реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Контрольная работа по психологии по теме: Моральные суждения школьников

реферат

Контрольная работа по психологии по теме: Моральные суждения школьников

Башкирский государственный педагогический институт

Контрольная работа по психологии

по теме: Моральные суждения школьников.

Выполнила: студентка гр. 203 ОЗО

Тимербаева Г.Ф.

Проверила

:

Уфа 99

План

1. Теоретическая часть

Усвоение правил и норм общения младшими школьниками.

Личность подростка.

Проблема нравственного выбора в ранней юности.

Моральные суждения школьников в исследованиях российских психологов.

2. Экспериментальная часть.

3. Заключение.

Теоретическая часть.

Мораль, как одна из форм общественного сознания, имеет свои

специфические функции и представляет собой систему выработанных норм и

правил поведения, отражающих отношение человека к обществу, другим людям и

к самому себе. Дети, развивающиеся в многообразных отношениях с окружающими

людьми, усваивают различные моральные нормы, которые определяют их

представления о том, что такое долг, честь, добро, зло, гуманность,

справедливость. Становление нравственных взглядов , убеждений и идеалов

осуществляется в условиях выбора моральных норм, перед которым стоит каждый

школьник в своем поведении и деятельности. В его моральном суждении

выражается не только знание о нормах морали, но и отношение к ним.

Деление моральных суждений школьников на три возрастных этапа

является закономерным, но в известной мере условным. На каждом этапе,

проходя определенные стадии развития, накапливаются те нравственные

образования, которые выделяют личность, отделяя ее от других, придавая ей

индивидуальное своеобразие и неповторимость. Границы этих возрастных этапов

сдвигаются в зависимости от эффективности воспитания, но сами по себе такие

сдвиги не беспредельны, хотя в условиях акселерации возможно более

ускоренное нравственное развитие.

УСВОЕНИЕ ПРАВИЛ И НОРМ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его

взаимоотношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше

общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим

сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но

уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится

для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет

их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к

среднему и старшему школьному возрасту. Меняются темы и мотивы общения.

Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый

словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой

осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам.

Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании

ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или

старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся

обстоятельств.

Благодаря исследованиям, проведенным швейцарским психологом Жаном

Пиаже в 20-30-е годы, мы имеем представление о том, как дети разного

возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они

придерживаются. Им установлено, что в период жизни от пяти до двенадцати

лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного

реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании

Пиаже, - это твердое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и

зла, разделяющее все существующее на две категории – хорошее и плохое – и

не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках. Нравственный

релятивизм основан на убеждении, что каждый человек имеет право на

справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно

усмотреть оправданное и осуждаемое.

Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы

нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и не

имеют исключений. Ребенок – нравственный реалист – моральную дилемму обычно

решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного подчинения

взрослому. Более старшие по возрасту дети, поднявшиеся в своем развитии до

уровня нравственного релятивизма, полагают, что иногда можно пренебречь

мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали.

Младшие, например, считают, что говорить неправду никогда нельзя; старшие

полагают, что в некоторых случаях она допустима.

В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их

следствиях, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к

отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он

случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений. Дети-

релятивисты придают повышенное значение намерениям и по намерениям судят о

характере поступков. Однако при явно отрицательных следствиях совершаемых

поступков младшие дети способны в определенной степени принимать в расчет

намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

Л.Колберг расширил и углубил идеи Пиаже. Он установил, что на

доконвенциональном уровне развития морали дети действительно чаще дают

оценки поведению только по его следствиям, а не на основе анализа мотивов и

содержания поступков человека. Сначала, на первой стадии этого уровня

развития ребенок полагает, что человек должен подчиняться правилам для

того, чтобы избежать наказания за их нарушения. На второй стадии возникает

мысль о полезности нравственных действий, сопровождающихся поощрениями. В

это время нравственным считается любое поведение, за которое можно получить

поощрение, или такое, которое, удовлетворяя личные потребности данного

человека, не мешает удовлетворять свои другому человеку. На уровне

конвенциональной морали важное значение вначале придается тому, чтобы быть

«хорошим человеком». Затем на первый план выступает идея общественного

порядка или пользы для людей. На высшем уровне постконвенциональной морали

люди оценивают поведение, исходя из абстрактных представлений о

нравственности, а затем на основе осознания и принятия общечеловеческих

нравственных ценностей.

Необходимо упомянуть, что известно каждому учителю. Способность

размышлять о поступках, давать им оценку может и не совпадать с

нравственным (или безнравственным ) поведением школьника. Бойко отвечая на

вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо», он в то же время

может совершать действия, не соответствующие этим оценкам.

На моральные суждения также значительное влияние оказывает

непосредственное социальное окружение, в первую очередь семья. Более

старательными, добросовестными оказываются дети из тех семей, где старшие

добросовестно относятся к своему труду и стараются в доступной форме

объяснить им смысл своего поведения.

ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими

изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются

физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми

людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов,

интеллекта и способностей.

Здесь складываются основы нравственности, формируются социальные

установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты

характера и основные формы межличностных отношений, появляется стремление

быть похожим на старших, изменяются содержание и роль подражания в развитии

личности ( оно становится управляемым). Желательный образ «Я» у подростков

обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей. Появляются

новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных

умений и навыков. Происходит формирование системы личностных ценностей;

создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей.

Главная новая черта – это более высокий уровень самосознания.

Появляется дифференцированное отношение к разным учителям. Эталоны

межличностного восприятия, которыми пользуются подростки, оценивая

окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с

мнениями отдельных взрослых, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание

оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они

становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские

отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества»,

который включает в себя уважение личного достоинства другого человека,

равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь.

Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность,

нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать,

нежелание считаться с мнениями товарищей. Ему объявляют бойкот, отказывают

в приеме в компанию. Сходство в интересах и делах является важнейшим

фактором дружеского сближения подростков. Появляется потребность в близком

друге, возникают особые нравственные требования к дружеским

взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и

чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все

более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков.

Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное

приобретение подросткового возраста.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В РАННЕЙ ЮНОСТИ

Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости.

Юноши и девушки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы

обращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими

источниками являются реальные, многообразные и сложные человеческие

отношения, научная и популярная, художественная литература, произведения

искусства, печать, телевидение.

Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении веков

волновали юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и

беззакония, порядочности и беспринципности. Современной юности не

свойственны ни детская наивность, ни подростнический, все отрицающий

негативизм.

Большинство юношей и девушек утвердились в иной нравственной

позиции, которую Ж.Пиаже обозначил как релятивистскую. Такая позиция отнюдь

не выражает собой модель вседозволенности и нравственного беспредела. Это,

скорее, более разумный и глубокий взгляд на моральные проблемы, выражаемый

в суждении: «правда не абсолютна, она должна быть такой , чтобы приносить

пользу как можно большому числу людей».

Справедливость юношами и девушками также понимается уже не так,

как она воспринимается детьми: «справедливо – это когда всем одинаково».

Современные старшеклассники в большинстве своем принцип справедливости

трактуют так: «от каждого - по возможностям, каждому – по его делам или

реальному вкладу в общее благополучие людей».

Гораздо глубже понимается и нравственный принцип порядочности. Он

для старшеклассников, с одной стороны, овеян романтичностью, утрачиваемой,

к сожалению, с возрастом, а с другой стороны, основывается на вполне

реалистических позициях, когда, исходя из него, оцениваются действительные

поступки людей: родителей, учителей, товарищей и друзей. Юноши и девушки в

большинстве своем ценят и искренне любят их, относятся к ним с симпатией и

заботой, что менее характерно для детей младшего школьного возраста и

подростков.

К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой

людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и

устойчивой моралью, которая на ряду со способностями, мотивами и чертами

характера представляет собой важнейшее личностное новообразование. В

возникновении потребности в юношеской дружбе, в стремлении к установлению

близких взаимоотношений с людьми в этом возрасте наблюдаются определенные

различия между мальчиками и девочками. У девочек потребность в дружеских

отношениях возникает на полтора-два года раньше, чем у мальчиков. У многих

молодых людей возникает чувство любви.

МОРАЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РОССИЙСКИХ

ПСИХОЛОГОВ

В работе исследований Л.И.Божович, Л.С.Славиной, Т.В.Ендовицкой

доказано, что существует сложная связь между интеллектуальным развитием

школьников и их возможностями в построении суждений на моральную тему. При

развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживают

самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется

независимость суждений, а также стремление к самостоятельному построению

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.