реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Лидерство и руководство

реферат

Лидерство и руководство

Министерство образование РФ

Тольяттинский филиал самарского государственного педагогического

университета

Факультет психологии

Реферат:

«Руководство и лидерство, как социально-психологическое явление»

Студент: Топорова О.В.

Группа: ПСХД 101 (2,5 г)

Преподаватель: Криволапова Н.В.

Тольятти 2000

Содержание

I Введение

II Лидерство и руководство, как социально-психологическое явление

1. Что такое лидер и лидерство

2. Качества, присущие лидеру

3. Окружение лидера

4. Функции лидера

5. Лидерство и современность

6. Лидер или руководитель

7. Стили управления руководителя

8. Типы руководителей

9. Критерии эффективности руководства

III Литература

I Введение

При характеристике динамических процессов в малых группах,

естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на

себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по

управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из

кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто

относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически

описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как

«проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической

традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных

условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема

руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего

терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель».

II Руководство и лидерство, как социально-психологическое явление.

1. Что такое лидер и лидерство.

Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают

право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их

интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого

официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих

организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а

лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих

последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто

идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что

знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем

соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие

психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум,

компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение

понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако

анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не

обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может

иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория

лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при

возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства,

способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация

для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в

качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в

зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный

лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой

лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер,

демократический лидер).

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто

способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций,

проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные

черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.

Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной

группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в

одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе

(группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых

объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении,

в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, общественные

деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера

социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность

выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно

оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной

реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно

точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная

отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро

находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на

каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой

гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности

дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому

обязано мое превосходство над другими”.

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-

психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь

масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг и

полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его

действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность

действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой

при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие

это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с

лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств

последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива.

Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной

стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность

выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи

не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются

структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых,

инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее

внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать

межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам

группы.

Лидерство — это процесс социальной организации и управления общением

и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который

наделен определенной властью.

Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации

власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или

большинства его социальных слоев. Такое общество возникло

сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не

везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены

гражданского общества - мыслящие участники политической жизни,

поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера.

Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия

правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или

властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать

лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание

лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

Итак, лидерство - одно из проявлений власти,

отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать

руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и

другим видам деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и

т. д.

Обязательное условие лидерства - обладание властью в

конкретных формальных или неформальных организациях самых разных

уровней и масштаба - от государства и даже группы

государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или

народных и общественных групп и движений. Формализованная власть

лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную

и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах

людей, которые за ним следуют.

2. Качества присущие лидеру.

Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели

сами по себе не превращают политического деятеля в лидера.

Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это

проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать

группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или

учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую

общество программу - таковы современные требования к политику.

Политика, ее задачи, цели различаются на разных

уровнях политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры.

В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее

участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное

личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют

организующую роль его личные качества умение владеть ситуацией,

принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный

политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не

выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в

зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и

авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его

поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

Иным оказывается лидерство на уровне большой политики,

управления страной, политических движений. От лидера такого масштаба

требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь

имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение

формулировать общие политические требования, обнаруживать высокие

критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо

более широким кругом людей и убеждать их.

Лидер в этой ситуации удален от тех, кого он ведет за собой.

Его личные качества обнаруживаются для них слабее либо совсем утрачивают

значение, но его лидерство получает моральную оценку. Он должен

считаться с ней. Его успех или неудачи воспринимаются весьма

эмоционально. Поэтому большое значение имеет способность лидера

улавливать настроения, знать подлинные нужды людей и выражать их

интересы. Тогда он становится символом движения, партии, общества.

Таким образом, на всех уровнях политики лидерство реально

при определенных условиях. Лидер не только должен хотеть вести людей за

собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые

должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно

из условий лидерства - получение максимальной информации в

минимальное время. Современные технические средства связи и

информации отвечают этому требованию.

3. Окружение лидера.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.