реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Образ в системе психической регуляции деятельности - (реферат)

реферат
p>Нередко сама проблема жестко связывается с фрейдизмом (если кто–то утверждает реальность бессознательного, значит, он фрейдист). Но нет никаких оснований считать концепцию 3. Фрейда единственно возможным вариантом решения этой проблемы. Проблема есть проблема, а концепция есть концепция. Иногда проблему "сознательное—бессознательное" однозначно связывают с проблемой "социальное—биологическое". То, что в поведении человека детерминируется социально, осознается, а то, что биологически, не осознается. В действительности взаимосвязи здесь гораздо более сложные, в них еще предстоит разобраться. Как бы там ни было, но вряд ли можно отрицать, что отношение "осознаваемое—неосознаваемое" (мы предпочитаем пользоваться этими терминами) является особым измерением психического отражения и поведения. Подчеркнем, что это измерение определяется именно парой полярных понятий. Правдоподобно также допустить, что отношения между "полюсами" градуальны.

Излагая результаты исследования, мы подчеркивали значение осознания летчиком ситуации, своих действий и своего состояния для

    '64

эффективной и надежной деятельности. В то же время говорилось, что наиболее опасны неосознаваемые ошибки, что в стрессовых ситуациях зона осознаваемого сужается и т. д. Каждый раз, как только мы обращались к вопросу о том, что и почему осознается, сразу же возникал и другой вопрос: а что и почему не осознается?

Не осознается же, по–видимому, очень многое: и потому, что этого требует деятельность (шире—поведение), и условия, в которых она выполняется. Здесь допустим аргумент от противного: в самом деле, если бы человек в каждый момент осознавал все, что он воспринимает (припоминает и осмысливает) до деталей, а также то, что он делает, и тоже до деталей (до элементарного мышечного сокращения), тогда деятельность вряд ли могла бы состояться. Р этой связи невольно вспоминается притча о сороконожке.

Проведенные нами эксперименты и наблюдения дают основание утверждать, что система психической регуляции деятельности включает как осознаваемые, так и неосознаваемые компоненты. В книге подчеркивалась роль произвольного нацеленного контроля (осуществляемого, конечно, осознанно) в организации адекватных действий и преодолении некоторых негативных эффектов (например, иллюзий), а в этой связи—особая опасность неосознаваемых ошибок. Но мы наблюдали и другое. При определенных условиях неосознаваемые (или слабо осознаваемые) действия, если они были адекватны ситуации, оказывались весьма надежными и эффективными, выручая летчика в трудную минуту.

Наблюдения и эксперименты в совокупности позволяют думать, что соотношение осознаваемого и неосознаваемого чрезвычайно динамично; оно изменяется (и иногда довольно резко) от момента к моменту: то, что в данный момент не осознавалось, через краткий интервал времени становится четко осознаваемым, и наоборот. В этой связи возникает проблема взаимоотношений прерывного и непрерывного в динамике психического процесса (см. [22]). Отметим, что предметом осознания может стать любой элемент ситуации и деятельности, если он, конечно, воспринимается или извлекается из памяти. Казалось бы, даже сложившиеся на ранних стадиях развития человека и поэтому очень "глубоко спрятанные" от сознания, не замечаемые в обычных условиях "детали поведения" при изменении этих условий становятся предметом сознания; примером здесь может быть изменение соотношений воздействий гравитации и перегрузок в полете, благодаря которым обычно неосознаваемые проприоцептивные и кинестетические сигналы как бы врываются в "сферу сознания". Бывает и наоборот: значимый и достаточно броский сигнал длительное время не замечается, не осознается или долго оказывается на периферии сознания (например, красная 'лампа, сигнализирующая об отказе двигателя).

Для рассматриваемой проблемы могут представить интерес также данные о резком сужении зоны осознаваемого и фиксации сознания на какой–то иногда незначительной детали, возникающей при изменении психического состояния. Чтобы понять, каким законам подчиняется динамика "осознаваемого—неосознаваемого", необходимо специальное фундаментальное исследование. Здесь может быть полезным полученный при анализе экспериментальных данных вывод о том, что в образе, регулирующем деятельность, в каждый данный момент есть актуально значимые (и обычно осознаваемые) и потенциально значимые компоненты (обычно неосознаваемые или осознаваемые слабо). К сожалению, пока еще психология не располагает достаточно строгими и надежными методами, позволяющими вскрывать соотношение "осознаваемое—неосознаваемое". При разработке методов важно иметь в виду, что оно, это соотношение, принадлежит не только к иерархии основных уровней психического отражения, но и к каждому из них: и к восприятию, и к представлению, и к мышлению.

Иногда неосознаваемое, подсознательное понимается как нечто трансцендентное или как находящаяся вне опыта, не управляемая человеком сила, давящая на него. На наш взгляд, ничего такого, что не поддавалось бы научному анализу, в подсознательном нет. Подсознательное—это спрессованный индивидуальный опыт человека, накопленный им в течение жизни и извлекаемый из "глубин памяти", когда этого требуют обстоятельства. Именно на пути исследования того, как накапливается, хранится и трансформируется опыт, с нашей точки зрения, и можно найти подходы к изучению измерения "осознаваемое—неосознаваемое". Это, конечно, чрезвычайно трудная научная задача, но ее все же можно немного упростить, ограничившись, например, исследованием процесса накопления профессионального опыта.

Заканчивая краткий перечень общетеоретических проблем, к которым нас привело исследование, изложенное в книге, обратим внимание еще на одну. Это—проблема системной детерминации психики. Уже отмечалось, что в ходе научного анализа необходимо выявить не только причинно–следственные, каузальные связи изучаемых объектов, хотя это и главная задача, поскольку именно на этом пути прежде всего раскрываются законы (подробнее см. [100]). Но анализ не может ограничиваться только ими. Необходимо раскрыть и другие связи, другие детерминанты: условия (условие и обусловленное), общие и особые предпосылки, внешние и внутренние факторы, опосредствующие звенья и т. п.

Исследование регулирующего образа в летной деятельности может быть иллюстрацией высказанного положения. Основная цепочка каузальных связей в нашем случае— это "предмет — его субъективный образ — действие". Она относится, по–видимому, к тому варианту причинности, который называют информационным [100, 148]. Но образ, например пространственного положения, возникает не как прямой результат воздействия предмета: он формируется на базе общей предпосылки: генетически (в широком смысле этого слова) сложившегося способа ориентации в земном пространстве и соответствующего механизма. Его особой предпосылкой является складывающийся у летчика новый способ ориентации. Как было показано, динамика образа зависит от конкретных условий в разных вариантах полета: визуального и приборного, ручного в автоматического и т. д. Примером влияния внешнего фактора на процесс образного отражения может быть нестандартная ситуация, которая изменяет направление развития этого процесса, а примером внутреннего—изменяющееся в такой ситуации психическое состояние. Опосредствующим звеном в формировании образа пространственного положения служит осознание положения при измененной афферентации; отметим, что, будучи опосредствующим звеном, необходимым на начальной ступени овладения летной деятельностью, оно позднее (когда сформирован новый способ ориентации) утрачивает свое значение. Но дело, конечно, не только в примерах. Проведенное исследование позволяет предполагать, что соотношение разных детерминант очень динамично. То, что в одних обстоятельствах было следствием или условием, может стать причиной или компонентом, специальной (или общей) предпосылкой, фактор—опосредствующим звеном или причиной и т. д. Возможное число переходов, превращений и вариантов здесь велико.

Общие суждения о детерминации, требующие дальнейшей разработки, на наш взгляд, очень важны для изучения системы психической регуляции деятельности в целом. Мы ведь исследовали только один ее компонент—образ. Но эта система включает и многое другое: потребности и мотивы, субъективные отношения и т. д. Однако изучение системы психической регуляции деятельности— это новая задача.

Сказанное позволяет считать, что результаты прикладного исследования могут быть использованы не только для решения практических задач, но и для разработки теоретических проблем. Вместе с тем в психологии, как ив других науках, есть такие проблемы, которые в принципе не могут быть решены при помощи методов лабораторного эксперимента; их решение требует обращения к изучению реальной жизни. К числу таких проблем относится и проблема образа. На современном этапе развития психологии все более отчетливым становится требование взаимосвязи теории и практики, фундаментальных и прикладных исследований. От того, как оно будет реализовано, зависят перспективы развития психологии— ведущей науки в системе конкретных наук о человеке. ЛИТЕРАТУРА

    1. Маркс К... Энгельс Ф. // Соч. 2–е изд. Т. 23.
    2. Ленин В. И. Полное собр. соч. Т. 18.
    3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29.

4. Александров М. Д. О характеристике пространственных порогов зрительного восприятия // Учен. зап. ЛГУ. 1953. N 147.

5. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М. : Наука, 1976. 272 с. 6. Ананьев Б. Г. Пространственное различение. Л. : Изд–во ЛГУ, 1955. 188 с. 7. Ананьев КГ. Психология чувственного познания. М. : Изд–во АПН РСФСР, I960. 486 с. 8. Ананьев КГ. Теория ощущений. Л. : Изд–во ЛГУ, 1961. 456 с. 9. Ананьев КГ. Избранные психологические труды: В 2 т. М. : Педагогика. 1980. Т. 1. 230 с. ; Т. 2, 287 с.

10. Анохин П. К. Опережающее отражение действительности. // Вопр. философии. 1962. N 7. С. 97—1 II. II. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М. : Медицина, 1968. 547 с. 12. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1975. 447 с. 13. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избр. тр. М. : Наука, 1978. 400 с.

14. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М. : Наука, 1980. 197 с. 15. Базанов П. Чтобы модель была зримой // Авиация и космонавтика. 1977. N 10. С. 6—9. 16. Бездетное Н. Тип индикации. Какой лучше? // Авиация и космонавтика. 1976. N 10. С. 20—21. 17. Береговой Г. Т. Ориентировка в атмосфере и космосе // Авиация и космонавтика. 1981. N 10. С. 34—35.

18. Береговой Г. Т... Завалова Н. Д... Ломов Б. Ф... Пономаренко В. А. Экспе–риментально–психологические исследования в авиации и космонавтике/Под ред. Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова. М. : Наука. 1978. 303 с.

19. Бережной И. А. Лазер ведет на посадку // Гражд. авиация. 1978. N 9. С. 26— 27. 20. Бернштейн И. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М. : Медицина, 1966. 349 с.

21. Бессознательное: Природа, функции, методы исследования // Под ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бас–сина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 1. 786 с. ; Т. 2. 686 с. ; Т. 3. 796 с. 22. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М. : Мысль, 1979. 230 с. 23. Бутенко Г. Ф. , Скибин Г. Г. Зависит от типа индикации // Авиация и космонавтика. 1977. N II. С. 32—33. 24. Бушурова В. Е. О взаимодействии анализаторов в формировании так называемого "чувства времени" // Материалы Ленингр. зональной психол. конф. Л. : Изд–во ЛГУ, 1980. 25. Вальдман А. В. , Мартынихин А. В. ' Исследование действий психотропных средств на психофизиологические характеристики операторской деятельности в условиях эмоционального напряжения // Фармакологическая коррекция процессов утомления. М. : Изд–во АМН СССР, 1982. С. 23 26. Василейский С. М. Ошибки изобретательной мысли в психологическом освещении // Материалы унив. психол. конф. Л. : Изд–во ЛГУ, 1949. С. 38–42. 27. Васильев П. В. , Глод Г. Д. Вопросы психофизиологической регуляции состояния человека–оператора в авиакосмической медицине // Фармакологическая коррекция процессов утомления. М. : Изд–во АМН СССР, 1982. С. 23.

28. Вейт P. , Де Луччи М. Лабиринтный и проприоцептивный аспекты авиационной и космической медицины // Авиационная космическая медицина / Под ред. А. А. Гюрджиана. М. : Изд–во МО СССР, 1975. С. 15—35. 29. Ведичковский Б. М. Зрительное восприятие в реальном масштабе времени // Проблемы инженерной психологии и эргономики. Ярославль: Изд–во ЯГУ, 1974. С. 89—90. 30. Венда В. Ф. Инженерная психология и синтез системы отображения информации. 2–е изд. М. : Машиностроение, 1982. 334 с. 31. Венда В. Ф. , Зазыкин В. Г. Проблема стабильности систем "человек—машина" / / Психол. журн. , 1982. Т. 3. N 5. С. 82—96. 32. Ворона А. А... Алешин С. В. , Саф–ронов А. М. О психофизиологической природе "чувства самолета" // Космич. биология и авиакосмич. медицина. 1984. N 5. С. 14—18.

33. Вудсон У. , Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников–конструкторов. М. : Мир. 1968. С. 517. 34. Гамезо М. В. , Рубахин В. Ф. О роли пространственных представлений при чтении топографической карты и дешифрировании аэрофотоснимков // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М. : Изд–во АПН РСФСР, 1961. С. 172—178. 35. Гелдерштейн С. Г. "Чувство времени" и скорость двигательной реакции. М. : Медицина, 1958. 148 с. 36. Гелдерштейн С. Г. Антиципация в свете проблемы бессознательного // Проблемы сознания. М. : Наука, 1966. С. 305—316.

37. Гератеводь 3. Психология человека в самолете. М. : Изд–во иностр. лит. 1956. 375 с. 38. Голубев Г. Г. Вопросы методики летного обучения. М. : Оборонгиз, 1953. 400 с. 39. Горбов Ф. Д. , Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М. : Медгиз, 1975. 207 с. 40. Горбов Ф. Д. , ЧайноваЛ. Д. О "трудных" состояниях, возникающих в задачах сложного различения при лимитированной деятельности // Вопр. психологии. 1960. N 6. С. 123. 41. Гордеева Н. Д... Девишвили В. М. , Зинченко В. П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. М. : ВНИИТЭ. 1975. 174 с. 42. Гримах Л. П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М. : Наука, 1978. 272 с. 43. Громов М. М. Через всю жизнь // Новый мир. 1977. N 1—3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.