реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Нахождение количественного выражения уровня самооценки по С.А.Будасси

реферат

Нахождение количественного выражения уровня самооценки по С.А.Будасси

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования РФ
    Муниципальное образовательоне учреждение
    воронежсвий экономико-правовой институт

тема: Нахождение количественного выражения уровня самооценки по С. А. Будасси

    Проверил: Пронин-старший
    Преподаватель
    Сдала: Сахарова Н. В.
    Воронеж 2003год
    План:
    Введение, актуальность проблемы.
    Глава Й: Социальная матрица идентификаций.
    1 Я – концепция и социальный статус.
    2 Социальная личность, самооценка.
    Глава? : Опытно-экспериментальная работа.
    1 Тестирование испытуемых по методике С. А. Будасси
    2 Анализ полученных данных в ходе эксперимента.
    Глава? : Вывод по работе.
    Библиография.

Интерес человека к себе, к своему “Я”, издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, из этого интереса возникла сама психология как наука. Внутренний мир личности, её самосознание всегда были в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (образ ”Я”) и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок, структуры и функций “образа Я” представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

Один из ведущих отечественных исследователей проблемы самосознания В. В. Сталин, анализируя место самосознания в психической организации человека, пишет: ” Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Р. Чаматы, и. И. Чесноковой, Е. В. Шороховой в общетеоретическом и методологических аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматривается более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А. А. Бедалева заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано исследований, в которых проанализированы проблемы, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием. Работы И. С. Кона, открыли многие новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии.

Что же такое самосознание? Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И. С. Кон дает следующее определение: ”Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ “Я” [Кон И. С. Открытие “Я” М. 1978] И. С. кон также считает, что “образ “Я” это не просто отражение в форме представления или понятия, а социальная установка, отношение личности к самой себе, которое включает, как и любая установка, три компонента: познавательный (когнитивный)-знание себя;

    эмоциональный(оценке своих качеств);
    поведенческий (практическое отношение к себе).

Проблема самосознания человека чрезмерно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”, существующих в разных ракурсах: каким воспринимает сам себя человек в настоящий момент идеал своего “Я”, каким он мыслит идеал своего “Я”, каким это “Я” выглядит в глазах других людей. Будучи субъектом познания, человек вместе с тем выступает и как объект для самого себя. Психологическую сущность “Я” имеется в виду личность, освещенная светом собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. “Я”- это регулятивный принцип психической жизни, самоконтролирующая сила духа; это все, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и прежде всего для самих себя в своем самопознаниии. “Я” предполагает знания и отношение к субъективной реальности и постоянное ощущение в ней самого себя”. [Спиркин А. Г. “Сознание и самопознание. М. 1972]. И. И. Чеснокова в структуре самосознания также выделяет три взаимосвязанных компонента: самопознание; эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности [Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М. ,1977] Как видно, выделенные ею компоненты фактически совпадают со структурой самосознания, намеченной И. С. Коном. Степень адекватности образа “Я” выясняется при изучении одного из важнейших ею аспектов - самооценки личности, т. е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности…

С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как известно, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности, в общении с ними. Человек включается в деятельность и общение и тем черпает некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что от него ожидает окружающие. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, всё, что человек делает для себя, он делает это вместе с тем и для других, даже в том случае, когда ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившееся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе присматривается к другому, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам; все это входит в самооценку личности и определяет её психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа, с которой она считается, в которой черпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы - её интересы.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа “Я”, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой). Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождаетконфликты двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязание, чтобы пере жить максимальный успех, а с другой–снизить притязание, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обыяно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехи - соответственно снижается.

Экспериментально показано, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур мягкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

    В данной работе была поставлена следующая цель:

Выявить количественное выражение уровня самооценки с помощью слов, характеризующих отдельные качества личности.

    Предмет исследования: человек, как субъект познания.

Объект исследования; познание себя, как личности по методике С. А. Будасси. Задачи исследования:

Изучить методическую литературу по теме личность, самооценка, структура личной определенности.

    Провести тестирование испытуемых по методике С. А. Будасси.

Провести анализ полученных данных в ходе экспериментальной работы.

На основе поставленных в работе цели и задач была определена следующая гипотеза:

Будучи субъектом познания, человек выступает вместе с тем как объект для самого себя.

ТГ. У каждого человека создается представление о себе самом на основе двух типов сенсорных сигналов. Первый тип связан с тем, что он может воспринимать непосредственно, - свою речь, движение, мускульные сокращения, удовольствие или боль, которыми сопровождаются эти движения. Но многие проецируются на других людей. Это значит, что осязательные, тепловые, болевые и другие ощущения могут быть организованы в состоянии определить себя как отличное от других существо. Второй род - последовательные реакции людей– играет важную роль в создании такого единства. Я –концепция, как и большинство других значений, формируются, уточняются и укрепляются день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. Потому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих способностях и физических данных, о том, каких поступков от него ожидают, возникают в процессе его участия в организованных группах. Именно это позволило Г. Кули описать человеческое чувство личной определенности как “зеркальное Я”(looking glass self). Концепция самого себя–это, по существу, отражение свойств человека такими как они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Он конструирует персонификацию на основании реакций, приписываемых другим людям. Если с человеком постоянно обращаются так, как будто он представляет собой нечто особенное, он начинает чувствовать себя необычным и отличающимся от других. Что бы не делали люди, все они реагируют на любой сигнал, который мог бы послужить им ориентиром. Итак, я-концепция развивается в социальном взаимодействии.

Жж. Мид утверждал, что каждый человек формирует Я-концепцию, оценивая свои субъективные переживания с коллективной точки зрения. Следовательно, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие, хотя совершенно не обязательно, чтобы они действительно так думали. Данное утверждение было подвергнуто проверке. Миямото и Дорнбуш разделили 195 людей на 10 групп и каждому испытуемому предложили:

    Оценить себя самого;
    Оценить каждого из других членов экспериментальной группы;
    Определить, как его будут оценивать другие члены группы;

Определить, как люди в целом оценивают его. Оценка производилась по четырем критериям: умственные способности, самоуверенность, физическая привлекательность, обаятельность. Выяснилось, что средняя оценка личности другими(b), так же как средняя оценка, приписываемая другим(c), были выше у тех, у кого высокая самооценка(a), чем действительная оценка другими(b). Другой результат заключается в том, что обобщенная оценка(d)приблизительно равнялась самооценке(а)и была к ней ближе, чем оценка приписываемая экспериментальной группе(с). Эти данные, безусловно, подтвердили теорию Мида. То, как человек оценивает самого себя, соответствует тому, как по его мнению, о нем думают люди вообще, а также люди во временной группе, участником которой он является. То, что в действительности люди думают о нем, оказывается несколько отличным. Мид утверждал далее, что люди могут формировать определенные представления о себе, прежде всего благодаря символической коммуникации. Все ощущения переплетаются друг с другом, и человек может биополяризовать своё поле восприятия тогда, когда он способен расчленить свои переживания на отдельные единицы. Манипулирование такими единицами в воображении значительно облегчает подстановкой лингвистических символов. Это значит, что персонификация значительно ограничивается символами, которые позволяют человеку описывать и упорядочивать свой опыт. Ряд трудностей в описании Я-концепций возникает из-за того, что многие нюансы человеческих переживаний не могут быть описаны и определены адекватным образом.

1. Каждый человек включен в сеть социальных взаимоотношений. Взаимоотношение между Я-концепций и социальным статусом обнаруживается в чувствительности некоторых людей к символам статуса. Так, молодой врач старается, чтобы статоскоп торчал из его кармана, подчеркивая тем самым свое отличие от лаборанта или техника. В нашем обществе статус определяется в основном тем, каков род занятий главы семейства. Всякий раз, когда меняется статус человека, реакции на него других людей, шаблоны его собственного поведения, его Я-концепция–всё подвергается изменению. Блестящий иллюстрацией может служить рассказ Лауры Гобсон “Джентльменское соглашение”. Писатель не еврей сообщает своим коллегам, что он еврей, и поражается, как меняется к нему отношение. Хотя он всю жизнь имел друзей евреев, он впервые начинает понимать, что значит, на самом деле быть евреем. Когда человек получает новую работу, которая рангом выше прежней, он может быть вначале ошеломлен тем, как изменилось к нему отношение окружающих; вскоре, он начинает к этому привыкать, и наконец у него выкристаллизовываются новые методы обращения с самим собой. Различие между тем, кто приобрел определенный статус, и теми, кто этого не достиг, обнаружилось в исследовании Блау. Каждому из 468 лиц старше шестидесяти лет было предложено охарактеризовать самого себя. Шестьдесят процентов ответили, что они “люди среднего возраста”. 38%заявили, что они “пожилые” или “старики”. Анализ показал, что более молодые определили себя те, кто поддерживал устойчивый контакт с людьми своего возраста. Когда же человек принимает статус “отставника”, он изменяет свое поведение и персонифицирует себя как вступивший в заключительную фазу жизни. Оценки самого себя с точки зрения тех, с кем встречается человек дома, в школе, по соседству и на работе, постепенно интегрируются в единое целое. С каждым годом растет число исследований человеческого поведения, признающих важность личной определенности. Все то, что делает или не делает человек, в очень большой степени обусловлено его концепцией самого себя. Каждый оказывается, привязан к тому или иному шаблону коллективной жизни в зависимости от того, как он сам себя определяет(тест самооценки по С. А. Будасси). Каждый человек получает определенный статус в группе. Он знает свое место и узнается другими, и его взаимоотношения с каждым их этих других благодаря этому определены. Свои импульсы люди обычно сдерживают во имя того, чтобы жить в соответствии со стандартами поведение, которые они сами для себя установили, постоянно реагирует на то чем, как они полагают, они являются. Многие отличительные черты человеческого поведения обусловлены тем, что люди действуют в символическом окружении и стараются сбыть такими, какими, по их представлению, они должны быть. Люди с готовностью отдают свои жизни во имя множества достойных дел; они оказываются от многих радостей ради того, чтобы создать, гигантские политические или экономические империи; они создают социальные барьеры, чтобы защитить свое потомство от браков с людьми иной расы; они вынашивают планы отмщения за обиду, давно нанесенную их предком; они воздвигают монументы в честь самих себя; они торопят детей “создать себе имя”; влюбленных идут на самоубийство, когда им не разрешают вступить в брак; художники счастливы, работая для потомков; и совершенно безразличны к тому, что современники считают их сумасшедшими. Хотя люди принимают все эти действия как само собой разумеющуюся часть человеческой жизни, не одно другое животное не знает такого поведения. Невероятно, чтобы какое-либо существо, не обладающее Я-концепцией, делало подобные вещи. Человеческое поведение складывается из ряда приспособлений к жизненным условиям, но каждый человек должен прийти к соглашению с самим собой так же, как и с другими особенностями своего мира. Понять, что делают люди, мы сможем только тогда, когда узнаем, что значит для себя самого каждый человек.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.