реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История психологии

реферат

психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской,

внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной

особенностью в этот период было появление сакральности, от которой

психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI

вв. до н.э зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и

взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на

протяжении всего этого периода.

Одним из характерных стереотипов при анализе Средневековья стало

представление об однозначно негативном характере развития науки и общества

в целом в этот период. Однако такое представление не может быть верным хотя

бы потому, что на протяжении почти десяти веков социальная ситуация

изменялась, изменились само общество, его идеология и структура. Говоря о

взаимоотношении между религией и наукой, нельзя игнорировать эти изменения,

обойти как-то положительное, что пришло в психологию с богословием, так и

отрицательное влияние церковного диктата. Тесный контакт и зависимость от

богословия дают основания использовать в качестве временных границ при

анализе развития психологии этапы развития религиозной мысли, в которой

выделяют этап апологетики, исторически предшествующий Средневековью (II-IV

вв.), этап патристики (IV-VIII вв.) и этап схоластики (XI-XIV вв.).

Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим

изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие.

Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию

исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования.

Именно в связи с поисками возможности для изучения единого предмета в

разных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотношениях

богословия и психологии.

При появлении христианства ему было необходимо доказать свою

уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим

связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к

психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с

языческой религией и мифами. Поэтому большинство известных психологических

школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и др.) были закрыты к VI в., а ученые,

хранившие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв там в

греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке, не был

столь нетерпим к инаковерию, как христианство в III-VI вв., а потому

психологические школы там свободно развивались. Позднее, к IX-Х вв., когда

гонение на античную науку, особенно на теории Платона и Аристотеля,

закончилось, многие концепции вернулись в Европу, некоторые уже в обратном

переводе с арабского.

На этапе апологетики еще одной причиной антагонизма между психологией и

богословием была несовместимость знания и веры, которая не терпела никакого

инакомыслия, никакого сомнения в своих догматах. Церковь в то время сурово

осуждала не только УСОМНИВШИХСЯ в ее истинах, но даже тех, кто пытался их

доказать, считая, что стремление к доказательству идет от недостатка веры.

Недаром именно в это время появилось высказывание известного богослова

Тертуллиана: «Верую, ибо это нелепо».

Однако после упрочения господства христианской церкви появилась

необходимость внести дополнения, разъяснения или трансформировать некоторые

положения христиане. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из

реалий, для того чтобы предотвратить распространение ереси, несущей церкви

раскол. Так возник новый этап - патристика, учение отцов церкви, в котором

богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности.

С этого времени и почти до XII-XIII вв. взаимоотношения церкви и науки

снова изменяются, причем церковь становится одним из главных хранителей и

распространителей знаний.

Для понимания роли церкви в этот период необходимо помнить и

историческое положение в Европе того времени. Постоянные войны делали

невозможным создание государств в собственном смысле этого слова, не было

еще и сильной светской власти вообще. К концу VI в. исчезли остатки римской

цивилизации, при которой все состоятельные члены общества умели читать и

писать, существовали светские учебные заведения, а ученые обращались ко

всем членам общины. Последним мыслителем этой эпохи был Боэций (VI в.), на

работы которого огромное влияние оказало учение Платона.

Последующие три века (примерно до X в.) историки часто и справедливо

называют годами мрака, подразумевая, что отсутствие стабильности,

государственной власти, постоянные набеги, эпидемии делали жизнь людей, как

королей и рыцарей, так и простых поселян и воинов, тяжелой, полной невзгод

и опасностей. Фактически единственным очагом стабильности, культуры,

надежды на лучшее будущее в то время была церковь, она же объединяла в

единое целое разрозненные и враждующие между собой племена. В этот период и

зародилось противостояние церковной и светской власти, которое было

характерно для Средневековья.

Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали

грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи,

а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и

считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в

том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и

развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях.

Важным было и то, что в это суровое время монастыри давали защиту, охраняли

от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на

противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой,

чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому

способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований,

большинство светских властителей также были глубоко верующими людьми.

Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к XII-XIII

вв. оно начало изменяться. С укреплением государств, развитием городов и

ремесел мрак начал рассеиваться, у людей появилась надежда на достойную

жизнь в настоящем, а не только потустороннем мире. Однако для

взаимоотношений науки и религии этот поворот оказался не столь

благоприятным, так как духовенство перестало быть единственным оплотом

культуры. В это время стали появляться первые светские университеты, начала

в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские школы - т.е. грамотными

уже были не только монахи, но и аристократия купцы и ремесленники. Усиление

городов с их самоуправлением, для которого необходимо высокое мастерство и

выполнение цеховых правил, требовало и новой культуры, нового самосознания

человека. Появилась и сильная светская власть, которая подчинила себе

церковную.

Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была

достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное

усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания,

развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и

строить свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика

связана с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда

мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на

получение и доказательство знания. Однако со временем схоластика начала

тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и

превратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые,

неправильные или неверные в новой ситуации положения. Точно так же и

церковь, бывшая в VI-Х вв. во многом хранительницей знаний, становилась

тормозом на пути развития науки. В стремлении сохранить за собой

приоритетные позиции церковь препятствовала развитию новых концепций,

которые противоречили ее многочисленным догмам, причем со временем этих

противоречий становилось все больше, а неприятие возрастало. Именно в

позднем Средневековье приобретала все большее значение инквизиция, которая

пыталась отстоять прежние позиции церкви во власти и науке.

После начального этапа развития психология начала стремиться к тому,

чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов,

который может быть ей отдан богословием. Естественно, что это привело

частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена

особая категория, подлежащая научному исследованию. Необходимость

выделиться из богословия привела к появлению теории двух истин, которая

утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не

противоречат друг другу, как две параллельные прямые, эта теория была

сформулирована в IX-Х вв. арабским ученым Ибн Синой и вскоре получила

широкое распространение в Европе. Несколько позже, в XII-XIII вв., в

психологии возникло направление, получившее название деизм, которое

утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и

телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для

научного изучения.

Расширение прав науки привело к тому, что к XIII в. теория двух истин,

несколько перефразированная в томизме - теории, разработанной известным

богословом Фомой Аквинским, - была призвана уже защитить веру от научных

доказательств. Стараясь примирить науку и веру, Фома Аквинский писал о том,

что они имеют действительно, две разные истины, но в том случае, если

истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить.

Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и

работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все

более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн

Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно

их толкование этой теории единственно верное.

Если в VI-VII вв. ученым еще ставили в вину ссылки на античных

мыслителей (как, например, Боэцию), то к XIV-XVI вв., наоборот, критика или

непочтительный отзыв об этих теориях мог привести к крупному штрафу или

отлучению от кафедры. Таким штрафам, например, подвергался Д. Бруно,

критиковавший некоторые положения Аристотеля.

К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в

средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и

его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления,

ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий (универсалии). Наряду с

вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в

период схоластики. При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм

Кентерберийский) доказывали, что общие понятия реально существуют еще до

вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона,

утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь

образцом для реальных предметов. Номиналисты (Росцелини, позднее Д. Скот,

У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия не существуют в реальности,

есть лишь «дуновение голоса», т. е. слово, которым для удобства общения

фиксируют группу сходных предметов. Основатель концептуализма (направления,

примыкавшего к номинализму) П. Абеляр доказывал, что общие понятия

существуют и вне вещей, в уме человека, т. е. слово - это не только звук,

но и значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом

он одним из первых (наряду с Эриугеной) отстаивал верховенство разума над

верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить. Так к XI-XII вв. в

науке начал возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением в

психологии и философии Нового времени.

На изучение вопросов познания в поздней схоластике и в период

Возрождения существенный отпечаток наложили работы не только античных

ученых, но и арабских психологов, которые стали проникать в Европу в XII-

XIII вв., получая все большее рас-Лространение.

В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для

античной науки вопросов психология Средневековья занимается и новыми

проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и

соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.