реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Наше восприятие мира

реферат

(музыкальная) система кодов, вторая – фонематическая система кодов

(звуковых кодов языка). Оба этих фактора и организуют воспринимаемые

человеком звуки в сложные системы слухового восприятия. Известно, что

система ритмико-мелодических кодов, определяющая музыкальный слух, состоит

из двух основных компонентов. Одним из них являются звуковысотные

отношения, позволяющие складывать звуки в аккорды и формировать ряды,

входящие в состав мелодий. Вторым являются ритмические отношения правильных

чередований длительностей и интервалов отдельных звуков. Эти отношения

могут создать сложные ритмические узоры даже из звуков одной частоты (дробь

барабана). На ранних этапах развития музыкального слуха процесс кодирования

звуковых систем носит развернутый характер. По мере упражнения этот процесс

сокращается, у человека вырабатываются более крупные единицы музыкального

слуха, и он становится способным выделить и удерживать целые обширные

системы музыкальных мелодий. Вторая система – система звукового языка.

Человеческий язык располагает целой системой звуковых кодов, на основе

которых строится его значащие элементы – слова. Овладение фонематической

системой (различной в разных языках) и является условием, организующим слух

человека и обеспечивающим восприятие звуковой речи. Без овладения этой

фонематической системой слух остается неорганизованным, и поэтому человек,

не овладевший фонематической системой чужого языка, не только «не понимает»

его, но и не выделяет существенных для него фонематических признаков, иначе

говоря, «не слышит» составляющих его звуков. Кодирование звуков в

соответствующие системы музыкального или речевого слуха не является

пассивным процессом. Сложное слуховое восприятие представляет собой

активный процесс, включающий в свой состав моторные компоненты. Отличие

слухового восприятия от осязательного и зрительного заключается в том, что

если в осязательном и зрительном восприятии двигательные компоненты

включены в ту же систему анализаторов, в слуховом восприятии они отделены

от слуховой системы и выделены в особую систему пропевания голосом для

музыкального слуха и проговаривания для речевого слуха. Примером может

служить то, что при изучении иностранного языка именно активное

проговаривание позволяет выделять нужные фонематические признаки,

овладевать фонематической системой языка и тем самым существенно уточнять

речевой фонематический слух.

5. Восприятие времени

Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и

осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются

процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат

элементарные ритмические явления, которые известны под названием

«биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в

нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и

торможения, возникающая при длительной нервной деятельности и

воспринимаемая как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука

при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления как

биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов – ритмика

смены она и бодрствования, появление голода и тому подобное. Все

перечисленные условия лежат в основе наиболее простых, непосредственных

оценок времени. От них следует отличать сложные формы восприятия времени,

которые опираются на вырабатываемые человеком «эталоны» оценки времени. К

таким эталонам относятся такие меры времени, как секунды, минуты, а также

ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Точность такого

опосредствованного восприятия времени может заметно повышаться. Как

показали наблюдения над музыкантами (Б.М. Теплов), парашютистами и

летчиками, она может заметно обостряться в процессе упражнения, при котором

человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. От оценки

коротких интервалов следует отличать оценку длинных интервалов (время дня,

время года и т.п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках

времени. Эта форма, оценки времени является особенно сложной по своему

строению. Интересно отметить, что различные факторы могут несколько

изменять оценку протекающего времени. Некоторые биологические изменения,

например повышение температуры тела, могут вызвать переоценку времени, а

понижение температуры – наоборот, недооценку. То же происходит под влиянием

мотивации или интереса, проявляемого к некоторым тестам, а также под

воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства, вызывающие

замедление физиологических процессов, способствуют недооценке отрезков

времени, а возбуждающие лекарства и галлюциногены, ускоряющие психические

процессы и переработку сигналов мозга, напротив, влекут за собой

преувеличение оценок времени.

6. Восприятие пространства

В основе восприятия пространства лежит функция специального аппарата –

полукружных каналов (или вестибулярного аппарата), расположенного во

внутреннем ухе. Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение трех основных

плоскостей пространства, является его специфическим рецептором. Он тесно

связан с аппаратом глазодвигательных мышц, и каждое изменение в

вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз.

Такая тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным

аппаратом, вызывающая оптико-вестибулярные рефлексы, входит в систему,

обеспечивающую восприятие пространства. Вторым аппаратом, обеспечивающим

восприятие пространства, и прежде всего глубины, является аппарат

бинокулярного зрительного восприятия (бинокулярное зрение: в одном глазу

получается двумерное изображение предмета, немного отличное от изображения

в другом глазу, позволяет мозгу объединить эти два изображения в один

трехмерный образ). Глубина (отдаленность) предмета особенно успешно

воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами. Чтобы воспринять

предметы, нужно чтобы изображение от рассматриваемого предмета падало на

соответствующее точки сетчатки, а для обеспечения этого необходимо

конвергенция обоих глаз (сведение зрительных осей глаза на каком-либо

объекте или в одну точку зрительного пространства). Если при конвергенции

глаз возникает диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности

предмета или стереоскопический эффект; при большей, диспаратности точек

сетчатки обоих глаз возникает двоение предмета. Третьим важным компонентом

восприятия пространства являются законы структурного восприятия: восприятие

целых геометрических форм или структур; целостный характер восприятия

цвета; законы восприятия формы (описанные гештальтпсихологами). К ним

присоединяется и последнее условие-влияние хорошо закрепленного прежнего

опыта. Восприятие пространства не ограничивается восприятием глубины. Его

существенную часть составляет восприятие расположения предметов по

отношению друг к другу. Воспринимаемое нами пространство никогда не носит

симметричного характера; оно всегда в большей или меньшей степени

асимметрично. Одни предметы расположены от нас вверху, другие внизу; одни

дальше, другие ближе; одни справа, другие слева. Различные пространственные

расположения предметов в этом асимметричном пространстве имеют часто

решающее значение. Примером этого могут служить ситуации, когда нам нужно

ориентироваться в расположении комнат, сохранить план пути и так далее. В

условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные сигналы

(расстановка вещей в коридорах, различный вид зданий на улицах), такая

ориентировка в пространстве осуществляется легко. Когда эта дополнительная

зрительная опора устраняется, такая ориентировка резко затрудняется (на

совершенно одинаковых станциях метро, где имеются два ничем по виду не

отличающихся противоположных выхода). Ориентировка в таком асимметричном

пространстве настолько сложна, что одних описанных выше механизмов

недостаточно. Для ее обеспечения нужны добавочные механизмы, прежде всего,

выделение «ведущей» правой руки, опираясь на которую человек и осуществляет

сложный анализ внешнего пространства и системы абстрактных пространственных

обозначений (правое – левое). На определенном этапе онтогенеза, когда

ведущая правая рука еще не выделена, и система пространственных понятий еще

не усвоена, симметричные стороны пространства долгое время продолжают

путаться. Такие явления, характерные для ранних стадий каждого нормального

развития проявляются в так называемом «зеркальном письме», которое

выступает у многих детей 3 – 4 лет и затягивается, если ведущая рука почему-

то не выделяется. Тот сложный комплекс приборов, которые лежат в основе

восприятия пространства, требует столь же сложной организации аппаратов,

осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким

центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга или

«зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-

киноэстетического и вестибулярного анализаторов.

7. Восприятие движения

Любая деятельность содержит в себе движение в пространстве, а, любое

движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и то, как они

воспринимаются, зависит и от наших сенсорных способностей, и от точек

отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке. Движение предмета мы

воспринимаем в основном благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то

фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если

фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета:

человеческий глаз фактически не может наблюдать за передвижением светового

луча при скорости меньше 1/3о в секунду (что соответствует перемещению на

ширину большого пальца при вытянутой руке за 6 секунд). Поэтому невозможно

непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на ручных или

стенных часах: она передвигается за секунду всего лишь на 1/10о.

Восприятие и оценка движения основаны на последовательном

использовании информации, исходящей из нескольких различных источников.

Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его

направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения

констатируется нейронами – детекторами движения. Эти нейроны обладают

генетически заданной способностью генерировать импульсы при возникновении

движения какого-либо объекта в поле зрения. Направленность движения может

оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности

сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения-расслабления

определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении

прослеживающих движений за объектом. То обстоятельство, что восприятие

движения и его направления физиологически связано с перемещением

изображения на сетчатки, доказывается существованием иллюзии движения,

обычно возникающей в том случае, когда в поле зрения один за другим с

небольшими интервалами времени зажигаются два светящихся точечных объекта,

находящихся друг от друга на сравнительно небольшом расстоянии. Если

интервал времени между зажиганием первого и второго объектов становится

меньше 0,1 секунды, то возникает иллюзия перемещения светового источника из

одного положения в другое, с первого места на второе, причем зрительно-

иллюзорно субъектом даже прослеживается траектория соответствующего

движения. Чаще всего, движение предмета мы воспринимаем благодаря тому, что

он перемещается на каком-то фоне. Поэтому мы можем при восприятии движения

дополнительно использовать еще и показатели, связанные с самим фоном, –

элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый

предмет.

Заключение

Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним

практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек

не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он

не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает,

но и прислушивается. Восприятие – это форма познания действительности. Но

как объяснить тот факт, что все мы воспринимаем одно и то же? Можно было бы

думать, что с самого рождения культура берет на себя регулирование

деятельности мозга таким образом, что мозг научается производить те же

расчеты, которые характерны для всех членов данной группы. Различия в

восприятии мира, жизни, смерти и так далее у разных культур казалось бы,

подтверждает это. Прибрам придерживается мнения [№3, c.208], что этот

подход должен коренным образом изменить наше понимание реальности. Это не

означает, что старые модели будут отброшены. Они, скорее всего, войдут в

более широкое и богатое видение мира, которое позволит нам объяснить

Вселенную, часть которой составляем мы сами.

Таким образом, наше восприятие окружающего – результат истолкования

сигналов, улавливаемых антеннами, настроенными на внешний мир. Эти антенны

– наши рецепторы; глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к

сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям,

хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.

Литература

1. Веккер Л.М. Психические процессы. ВЗТ. – Т.1. – Л., 1974.

2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. –

М., 1973.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1996.

4. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. // Под

ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко. – М., 1970.

5. Джемс У. Психология. – М., 1986.

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986.

7. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. – М., 1985.

8. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М., 1975.

9. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – М., 1946.

10. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: – Вып. 6 – М., 1978

-----------------------

[pic]

а)

[pic]

б)

|( |( |( |( |( |( |

|+ |+ |+ |+ |+ |+ |

|( |( |( |( |( |( |

|+ |+ |+ |+ |+ |+ |

|( |( |( |( |( |( |

|+ |+ |+ |+ |+ |+ |

Рисунок 4.2. Перцептивная

организация, фактор сходства

[pic]

Рисунок 4.7.

Рисунок 3.1. Когда постоянство формы усвоено, дверь воспринимается

одинаковой, если даже ее проекция на сетчатку глаза меняется (№3, с.190).

Рисунок 4.1. Восприятие формы. Фигура и контур (по В. Метцгеру, №2 с.124)

У фигуры на рис. а) контур только намечен, но она воспринимается вполне

отчетливо. В то же время на рис. б) присутствуют те же самые элементы

контура и, тем не менее, увидеть фигуру на этом рисунке очень трудно.

Рисунок 4.3.

Рисунок 4.4 (а, б, в).

а)

б)

в)

Рисунок 4.5.

Рисунок 4.6.

[pic]

[pic]

[pic]

Рисунок 4.8.

Рисунок 4.9

Рисунок 4.10.

[pic]

Рисунок 4.11.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.