p>Полученные данные позволили выдвинуть экспериментальную гипотезу: между выбором индивидами стратегии избегания и их стремлением к одобрению есть / нет взаимосвязи. Для подтверждения одной из гипотез вычисляем коэффициент корреляции Спирмена по формуле:
, где d – квадрат разности между рангами, N – количество испытуемых, Та и Тb – поправки на одинаковые ранги. , где а и b –объем каждой группы одинаковых рангов.
Анализ ранговой корреляции по Спирмену стратегии избегания и стремления к одобрению
Табл. 4 № п/п Стратегия избегания, баллы Стремление к одобрению, баллы Ранги по стратегии избегания Ранги по стремлению к одобрению Разность рангов, d d2 8 10 4 5 1 1 9 14 6, 5 9 2, 5 6, 25 11 13 12, 5 6, 5 -6 36 10 14 9, 5 9 -0, 5 0, 25 10 16 9, 5 12, 5 3 9 9 18 6, 5 14 7, 5 56, 25 8 9 4 3 -1 1 10 14 9, 5 9 -0, 5 0, 25 10 13 9, 5 6, 5 -3 9 11 15 12, 5 11 -1, 5 2, 25 12 16 14 12, 5 -1, 5 2, 25 8 9 4 3 -1 1 6 9 1, 5 3 1, 5 2, 25 6 8 1, 5 1 -0, 5 0, 25
По таблице критических значений коэффициента корреляции рангов находим r критическое для N= 14, который равен 0, 54, при pЈ 0, 05 и 0, 68, при pЈ 0, 01 где p – показатель вероятности ошибки. Таким образом, значение r полученное в исследовании попадает в зону значимости, при pЈ0, 01 и получает подтверждение гипотеза о том, что между выбором индивидом стратегии избегания и стремлением к одобрению имеется корреляция. По итогам экспериментального исследования можно сказать, что высокая потребность в одобрении у членов данного коллектива ведет к формированию у них избегательной тактики поведения в конфликтной ситуации, что в свою очередь ведет к накоплению негативных эмоций, взаимных негативных оценок, неспособности отстоять свое мнение, что отражается на социально психологическом климате коллектива. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что стратегия поведения индивидов влияет на социально-психологический климат первичного трудового коллектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был проведен теоретический анализ понятий первичного трудового коллектива, социально-психологического климата коллектива, конфликта. Первичный трудовой коллектив - это малая группа людей, объединенных общей целью в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Социально-психологический климат - это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе. Конфликт - это осознанное столкновение людей, несовпадения их потребностей, целей, типов поведения, отношений, установок. Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной ситуации: сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления. Было проведено экспериментальное исследование, включавшее наблюдение за поведением членов первичного трудового коллектива, диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации членов первичного трудового коллектива по методике К. Томаса, измерение мотивации к одобрению членов коллектива с помощью методики Д. Марлоу и Д. Крауна. Наблюдение обнаружило напряженность и преобладание негативных эмоций в отношениях в коллективе. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в коллективе является избегание и что большинству членов коллектива свойствен высокий уровень потребности в одобрении. В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь между выбором стратегии избегания и мотивацией к социально одобряемому поведению. Высокая мотивация на социальное одобрение вызывает выбор в качестве ведущей стратегии поведения в конфликте избегание, не позволяющей конструктивно разрешать конфликты. Это, в итоге, ведет к накоплению и росту напряженности и негативных эмоций в отношениях, формированию неблагоприятного социально-психологического климата. Таким образом, гипотеза о наличии связи между стратегиями поведения индивидов в конфликте и социально-психологическим климатом коллектива нашла свое подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреева Г. М. , Социальная психология. - М. , 1980.
2. Анцупов А. Я. , Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М. : ЮНИТИ, 1999. 3. Бойко В. В. , Ковалев А. Г. , Панферов В. Н. , Социально-психологический климат коллектива и личность. -М. : Мысль, 1983. - 207 с. 4. Василюк Ф. Е. , Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984.
5. Вичев В. В. , Мораль и социальная психика. -М. , 1978.
6. Выханский О. С. , Наумов А. И. , Менеджмент. - М. , Гардарика, 1996. 7. Гришина Н. В. , Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. Автореферат канд. дисс. - Л. , 1978. 8. Гришина Н. В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе. // Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е. В. - М. , 1983. 9. Гришина Н. В. , Я и другие: Общение в трудовом коллективе. -Лениздат, 1990. -171с. 10. Данькова Т. М. , Некоторые аспекты производственных конфликтов на промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда психологов. Тбилиси, 1971. 11. Донцов А. И. , Психология коллектива. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984 . 12. Ершов А. А. , Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л. , 1976 . 13. Кайдалов Д. П. , Суименко Е. И. , Единоначалие и коллегиальность. -М. , 1979 . 14. Ковалев А. Г. , Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М. ,Политиздат, 1975, 271с. 15. Коллектив. Личность. Общение. : Словарь социально-психологических понятий. / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. - Л. : Лениздат, 1987. - 143 с. 16. Кричевский Р. Л. , Дубовская Е. М. , Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 152с. 17. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. - Л. , 1967 г. 18. Литвинов В. Н. , Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования. / Материалы научной конференции, вып. 2– Рига, 1969. 19. Макаренко А. С. , Полное собрание сочинений: В 7 т. - М. , 1956 г. 20. Парыгин Б. Д. , Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В. А. Ядова. - Л. , Изд-во“ Наука”. 21. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. -М. , Изд-во Мос. ун-та, 1977 . 22. Платонов К. К. , Казаков В. Г. , Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е. В. Шороховой и О. И. Зотовой, - М. , 1979. 23. Платонов Ю. П. , Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л. : Изд-во Лен. ун-та, 1990. -181 с. 24. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Изд-во“ БАХРАК-М”, 2001. 25. Руденский Е. В. , Социальная психология: Курс лекций. - М. : ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 26. Скотт Д. Г. , Конфликты пути их преодоления / Внешторгиздат, -Киев, 1991. -191 с. 27. Смирнов Г. Л. , Советский человек. Формирование социалистического типа личности. - М. , 1973. 28. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. - М. ,: Изд-во Мос. ун-та, 1977. 29. Шакуров Р. Х. , Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М. , 1982. 30. Шепель В. М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями. - М. , 1974. 31. Шепель В. М. Управленческая психология. - М. , 1986. 32. Горянина В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, т. 18, № 6, 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Опросник А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также вдет мне навстречу.
А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим зинтересованным человеком могли добиться успеха. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
КЛЮЧ: № Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление А Б Б А А Б A Б А Б Б А Б А А Б Б А А Б А Б Б А Б А Б А Б А Б А А Б Б А А Б А Б Б А Б А А Б Б А А Б Б А А Б А Б А Б Б А
Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени - не более 15-20 мин. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д. Крауном. Инструкция: “Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то напишите “да”, если же оно неверно, то — “нет””. 1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку. 2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде. 3. Я всегда внимательно слежу затем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой. 5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был. 9. Был случай, когда я придумал вескую причину, что-бы оправдаться. 10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я ста-раюсь отплатить ему тем же. 13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему. 14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу. 15. У меня никогда не возникает досады, когда выска-зывают мнение, противоположное моему. 16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно про-думываю, что взять с собой.
17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами. 19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам. 20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей. Ключ для обработки результатов опроса: ответы “Да” - на вопросы 1, 2. 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20. “Нет” - на вопросы б, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19. Общий итоговый показатель “мотивации одобрения” по шкале получают суммированием всех “работающих” вопросов. Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традицион-ных норм, так и об излишней требовательности к себе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|