реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Методы преподавания психологии

реферат

- человеческого мозга.

. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно -

единое целое.

Высшим уровнем психического отображения, характерного только человеку

как общественно-историческому существу, является сознание. Сознание – это

отображение в психике человека идеальных образов действительности, своей

деятельности, самого себя. Сознание – не просто образ действительности, а

особенная форма психической деятельности, ориентированная на отображение

действительности.

. Параметр ... в отношении сознания аналогичен по смыслу параметру

чувственности в отношении методики исследования: в обоих случаях речь

идет о возможности дифференцировать различающиеся явления. (ясности)

. Возможность речевой коммуникации предполагает взаимообусловленность

процессов ... и ... (экстериоризации интериоризации)

. Осознание объекта становится возможным в результате соотнесения с ним

некоторого акта ... (активности субъекта)

Эмоции.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с

оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся

прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или

неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных

регуляторов деятельности. Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон

ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания

гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например,

вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты ,

представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с

активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от

аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным

ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может

происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом

аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность

человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике

был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как

некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности,

эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно

жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

Существует три теории эмоций:

Теория Джеймса – Ланге. эмоции есть восприятие ощущений, вызванных

изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение,

служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в

деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц. Вследствие

этого во всем теле при эмоции испытываются разные ощущения, из которых и

слагается переживание эмоций.

Теория Линдсея – Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния

определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного

мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в

соответствующих структурах центральной нервной системы.

Теория Шехтер. С. Шехтер и его соавторы предположили, что эмоции

возникают на основе физиологического возбуждения.

Эмоциональные состояния:

Стресс — понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения

состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности

в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может

оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное

(до ее полной дезорганизации).

Аффекты (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) — сильные

эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при

неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые

сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты

приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации

соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов

формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без

достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с

отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.

. В рамках смыслового подхода эмоции описываются через ...

ситуации. (прототипические)

. Лексика, используемая для наименования эмоций, предполагает

разграничение, по крайней мере, трех стадий эмоционального

процесса: причина возникновения эмоции, собственно эмоция и ...

или ..., вызванные эмоцией. (действие состояние)

. Эмоция – это психическое переживание отношения ... субъекта к

процессу их удовлетворения и выражающиеся в специфическом для

каждой эмоции ... проявлении. (потребностей, психосоматическом)

. С точки зрения Джемса, причиной эмоций являются ...

а) мышечные реакции,

б) висцеральные реакции,

в) вазомоторные реакции,

г) гормональные реакции,

д) процессы удовлетворения потребностей субъекта. (а б в)

. С точки зрения П. В. Симонова, модальность эмоции определяется

...

а) характером переживаемой потребности,

б) соотношением необходимой и наличной информации о возможности

удовлетворения потребности. ( Б )

Ощущение

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении

отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также

внутренних состояний организма при непосредственном воздействии

раздражителей на соответствующие рецепторы.

Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного

раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из

свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые

воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения

рецепторов принято делить ощущения на три группы:

экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и

имеющие рецепторы на поверхности тела;

интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и

тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;

проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках и дающие

информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции,

представляющий собой чувствительность к движению, называется также

кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестетическими.

Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные

рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном

контакте с воздействующими на них объектами. К ним относятся: осязательный

и вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения,

исходящие от удаленного объекта. К ним относятся зрительный, слуховой и

обонятельный. Мною названы всего пять рецепторов, соответствующих видам

ощущений, но в действительности их гораздо больше.

Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от

других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Слуховые

ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по

насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений

отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и

определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием

рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также

определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом

временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии

раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя

некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения.

Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных

ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых – 370

миллисекунд. Вкусовое ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после

нанесения химического раздражителя на поверхность языка.

. Рецепторы человеческого тела подразделяются по одному из оснований на

...

а) экстерорецепторы,

б) барорецепторы,

в) хеморецепторы,

г) интерорецепторы,

д) проприорецепторы. (А Г Д)

. В составе осязания производится разграничение эпикритической и

протопатической чувствительности. В качестве первой выступает

тактильная чувствительности, а в качестве второй – ... (болевая)

. Минимальное значение интенсивности воздействующего раздражителя,

вызывающего ощущение, называется ... (абсолютным нижним порогом)

. Минимальное значение изменения интенсивности сигнала, вызывающего

ощущение, называется ... (абсолютным дифференциальным порогом)

Восприятие.

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при

непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как

ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через

который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие –

совокупность ощущений.

Свойства восприятия

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером

отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через

конкретные их свойства.

Избирательность — способность человека воспринимать лишь те предметы,

которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов,

установок и потребностей личности.

Предметность восприятия — способность человека отражать окружающую

действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к

определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и

контур их восприятия.

Апперценция — это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в

восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в

зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния

каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности.

Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые чело веком предметы

имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или

полезными, желанными или нежеланными и т.д. Благодаря осмысливанию сущности

и назначения предметов становится возможным их целенаправленное

использование.

Константность восприятия — это постоянство в восприятии, которое

обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что

предмет восприятия воспринимается в кругу других известных чело веку

предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и

цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе

индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение.

Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте,

движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами,

переставали бы узнавать то, что было известно раньше.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов

выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и

характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не

воспринимаются.

. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в

перцептивном пространстве субъекта при его ... ... с этим объектом.

(непосредственном взаимодействии)

. Согласно Канту, пространство – это ...

а) вместилище тел,

б) априорная форма чувственного созерцания,

в) порядок взаимного расположения тел. (Б)

. Основными свойствами перцептивного являются 1 ... 2 ... 3 ...

(предметность целостность константность)

. Феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее

фона называется ...

а) константностью восприятия,

б) иллюзией восприятия. (А)

Мышление

. Мышление – процесс отражения связей и отношений,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.