Интеллектуальная недостаточность при этом определяется сочетанием признаков
детскости с симптомами раздражительной слабости (повышенная возбудимость,
неустойчивость внимания, двигательная расторможенность, легкая
истощаемость, нарушения соматовегетативной регуляции). Проявления
инфантилизма имеют менее яркий характер по сравнению с простым вариантом
инфантилизма. Чаще встречаются черты повышенной тормозимости в незнакомой
обстановке.
Близок к церебрастеническому невропатический вариант инфантилизма (В.
В. Ковалев, 1973). В структуре личности при этом также выражены
астенические радикалы психического инфантилизма: повышенная тормозимость,
робость, пугливость, внушаемость, несамостоятельность, чрезмерная
привязанность к матери, трудность адаптации в условиях детских учреждений.
Изучение катамнеза таких детей (М. И. Буянов, 1973; М. Г. Рейдибойм, 1974)
показывает, что при неблагоприятных условиях воспитания и обучения при
невропатическом инфантилизме обнаруживается выраженная тенденция к
закреплению астенических черт личности либо в рамках тормозимого варианта
патохарактерологического формирования личности, либо в плане становления
астенической психопатии.
Задержка психического развития
Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются
педагогами и психологами как «задержка психического развития» (ЗПР) У
детей. Понятие ЗПР психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие
отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка»
подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития
возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный
характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем
раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия
воспитания и обучения.
Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минимальные)
органические повреждения мозга ребенка или врожденные, или полученные во
внутриутробном, природовом, а также в раннем периодах его жизни. Задержка
психического развития возникает и в результате ослабленное™ ЦНС инфекциями,
хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного
мозга, нарушениями эндокринной системы. В появлении синдрома ЗПР
существенную роль играют конституциональные факторы, органическая
недостаточность нервной системы генетического происхождения, длительные
неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные социальные факторы
усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или
главную причину ЗПР.
Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность
формирования разных сторон психической деятельности ребенка.
Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и
работоспособности. Причем у некоторых детей максимальное напряжение
внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно
неуклонно снижается. У других — сосредоточение внимания отмечается лишь
после того, как они выполнили некоторую часть задания. Также встречаются
дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении
внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и
кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая
продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при
большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение
при его осуществлении интеллектуальной активности.
Выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально
развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации.
Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с ЗПР показало,
что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих
словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление оказывается
нарушенным в значительно меньшей степени. В наибольшей степени страдает
наглядно-образное мышление. Их наглядно-образному мышлению присуща
недостаточная подвижность образов-представлений. Как правило, словесно
сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям, близким детям с ЗПР,
решаются ими на достаточно высоком уровне. Простые же задачи, основанные
даже на наглядном материале, но отсутствующем в жизненном опыте ребенка,
вызывают большие трудности.
Речь детей с задержкой психического развития также имеет ряд
особенностей. Так, их словарь, в частности активный, значительно сужен,
понятия недостаточно точны. Ряд грамматических категорий в их речи вообще
отсутствует.
В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-
психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного
происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического
генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в
развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.
ЗПР конституционального происхождения — так называемый гармонический
инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм). При
данной форме отмечается такая структура личности, при которой эмоционально-
волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития. Преобладает
эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, незрелость
личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических
функций. При переходе к школьному возрасту сохраняется большая значимость
для детей игровых интересов. Черты эмоционально-волевой незрелости часто
сочетаются с инфантильным типом телосложения. Ребенок по своему
психическому и физическому облику соответствует более раннему этапу
возрастного развития. Как правило, причиной такого состояния являются
факторы генетического характера. Нередко возникновение этой формы ЗПР может
быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами. Детям с этой
формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем
отставание сглаживается. Однако обучение в школе с 6-летнего возраста для
них нерационально.
ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической
астении и соматической инфантилизацией. Данная форма возникает вследствие
длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические
инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки
внутренних органов и др.). В возникновении ЗПР у этой группы детей большая
роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и
психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к
появлению различных невротических наслоений (неуверенность, боязливость,
капризность, ощущение физической неполноценности). Усугубляет состояние
ребенка режим ограничений и запретов, в котором он постоянно находится.
Детям с этой формой задержки психического развития вместе с психолого-
педагогическим воздействием требуется и медицинская помощь, периодическое
пребывание в санатории.
ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по
невротическому типу, психогенная инфантилизация). Эта форма чаще всего
возникает в результате неблагоприятных условий воспитания ребенка (неполная
или неблагополучная семья). Конечно, социальный характер данной аномалии
развития не исключает ее первоначально патологической структуры.
Неблагоприятные социальные условия, долго воздействующие и оказывающие
травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возникновению стойких
отклонений в его нервно-психической сфере. Эту форму ЗПР надо уметь
отличать от педагогической запущенности, проявляющейся прежде всего в
ограниченных знаниях и умениях ребенка вследствие недостатка
интеллектуальной информации. Данная форма ЗПР наблюдается при аномальном
развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленном
явлениями гипоопеки и гиперопеки. У ребенка в условиях безнадзорности
(гипоопеки) не формируется произвольное поведение, не стимулируется
развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы.
Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с
недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка в
условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет к возникновению у
него таких отрицательных черт личности, как отсутствие или недостаточность
самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР
не способны к волевому усилию, у них отсутствует произвольная форма
поведения. Все эти качества в конечном счете ведут к тому, что ребенок
оказывается неприспособленным к жизни и долгое время будет постоянно
нуждаться в помощи.
Патологическое развитие личности по невротическому типу наблюдается у
детей, воспитывающихся в условиях, где царят грубость, деспотичность,
жестокость, агрессивность. Данная форма ЗПР часто встречается у детей,
лишенных семьи. У них отмечается эмоциональная незрелость, малая
активность. Психическая неустойчивость сочетается с задержкой формирования
познавательной деятельности.
ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая
дисфункция) занимает основное место в полиморфной группе задержки
психического развития. Дети с данной формой ЗПР характеризуются стойкостью
и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной
деятельности. Функциональные расстройства ЦНС накладывают отпечаток на
психологическую структуру этой формы ЗПР.
Клинико-психологическую структуру этой формы ЗПР характеризует
сочетание черт незрелости и различной степени поврежденное™ ряда
психических функций. Признаки незрелости в эмоциональной сфере проявляются
при органическом инфантилизме, а в интеллектуальной — в недостаточности
сформированности отдельных корковых функций и в недоразвитии регуляции
высших форм произвольной деятельности.
В зависимости от типа соотношения черт органической незрелости и
повреждения ЦНС выделяют два клинико-психологичес-ких варианта ЗПР
церебрально-органического генеза. При первом варианте — у детей
обнаруживаются черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического
инфантилизма (негрубые церебростенические и неврозоподобные расстройства,
признаки минимальной мозговой дисфункции, незрелость мозговых структур).
Нарушения высших корковых функций имеют динамический характер,
обусловленный их недостаточной сформиро-ванностью и повышенной
истощаемостью. Регуляторные функции особенно слабы в звене контроля.
При втором варианте — доминируют симптомы поврежденно-сти: выраженные
церебростенические, неврозоподобные, психопа-топодобные синдромы.
Неврологические данные отражают выраженность органических расстройств и
значительную частоту очаговых нарушений. Наблюдаются также тяжелые нейро-
динамические расстройства (инертность, персивираторные явления), дефицитар-
ность корковых функций, в том числе их локальные нарушения. Дисфункция
регуляторных структур проявляется в звеньях и контроля, и программирования.
При первом варианте данной формы ЗПР прогноз более благоприятен и в
хороших социальных условиях (благополучная семья и пр.) таким детям можно
рекомендовать пребывание в кругу учащихся школ общего назначения в
сочетании с квалифицированной педагогической и психологической помощью.
При втором варианте этой формы дефекта дети нуждаются в существенной
психолого-педагогической коррекции. Такая коррекция в ряде случаев может
быть обеспечена только в условиях специальных учреждений для дошкольников и
школьников с ЗПР или в специальных группах детского сада или классов
коррекционно-развивающего обучения школ общего назначения.
ЗПР могут возникать и вследствие иных причин. В зависимости от
особенностей проявления задержки психического развития строится
коррекционная работа.
В нашей стране к этой категории детей не относят ни педагогически
запущенных детей, ни детей со специфическими отклонениями в эмоционально-
волевой сфере и поведении.
Многие психологические особенности ЗПР можно наблюдать уже на ранних
Страницы: 1, 2, 3, 4
|