд., т.

45, с. 125). «Сотрудничество» логики и В. возможно потому, что их

противоположность не абсолютна. В мышлении постоянно происходит

перекодирование словесно-понятийных и наглядно-образных логических

структур, причём последние нередко несут основную эвристическую нагрузку в

решении мыслительной задачи. Именно это обстоятельство является одной из

пока не преодолённых преград на пути формализации эвристических процессов и

передачи их машине.

Различают воссоздающее и творческое В. Воссоздающее В. заключается в

создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их

описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой,

литературным текстом и т.д.). Творческое В. состоит в самостоятельном

создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности.

Оно является одним из психологических факторов научного и технического

прогресса и наиболее выпукло проявляется в художественном творчестве,

претворяясь в особую форму познания и одновременно показа, «объективации»

жизненной реальности в её сущности. Особый вид творческого В. представляет

собой мечта — создание образов желаемого будущего, не воплощаемых

непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта может играть

активизирующую роль в жизни индивидуума и общества, если заключённая в ней

идея ведёт к дальнейшим практическим преобразованиям.

Чрезвычайно широкий диапазон проявлений В., всегда выступающих в единстве с

другими сторонами психики, обусловливает также разнообразные по своему

характеру и сложности умственные приёмы преобразования имеющихся у человека

представлений и восприятий. Механизм этих преобразований в общем виде

сводится к анализу и синтезу исходного «материала» В. В простых случаях

имеет место комбинирование разнородных элементов («агглютинация» —

склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон

действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально

единого. В сложных случаях творческого В. требуются широкие мысленные

обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт,

ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие

идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть (показ типического

через индивидуальное в художественном творчестве, открытие

естественнонаучного закона посредством наблюдения конкретных явлений или

создания их экспериментальной модели).

Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда

ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере:

научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д.

— там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Т. может

рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология

Т. исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта Т. как.

субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности Т.,

который по-разному ставился в разные исторические эпохи.

Мышление [pic]

Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий

высшую ступень человеческого познания. Хотя М. имеет своим единственным

источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного

отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и

отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты

человеком (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.

20, с. 554—555). М. составляет предмет изучения теории познания и логики,

психологии и нейрофизиологии; оно изучается также в кибернетике в связи с

задачами технического моделирования мыслительных операций.

М. является функцией мозга и в этом смысле представляет собой естественный

процесс. Однако каждый отдельный человек становится субъектом М., лишь

овладевая языком, понятиями, логикой, которые суть продукты развития

общественной практики. Даже задачи, которые он ставит перед своим М.,

порождаются общественными условиями его жизни. Т. о., М. человека имеет

общественно-историческую природу.

Вопрос о природе М., взаимоотношении М. (сознания) и бытия был центральной

проблемой на протяжении всей истории философской мысли (см. Основной вопрос

философии, Материализм, Идеализм).

Конкретно-научное изучение М., развернувшееся в 19 в., находилось под

влиянием представлений формальной логики и учения об ассоциациях.

Психологический анализ М. сводился главным образом к выделению отдельных

мыслительных процессов: сравнения, абстрагирования признаков,

классификации. В духе формальной «школьной» логики освещался вопрос о

природе понятий, которые изображались как продукт наслаивания друг на друга

чувственных образов и представлений, выделения в них общих признаков и

устранения несовпадающих. Соответственно процессы М. представлялись в виде

сложных сочетаний представлений и понятий. Это понимание М. наталкивалось

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.