психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость
от его деятельности.
Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый
смысл основному принципу научного объяснения – принципу причинности
(детерминизма). Он показал что «природа ничего не делает напрасно»,
«нужно видеть то, ради чего совершается действие».
Аристотель создал зоологию, «лестницу» живых существ:
1.растительная (питание и ощущение);
2.животное (стремление, память и движение);
3.человеческая душа (мышление).
По Аристотелю смертно все, кроме разума.
В эллинистический период развития Древней Греции доминировали
две школы: школа стоиков и эпикурейцев.
Основатель школы стоиков Зенон. Представляя космос как единое
целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха –
пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких
модификаций. Согласно им, мировая пневма идентична мировой душе,
«божественному огню», который является Логосом, судьбой. Счастье
человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу.
Стоики объявили вредными любые аффекты, поскольку возникают они
в результате «неправильной деятельности ума». Удовольствие и
страдание – ложные суждения о настоящем; желания и страх – ложные
суждения о будущем. Только разум способен правильно руководить
поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое
предназначение, свой долг.
Школа безмятежности духа Эпикура в своих представлениях о
природе опирались на атомизм Демокрита. Эпикур предполагал, что
частицы атомов могут отклоняться от своих закономерных траекторий.
Этот вывод имел этико-психологическую подоплеку.
Эпикурейцы считали, что личность способна действовать на свой
страх и риск. Искусство жить в водовороте событий связано с
избавлением от страхов перед загробным наказанием и потусторонними
силами, ибо в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Лучший путь
в достижении независимости личности они усматривали в
самоустранении от всех общественных дел, т. к. это позволит
избегнуть огорчений, тревог, отрицательных эмоций
Последователем Эпикура в Древнем Риме был Лукреций. Он считал,
что существуют только атомы, движущиеся по законам механики; в
результате возникает и сам разум. В познании первичными являются
ощущения, преобразуемые в другие образы, ведущие к разуму.
Учение Лукреция было своего рода наставлением в искусстве
выжить в водовороте бедствий, навсегда избавиться от страхов перед
потусторонними силами и загробным наказанием.
Врачи Александрийского научного центра Герофил и Эрасистрат
установили различия между чувствительными нервами, идущими от
органов чувств (глаза, уши, кожа и др.) к мозгу и двигательными
волокнами, идущими от мозга к мышцам.
Развитию идеалистических учений о душе способствовал Филон
Александрийский. Он считал, что тело – это прах, который получает
жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть «пневма».
Древнегреческий врач Гален описал зависимость жизнедеятельности
целостного организма от нервной системы. Он считал головной мозг
производителем и хранителем разума. Развивал учение о
темпераментах. Утверждал, что первичными при аффектах являются
изменения в организме («кипение крови»), субъективные, душевные
переживания (гнев), вторичны.
Древнегреческий философ перипатетической школы Александр
Афродисийский настаивал на целостности аристотелевского учения и
его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе
с телом.
В Новое время рефлексия выступила как основание и главный
источник знаний о бытие.
Плотин – основатель неоплатонизма – выделял рефлексию как одно
из направлений деятельности души. Душа для него – эманация
сверхпрекрасной сферы высшего первоначала сущего.
Августин Блаженный Аврелий считал душу орудием, которое правит
телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Он стал
основоположником волюнтаризма («волюнтас» - воля).
Августин считал, что воля индивида зависит от божественной и
действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает
ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся
психическими благодаря волевой активности субъекта.
Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге.
Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающего
высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, т. к.
предполагалось, что истинность даруется Богом. Богом даруется и
воля – источник активности человека. Воля предшествует разуму,
познанию. При этом главные ответы дает исследование себя, а не
окружающего. Он ввел понятие о врожденной активности души, как
основе развития последней.
2.«Гуманистическая психология» (общий очерк).
К направлению, называющему себя гуманистической психологией,
принадлежат Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Шарлота Бюлер, Гордон
Олпорт и другие. Сами гуманистические психологи считают, что многих
других психолог, даже совершено разных ориентаций, можно называть
гуманистическими, если они в той или иной степени придерживаются
некоторых постулатов.
Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ
от изучения индивидуальных факторов развития (связанных, прежде
всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения
личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно
культура ответственна за возникновение неврозов. Другой
американский психиатр Х.Салливан считал, что не только неврозы, но
и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник
гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает
особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые
должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.
Гуманистическая психология возникла как естественное развитие
взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов
в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей
этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс,
Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде
всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей
индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих
личностных черт) как условия становления личности. Другой важный
принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм).
Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание
собственно человеческих свойств на языке естественных наук
(используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или
к биологическим инстинктам).
Вот три признака гуманистической психологии:
1. Гуманистическая психология – психология
антиэкспериментальная, ее представителей объединяет отрицание
экспериментов – любых, бихевиористских, когнитивистских и т. д.
2. Это – психология, которая вырастает и питается определенным
направлением психотерапии – не связанным с идеями модификации
поведения.
3. Гуманистическая психология делает акцент на человека, на его
возможности и в этом смысле противопоставляет себя религии. Религия
видит основной фактор, регулирующий поведение, в Боге, а
гуманистический психолог – в самом человеке. Личность должна все
делать сама, но ей важно помочь.
Гуманистическим является тот психолог, который считает себя
гуманистическим, то есть в основе – характеристика его
самосознания. Нет четких границ, но есть основные идеи – ориентация
на целостного человека, на его развитие, раскрытие его потенциала,
на помощь и устранение барьеров в этом развитии.
Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается
как интегративное целое;
Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований
животных для понимания человека (в отличие от бихевиоризма);
Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально
добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п.
возникают в связи с воздействием окружения.
Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка,
которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Она
показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют
стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.
Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной
уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии
и только естественно – научной детерминации. Игнорируя философские
постулаты.
Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к
достижениям философии 20 в., прежде всего к экзистенциализму,
изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.
Так появилась новая детерминация – психологическая, объясняющая
развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой
реализации своих потенциальных возможностей.
Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с
обществом, так как социальное окружение может не только обогатить
человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого,
представители гуманистической психологии, старались изучать
разнообразные механизмы общения, описывать сложность
взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте.
3. Психологические представления Демокрита и Платона (сравнительный
анализ).
Сравним между собой основные положения учения о душе Демокрита,
представителя материалистической тенденции в древнегреческой
философии, и Платона, представителя идеалистической тенденции.
1. Сначала разберем некоторые общефилософские положения
Демокрита и Платона относительно мира в целом, без чего невозможно
понять их учения о душе. Итак: Бытие: атомы или идеи?
|Демокрит. |Платон. |
|Мир есть движущаяся материя, |Истинным бытием обладают идеи. Идею |
|бесчисленное множество движущихся |Платон понимал как субстанциализированное|
|в пустоте атомов, и все вещи |родовое понятие, а также «как принцип |
|состоят из них. «Ничто не |вещи, как метод ее конструирования и |
|возникает из ничего», то есть |познавания, как смысловую модель ее |
|Вселенная несотворима и |бесконечных чувственных проявлений, как |
|неуничтожима, хотя отдельные миры |смысловую ее предпосылку…, наконец, как |
|могут возникать и погибать. Учение|такое общее, которое представляет собой |
|о множестве миров, существующих во|закон для всего соответствующего |
|Вселенной, - предвосхищение идеи |единичного. При этом материя является |
|Джордано Бруно. |функцией идеи». |
|Все во Вселенной подчинено не |Речь идет о том, что существует где – то |
|каким – либо сверхъестественным |в заоблачной дали мир особых сущностей – |
|силам, а закону необходимости. |идей, которые гораздо более реальны, чем |
|Необходимость есть бесчисленная |те чувственные вещи, которые мы имеем |
|цепь причинно – следственных |перед собой. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|