реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Изменения функций семьи в XX веке

реферат

| |поиск квартиры, |соблюдению чистоты |

| |соответствующей потребностям |(опрятность во время еды, |

| |семьи; привыкание к |гигиена половых органов); |

| |чрезвычайно возросшим с |проявление интереса к |

| |появлением в доме ребенка |товарищам по играм; |

| |материальным затратам; |стремление быть как мама или |

| |распределение обязанностей и |как папа |

| |ответственности между | |

| |родителями в постоянно | |

| |меняющихся ситуациях; | |

| |поддержка сексуальных | |

| |отношений, удовлетворяющих | |

| |обоих, и беседы о будущих | |

| |детях; дальнейшее развитие | |

| |взаимоотношений в семье - | |

| |открытых, позволяющих | |

| |супругам говорить на самые | |

| |разные темы; развитие | |

| |отношении с родителями в | |

| |связи с появлением ребенка и | |

| |выполнением ими новой роли; | |

| |сохранение прежнего круга | |

| |друзей и своих увлечений вне | |

| |дома (в зависимости от | |

| |возможностей семьи); | |

| |выработка образа жизни семьи,| |

| |формирование семейных | |

| |традиций, беседы родителей о | |

| |воспитании детей | |

|IV. Семья |Воспитать у детей интерес к |Получение навыков, |

|школьника |научным и практическим |необходимых для школьного |

| |знаниям; поддержка увлечений |образования; стремление быть |

| |ребенка; дальнейшее развитие |полноправным и готовым к |

| |взаимоотношений в семье |сотрудничеству членом семьи; |

| |(открытость, откровенность); |постепенный отход от |

| |забота о супружеских |родителей, осознание себя как|

| |отношениях и личной жизни |личности, которую любят и |

| |родителей; |уважают; |

| |сотрудничество с родителями |включение в группу |

| |других школьников |сверстников, совместная с |

| | |ними деятельность; знакомство|

| | |с правилами поведения и |

| | |моралью группы; расширение |

| | |словарного запаса и развитие |

| | |речи, позволяющие четко |

| | |излагать свои мысли; |

| | |осознание значения |

| | |причинно-следственных связей |

| | |и формирование научной |

| | |картины мира |

|V. Семья с |Передача ответственности и |Положительное отношение к |

|ребенком |свободы действии ребенку по |собственному полу и |

|старшего |мере взросления и развития |происходящим физиологическим |

|школьного |его самостоятельности; |изменениям; прояснение для |

|возраста |подготовка к новому периоду |себя роли мужчины и женщины; |

| |жизни семьи; определение |ощущение принадлежности к |

| |функций семьи, распределение |своему поколению; достижение |

| |обязанностей и разделение |эмоциональной независимости, |

| |ответственности между членами|отход от родителей; выбор |

| |семьи; поддержка открытости |профессии, стремление к |

| |во взаимоотношениях между |материальной независимости; |

| |разными поколениями в семье; |подготовка к дружбе со |

| |воспитание взрослеющих детей |сверстником противоположного |

| |на достойных образцах, на |пола, браку, созданию семьи; |

| |собственном примере - |постепенное формирование |

| |взрослого мужчины, любящего |собственного мировоззрения |

| |супруга, но знающего меру | |

| |отца (взрослой женщины, жены,| |

| |матери); понимание и принятие| |

| |индивидуальности ребенка, | |

| |доверие и уважение к нему как| |

| |к уникальной личности | |

|VI. Семья со |Отрыв от взрослеющего | |

|взрослы |ребенка, способность | |

|ребенком, |отказаться от прежней власти | |

|входящим в |над ним; внушение ребенку, | |

|мир. |что в любых жизненных | |

| |ситуациях он всегда получит | |

| |утешение и помощь под | |

| |родительским кровом; создание| |

| |благожелательной -обстановки | |

| |для новых членов семьи, | |

| |пришедших в нее через брачные| |

| |связи; забота о супружеских | |

| |отношениях при новой | |

| |структуре семьи; | |

| |спокойное вступление в новую | |

| |стадию брака и подготовка к | |

| |выполнению роли бабушки и | |

| |дедушки; создание хороших | |

| |отношений между собственной | |

| |семьей и семьей взрослого | |

| |ребенка; уважение | |

| |самостоятельности и | |

| |индивидуальности обеих семей | |

|Партнерские функции |

|VII. Семья |Обновление супружеских | |

|среднего |отношений; приспособление к | |

|возраста |возрастным физиологическим | |

|(«пустое |изменениям; творческое, | |

|гнездо») |радостное использование | |

| |большого количества | |

| |свободного времени; | |

| |укрепление взаимоотношений с | |

| |родственниками и друзьями; | |

| |вхождение в роль бабушки | |

| |(дедушки) | |

|VIII. |Осознание собственного |Наряду с функциями по |

|Постаревшая |отношения к смерти и |развитию собственной семейной|

|семья |одиночеству; изменение дома в|жизни проявление заботы о |

| |соответствии с потребностями |престарелых родителях; помощь|

| |пожилых людей; приспособление|им, если это необходимо, |

| |к жизни на пенсии; воспитание|материальная и духовная; |

| |готовности по мере уменьшения|подготовка к окончательному |

| |собственных сил принять |уходу родителей; подготовка |

| |помощь других людей; |своих детей к потере бабушки |

| |-подчинение своих увлечений и|(дедушки) |

| |дел своему возрасту; | |

| |подготовление к неизбежному | |

| |концу жизни, обретение веры, | |

| |которая поможет спокойно | |

| |дожить годы и спокойно | |

| |умереть | |

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды

становления и развития семьи функции ее членов меняются.

Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их

взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства,

родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в

семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого «главнее» и в семье.

Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи

говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии,

меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог В.

Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от

«иерархической» логики различий между полами к логике индивидуальных

особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и

внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что

относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на

личные интересы скрепляют семью.

Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого

рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например

безработице, росту цен и т. д. Так, по данным Госкомстата РФ на начало 1996

года 63% населения имели доходы ниже среднего уровня. В настоящее время эти

цифры имеют тенденцию к росту. И. Ф. Дементьева говорит о возникновении

новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных

материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные

в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у

своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее

деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную

работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться

к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов,

способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей

происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не

только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению

интеллектуального потенциала общества.

Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный: факт в

институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ

рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания

детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм

родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального

положения, дисгармония воспроизводства населения (Н. Я. Соловьев, В. А.

Сысенко и др.).

Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в

частности Т. П. Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с

родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для

ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных

отношений с родителями, конфликт между привязанностью, к отцу и матери.

Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи:

ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности,

принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2, 5-3 лет

реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти,

внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными

исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным

образом связано сосуществованием постоянно действующего общения ребенка с

обоими родителями (3. Матейчек, А. Николи). Развод порождает у ребенка

чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.

Снижение рождаемости и высокий уровень разводов - показатели кризиса

семьи. Причины этого раскрываются в Конвенции ООН о правах ребенка (1992),

а также в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44

конвенции—добавление по РФ, в работах социологов, демографов; К ним

относятся: кризисное состояние социально-экономической сферы и

неблагоприятные изменения состава населения, что связано с демографическим

«эхом» войны. Институт семьи пострадал от войн, репрессий.

В 80-е годы в СССР была создана «Служба семьи» -система учреждений и

общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий

для совершенствования, развития и укрепления семьи, наиболее полной

реализации ее целей и задач. Появляются новые подразделения «Службы семьи»:

особое внимание уделяется семьям беженцев, мигрантов, безработных;

создаются центры социальной адаптации и реабилитации для детей с

недостатками психического и физического развития. Намечаются различные пути

оказания: помощи семье, поскольку семья - уникальное явление, она играет

особую роль в жизни общества, выполняет одну из важнейших функций -

воспитательную.

Список литературы:

1. Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) –

Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. – 320 с. (стр. 13, 55-57).

2. Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание:

Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. –

М.: Изд. цент «Академия», 1999. – 160 с. (стр. 7-14).

3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных

заведений. – М.: Наука, 1994. – 317 с. (стр. 207-210).

4. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е переработанное и

дополненное / перевод с сербского. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,

1998. – 432 с. (стр. 239-247).

5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд.,

переработанное и дополненное. – М.: Центр, 2000. – 244 с. (стр. 150-159).

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.