| |поиск квартиры, |соблюдению чистоты |
| |соответствующей потребностям |(опрятность во время еды, |
| |семьи; привыкание к |гигиена половых органов); |
| |чрезвычайно возросшим с |проявление интереса к |
| |появлением в доме ребенка |товарищам по играм; |
| |материальным затратам; |стремление быть как мама или |
| |распределение обязанностей и |как папа |
| |ответственности между | |
| |родителями в постоянно | |
| |меняющихся ситуациях; | |
| |поддержка сексуальных | |
| |отношений, удовлетворяющих | |
| |обоих, и беседы о будущих | |
| |детях; дальнейшее развитие | |
| |взаимоотношений в семье - | |
| |открытых, позволяющих | |
| |супругам говорить на самые | |
| |разные темы; развитие | |
| |отношении с родителями в | |
| |связи с появлением ребенка и | |
| |выполнением ими новой роли; | |
| |сохранение прежнего круга | |
| |друзей и своих увлечений вне | |
| |дома (в зависимости от | |
| |возможностей семьи); | |
| |выработка образа жизни семьи,| |
| |формирование семейных | |
| |традиций, беседы родителей о | |
| |воспитании детей | |
|IV. Семья |Воспитать у детей интерес к |Получение навыков, |
|школьника |научным и практическим |необходимых для школьного |
| |знаниям; поддержка увлечений |образования; стремление быть |
| |ребенка; дальнейшее развитие |полноправным и готовым к |
| |взаимоотношений в семье |сотрудничеству членом семьи; |
| |(открытость, откровенность); |постепенный отход от |
| |забота о супружеских |родителей, осознание себя как|
| |отношениях и личной жизни |личности, которую любят и |
| |родителей; |уважают; |
| |сотрудничество с родителями |включение в группу |
| |других школьников |сверстников, совместная с |
| | |ними деятельность; знакомство|
| | |с правилами поведения и |
| | |моралью группы; расширение |
| | |словарного запаса и развитие |
| | |речи, позволяющие четко |
| | |излагать свои мысли; |
| | |осознание значения |
| | |причинно-следственных связей |
| | |и формирование научной |
| | |картины мира |
|V. Семья с |Передача ответственности и |Положительное отношение к |
|ребенком |свободы действии ребенку по |собственному полу и |
|старшего |мере взросления и развития |происходящим физиологическим |
|школьного |его самостоятельности; |изменениям; прояснение для |
|возраста |подготовка к новому периоду |себя роли мужчины и женщины; |
| |жизни семьи; определение |ощущение принадлежности к |
| |функций семьи, распределение |своему поколению; достижение |
| |обязанностей и разделение |эмоциональной независимости, |
| |ответственности между членами|отход от родителей; выбор |
| |семьи; поддержка открытости |профессии, стремление к |
| |во взаимоотношениях между |материальной независимости; |
| |разными поколениями в семье; |подготовка к дружбе со |
| |воспитание взрослеющих детей |сверстником противоположного |
| |на достойных образцах, на |пола, браку, созданию семьи; |
| |собственном примере - |постепенное формирование |
| |взрослого мужчины, любящего |собственного мировоззрения |
| |супруга, но знающего меру | |
| |отца (взрослой женщины, жены,| |
| |матери); понимание и принятие| |
| |индивидуальности ребенка, | |
| |доверие и уважение к нему как| |
| |к уникальной личности | |
|VI. Семья со |Отрыв от взрослеющего | |
|взрослы |ребенка, способность | |
|ребенком, |отказаться от прежней власти | |
|входящим в |над ним; внушение ребенку, | |
|мир. |что в любых жизненных | |
| |ситуациях он всегда получит | |
| |утешение и помощь под | |
| |родительским кровом; создание| |
| |благожелательной -обстановки | |
| |для новых членов семьи, | |
| |пришедших в нее через брачные| |
| |связи; забота о супружеских | |
| |отношениях при новой | |
| |структуре семьи; | |
| |спокойное вступление в новую | |
| |стадию брака и подготовка к | |
| |выполнению роли бабушки и | |
| |дедушки; создание хороших | |
| |отношений между собственной | |
| |семьей и семьей взрослого | |
| |ребенка; уважение | |
| |самостоятельности и | |
| |индивидуальности обеих семей | |
|Партнерские функции |
|VII. Семья |Обновление супружеских | |
|среднего |отношений; приспособление к | |
|возраста |возрастным физиологическим | |
|(«пустое |изменениям; творческое, | |
|гнездо») |радостное использование | |
| |большого количества | |
| |свободного времени; | |
| |укрепление взаимоотношений с | |
| |родственниками и друзьями; | |
| |вхождение в роль бабушки | |
| |(дедушки) | |
|VIII. |Осознание собственного |Наряду с функциями по |
|Постаревшая |отношения к смерти и |развитию собственной семейной|
|семья |одиночеству; изменение дома в|жизни проявление заботы о |
| |соответствии с потребностями |престарелых родителях; помощь|
| |пожилых людей; приспособление|им, если это необходимо, |
| |к жизни на пенсии; воспитание|материальная и духовная; |
| |готовности по мере уменьшения|подготовка к окончательному |
| |собственных сил принять |уходу родителей; подготовка |
| |помощь других людей; |своих детей к потере бабушки |
| |-подчинение своих увлечений и|(дедушки) |
| |дел своему возрасту; | |
| |подготовление к неизбежному | |
| |концу жизни, обретение веры, | |
| |которая поможет спокойно | |
| |дожить годы и спокойно | |
| |умереть | |
Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды
становления и развития семьи функции ее членов меняются.
Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их
взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства,
родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в
семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого «главнее» и в семье.
Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи
говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии,
меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог В.
Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от
«иерархической» логики различий между полами к логике индивидуальных
особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и
внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что
относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на
личные интересы скрепляют семью.
Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого
рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например
безработице, росту цен и т. д. Так, по данным Госкомстата РФ на начало 1996
года 63% населения имели доходы ниже среднего уровня. В настоящее время эти
цифры имеют тенденцию к росту. И. Ф. Дементьева говорит о возникновении
новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных
материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные
в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у
своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее
деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную
работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться
к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов,
способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей
происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не
только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению
интеллектуального потенциала общества.
Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный: факт в
институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ
рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания
детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм
родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального
положения, дисгармония воспроизводства населения (Н. Я. Соловьев, В. А.
Сысенко и др.).
Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в
частности Т. П. Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с
родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для
ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных
отношений с родителями, конфликт между привязанностью, к отцу и матери.
Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи:
ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности,
принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2, 5-3 лет
реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти,
внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными
исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным
образом связано сосуществованием постоянно действующего общения ребенка с
обоими родителями (3. Матейчек, А. Николи). Развод порождает у ребенка
чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.
Снижение рождаемости и высокий уровень разводов - показатели кризиса
семьи. Причины этого раскрываются в Конвенции ООН о правах ребенка (1992),
а также в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44
конвенции—добавление по РФ, в работах социологов, демографов; К ним
относятся: кризисное состояние социально-экономической сферы и
неблагоприятные изменения состава населения, что связано с демографическим
«эхом» войны. Институт семьи пострадал от войн, репрессий.
В 80-е годы в СССР была создана «Служба семьи» -система учреждений и
общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий
для совершенствования, развития и укрепления семьи, наиболее полной
реализации ее целей и задач. Появляются новые подразделения «Службы семьи»:
особое внимание уделяется семьям беженцев, мигрантов, безработных;
создаются центры социальной адаптации и реабилитации для детей с
недостатками психического и физического развития. Намечаются различные пути
оказания: помощи семье, поскольку семья - уникальное явление, она играет
особую роль в жизни общества, выполняет одну из важнейших функций -
воспитательную.
Список литературы:
1. Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) –
Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. – 320 с. (стр. 13, 55-57).
2. Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание:
Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. –
М.: Изд. цент «Академия», 1999. – 160 с. (стр. 7-14).
3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных
заведений. – М.: Наука, 1994. – 317 с. (стр. 207-210).
4. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е переработанное и
дополненное / перевод с сербского. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,
1998. – 432 с. (стр. 239-247).
5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд.,
переработанное и дополненное. – М.: Центр, 2000. – 244 с. (стр. 150-159).
Страницы: 1, 2
|