реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Лекция по психологии

реферат

передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и

других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом информацией люди выделяют

в сообщаемом главное, так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от

всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном.

Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме.

4. Возникновение и развитие сознания

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания

является совместное, продуктивное, опосредованное речью орудийная

деятельность людей. Она требует общения и взаимодействия людей друг с

другом. Она предполагает создание продукта, который всеми участниками

деятельности осознается как цель их сотрудничества. Эта цель должна быть

определена и выражена в слове. Прежде чем стать достоянием индивидуального

сознания, слово и его содержание должны получить общее значения для

пользующихся ими людей. Это впервые происходит в совместной деятельности,

получив всеобщее значение слово проникает в индивидуальное сознание, в

начале своего развития сознание человека направлено на познание внешнего

мира. Человек осознает, что находится в него его, с помощью данных ему

природой органов чувств. Он видит, воспринимает, отражает этот мир как

отделенный от него и существенно независимый от него. Такая

последовательность развития стадий сознания называется рефлексивной.

5. Сознание и бессознательность

На ряду с сознанием у человека существует и бессознательное.

Бессознательность – это форма психического отношения, в которой образ

действительности и отношения к ней человека не выступают как предмет

специальной рефлексии. Понятие сознательности в науку ввел Фрейд. Он

относил к бессознательности в личности те качества, интересы, потребности,

в которых человек не осознает себя, но которые ему присущи и проявляются в

разнообразных не произвольных реакциях, действиях и психических явлениях. К

одному из таких явлений Фрейд относил ошибочные действия – оговорки,

описки, ошибки при написании и слушании слов, не произвольное забывание

имен, обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или косвенно

связанно для человека с неприятными переживаниями. Третья группа явлений

проявления бессознательности – представления связанные с восприятием,

памятью и воображением.

Познавательная сфера личности

1. Ощущения

2. Восприятие

3. Память

Мышление и речь, воображение. Внимание – в лекции не упоминается.

1. Ощущения

Ощущения – это простейшая форма психического отражения, свойственная и

животному, и человеку и обеспечивающая познание отдельных свойств предметов

и явлений. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире, они

являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира

доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.

Методы измерения Ощущений: прямой и косвенный. В психологии конца 19 –

начала 20 вв. сложилось представление, согласно которому органный чувств

(рецепторы) пассивно отвечают на воздействующие раздражители и

соответственно ощущения, с этой точки зрения ощущения являются пассивным

процессом. Рефлекторная теория считает, что ощущение это активный процесс –

основное положение этой теории заключается в следующем – в состав каждого

ощущения входит движение. Сложные ощущения не возможны без активного

движения, примером сложного ощущения может быть ощупывание предмета с

закрытыми глазами.

Общие свойства ощущений: 1) Качество – каждый вид ощущений имеет свои

специфические особенности, отличающие его от других видов. 2) Интенсивность

– определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния

рецептора. 3) Длительность – определяет функциональное состояние органов

чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. 4)

Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ

осуществляется дистантными рецепторами, он дает нам сведения о локализации

раздражителя в пространстве. 5) Порог ощущений. Минимальная величина

раздражителя вызывающая едва заметные ощущения – нижний порог. Максимальная

величина раздражителя еще вызывающая ощущения – верхний порог. (Для слуха

min порог – тиканье часов с расстояния 6 метров. Для осязания – ощущение

движения крыла мухи при падении с высоты 1 см).

2. Восприятие

Восприятие – это форма целостного психологического отражения предметов и

явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сумма

ощущений не является восприятием - В(О+О+О. Все восприятия можно разделить

на отдельные виды в зависимости от того, какие анализаторы играют ведущую

роль: зрительные, слуховые, двигательные и т.д. Основные характеристики

восприятия: 1) Предметность – отнесение сведений, получаемых из внешнего

мира, к этому миру. 2) Целостность – целостность предмета. 3) Структурность

восприятия – восприятие не есть сума ощущений. Мы воспринимаем

абстрагированную от ощущений абстрактную структуру, которая формируется в

течении некоторого времени. 4) Контактность – относительное постоянство

воспринимаемых предметов при изменении условий их восприятия. 5)

Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, с

пониманием сущности предмета. Оно не сводится к одной лишь чувственной

основе. Мы воспринимаем предметы, имеющие определенное значение. 6)

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с

другими. Она обусловлена направленностью и опытом личности. Зависимость

восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его

личности называется апперцепцией. Восприятие пространства. Здесь различают

восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Форма –

один из наиболее информативных признаков внешнего мира. Восприятие формы

требует выделения предметов из фона внешнего мира. Основную роль при

восприятии объемности предмета играет бинокулярное зрение. Восприятие

времени. Это отражение длительности и последовательности явлений

объективной действительности. Во многом зависит от содержания деятельности

и установки личности. Восприятие движения. Это отражение направленности и

скорости пространственного существования предмета. Восприятие предметов

может быть ошибочно. Иллюзия – закономерно неправильное восприятие

предмета, который в данный момент действует на наши органы чувств.

Галлюцинации – кажущиеся (ложные) восприятия.

3. Память

Это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,

сохранении и воспроизведении прошлого опыта. Благодаря памяти человек имеет

представление о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего

содержание его сознания включает в себя приобретенный в прошлом опыт и

знания. Ассоционисты считают, что запоминание есть соединение или

связывание впечатлений прошлого или настоящего. Теория деятельного

опосредования. Запоминание зависит от того, какую роль играет данный

материал в деятельности человека, каково его место в системе потребностей.

Классификация видов памяти: 1) по характеру психической активности –

двигательная (запоминание различных движений), эмоциональная (память на

чувства), наглядно-образная (память на вкусы, запахи, зрительные картины и

т.д.), словесно-логическая; 2) в зависимости от длительности закрепления и

сохранения материалов – кратковременная, долговременная, оперативная

(мнемические процессы обслуживающие конкретную актуальную деятельность); 3)

в зависимости от приемов заучивания – механическая, логическая; 4) в

соответствии с целями деятельности – произвольная, непроизвольная,

постпроизвольная.

Психология личности

Личность, ее структура и направленность

1. История развития представлений о личности

2. Структура личности

3. Развитие личности

4. Индивидные свойства личности

1. История развития представлений о личности

По Неману 3 этапа развития истории представления и личности. 1эт. –

философско-литературный этап (начало 3 – 4 в.). Этот этап связан с поиском

конкретного ответа ан вопрос о нравственной духовной сущности человека.

2эт. – клинический (начало 19 в.) – в центре внимания те особенности

личности, которые присущи больным людям. Большинство работ этого периода

включает в себя описание их поведения. Итогом этого периода явилось то, что

были выработаны классификации личности связанные с определенной болезнью.

3эт. – экспериментальный (начало 20 в.) – в это время можно наблюдать

кризисное состояние психологии, связанное с невозможностью объяснения

целостных сложных поведенческих актов только исходя из изучения отдельных

психических функций.

2. Структура личности

Личность – это функциональный психологический орган, позволяющий

индивиду интегрировать свою жизнедеятельность в системе множественных,

социально-детерминированных связей с миром. Культура личности. 1)

Конституционально-антротеметрическая. Объект исследования – врожденные

предрасположенности к реагированию (Шейден, Крегмер). 2) Факторная

стратегия – факторный анализ, где обработке подвергается вербальная или

словесная реакция человека на определенное число вопросов (Дж. Гильфорд).

3) Блочная стратегия – на основаниях наблюдения за жизнью людей (Платонов

К.Н.): а) индивидуальные свойства человека – половое различие, темперамент;

б) психические процессы; в) блок прошлого опыта – знания, умения, навыки;

г) направленность личности. 4) Мотивационно-динамичесая стратегия – в

основе этой стратегии лежат представления о динамике мотиваций.

Характеризуется это положение общим представлением о том, что в любом

проявлении личности предполагается иерархично-организованная структура

потребностей и мотивов (пирамида Маслоу).

3. Развитие личности

Развитие личности по Э. Эриксону – это последовательная смена этапов, на

каждом их которых происходит качественное преобразование внутреннего мира,

отношений и поведения человека. Эриксон выделил 8 этапов развития личности:

|Возрастные|Нормальное развитие |Аномальное развитие |

|периоды | | |

|раннее |ребенок обретает |ребенок не доверяет |

|младенчест|доверие к людям, при|людям, эмоциональная|

|во (0-1 |взаимной любви и |изоляция, его |

|год) |привязанности, а |отвержение, |

| |также при |игнорирование |

| |удовлетворении всех | |

| |его жизненных | |

| |потребностей и | |

| |потребностей в | |

| |общении | |

|позднее |ребенок обретает |чувство своей |

|младенчест|автономность и |неприспособленности,|

|во (1-3) |уверенность в себе, |сомнение в своих |

| |установление баланса|возможностях, в этот|

| |между чувством |период у ребенка |

| |независимости, |слабо развита речь и|

| |самостоятельности и |присуще желание |

| |с другой стороны |скрыть свою |

| |ограничениями |ущербность |

| |взрослых | |

|раннее |формируется |пассивность, |

|детство |активность, |проявляющаяся в |

|(3-5) |инициативность, |вялости, |

| |живое воображение, |подавленности, |

| |активное изучение |чувство зависти, |

| |окружающего мира, |отсутствие признаков|

| |включение в |полоролевого |

| |полоролевое |поведения |

| |поведение | |

|среднее |чувство долга, |характерно чувство |

|детство |стремление к |собственной |

|(5-14) |достижениям, |неполноценности, |

| |происходит активное |слабые трудовые |

| |усвоение |навыки, избегание |

| |инструментальных и |сложных заданий и |

| |предметных действий |ситуаций |

| | |соревнований, а |

| | |также присуще |

| | |конформность – |

| | |«рабское поведение» |

|половая |формируется |путаница ролей, |

|зрелость, |жизненное |мысли не только о |

|подростнич|самоопределение, |будущем, но и о |

|ество, |выстраиваются планы |прошлом, |

|юность |на будущее, идет |самокопание, |

|(11-20) |активный писк себя и|смещение форм |

| |экспериментирование |полоролевого |

| |в разных ролях, в |поведения, путаница |

| |том числе и в сексе,|в моральных и |

| |четкая половая |мировоззренческих |

| |поляризация в формах|установках, потеря |

| |поведения |трудовой активности |

|ранняя |близость к людям, |одиночество и |

|взрослость|стремление к |изоляция от людей, |

|(20-45) |контактам с людьми, |проявляется в |

| |рождение и |избегании близких и |

| |воспитание детей, |интимных отношений с|

| |любовь и работа, |людьми, |

| |удовлетворенность |неразборчивость в |

| | |отношениях и |

| | |непредсказуемость в |

| | |поведении |

|средняя |продуктивная работа |застой, эгоцентризм,|

|взрослость|над собой, зрелая, |непродуктивность в |

|(45-60) |полноценная и |работе, ранняя |

| |разнообразная жизнь,|инвалидность, |

| |удовлетворенность |исключительная |

| |семейными |забота о себе, все |

| |отношениями, |прощение себя |

| |родительская | |

| |гордость | |

|поздняя |спокойная оценка |отчаяние, ощущение, |

|взрослость|прошлого, принятие |что жизнь прожита |

|>60 лет |прожитой жизни |зря, бессмысленность|

| |такой, какая она |своего |

| |есть, ощущение |существования, |

| |полноты и полезности|желание прожить |

| |прожитой жизни, |жизнь заново, |

| |примирение с |получить от нее |

| |неизбежным, т.е. |больше чем было, |

| |отсутствие страха |боязнь |

| |смерти |приближающейся |

| | |смерти |

4. Индивидные свойства личности

Способности, темперамент и характер. Способности: врожденные и

приобретенные. Способности - индивидуальные и психологические особенности

человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной

деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки.

Талант, одаренность – высшее проявление способностей и связаны с

особенностью мотиваций человека. Одаренные дети отличаются тем, что у них

есть повышенная тяга к занятию делом, которое им очень нравиться, и

впоследствии вся жизнь концентрируется вокруг этой деятельности.

Сенситивный период проявляется повышенной чувствительностью к тем или иным

средовым воздействиям, а также к освоению того ли иного рода деятельности

(2-3 года – развитие речи; 5-7 лет – чтение, писание). Темперамент –

динамические характеристики психической деятельности, проявляющиеся в трех

областях: 1 область – общая активность человека; 2 область – в особенности

материи; 3 область – способность к эмоциональности. Темперамент является

природной или динамической основой характера. Характер – это совокупность

устойчивых свойств, в которых выражаются типичные способы его поведения и

эмоционального реагирования.

Социально-психологические основы взаимодействие людей

Общение и основы взаимоотношений

1. Определение общения

2. Структура и функции общения

3. Интимные межличностные отношения

1. Определение общения

Общение – это сложный ,многоплановый процесс установления и развития

контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной

деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой

стратегии и взаимодействия, а также включает восприятие и понимание другого

человека. 3 группы факторов доказывающие решающую роль общения в развитии

человека: 1 фактор – изучение детей маугли; 2 фактор – изучение явления

госпитализма; 3 фактор – влияние общения на общее психическое развитие

ребенка: а) общение может ускорять психическое развитие ребенка; б) общение

позволяет преодолевать детям неблагоприятные ситуации; в) общение может

исправлять дефекты неправильного воспитания.

2. Структура и функции общения

Структура и функции общения по Г.М. Андрееву он выделяет 3 стороны

общения: 1) Коммуникативная сторона общения – общение – это обмен

информацией между общающимися людьми. 2) Интерактивная – включает

организацию взаимодействия общающихся людей. 3) Перцептивная – процесс

восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе

взаимодействия. Функции общения: 1) общепсихологическая классификация: а)

информационно-коммуникативная (прием и передача информации); б)

регуляционно-коммуникативная (регулирование деятельности людей); в)

аффективно-коммуникативная (передача эмоциональных переживаний). 2)

социально-психологическая: а) функции организации совместной деятельности;

б) функция познания людьми друг друга с целью взаимопонимания; в) функция

формирования и развития межличностных отношений.

3. Интимные межличностные отношения

Дружба – положительные, интимные взаимоотношения, которые основаны на

взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей

друг другу и их постоянной готовности в любой момент придти друг другу на

помощь. Дружеские отношения носят деловой характер или утилитарный. Другая

цель – эмоциональная цель основанная на удовлетворении от дружбы. Цель

может быть рациональной и может быть нравственной.

Любовь. Графически изобразить любовь и дружбу не возможно. Любовь – это

такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного

человека над другим или беспрекословного подчинения одного человека

другому. Виды любви по Э. Фромму: 1) братская любовь, т.е. любовь между

равными людьми (равными по семейному положению); 2) материнская любовь –

любовь сильного к слабому, защищенного к незащищенному - такая любовь

наиболее открыта и крепка; 3) эротическая – любовь психофизиологического

плана, в отличие от двух других видов требует предпочтительности и особого

выделения любимого существа среди других и исключительного отношения к

нему; 4) любовь человека к самому себе – эгоизм от любви к себе отличается

тем, что в нем существует исключительная любовь к себе, в ущерб такому же

по отношению к окружающим; 5)любовь к Богу (религиозная любовь) – такая

любовь является универсальной и выбирает в себя виды любви. Бог в этом

случае выступает как воплощение признаков добра, справедливости, истинности

и любви.

Вражда – это отношения взаимной неприязни и ненависти любви. Причины

вражды: 1) антиподы; 2) на основе не сложившихся дружеских или любовных

отношений. Неприязнь возникает на основе существования различных интересов,

потребностей людей, индивидуальных и интеллектуальных различий среди людей.

Одиночество – депрессия, привычный способ реакции на одиночество, он

проявляется в агрессии.

-----------------------

Виды ощущений

По контакту с раздражителем

По расположению рецептора

Дистантные ощущения

Контактные ощущения

слуховые

зрительные

обонятельные

кинестетические

кожные

вкусовые

органические

Интерацективные - органические

Проприоцептивные (сигнализируют о положение частей тела)

экстрацептивные

зрительные

слуховые

кожные

обонятельные

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.