p>Преодоление отрицательного влияния темперамента может быть достигнуто путем реорганизации деятельности, когда в процессе обучения и воспитания создаются условия, при которых увеличиваются положительные проявления темперамента. В зависимости от влияния свойств темперамента на различные стороны деятельности, учитель использует индивидуальные принципы обучения и воспитания. 1. В одних и тех же условиях разные свойства темперамента проявляются по-разному. Тревожность обеспечивает особую тщательность, аккуратность, внимание к деталям, добросовестное отношение к делу. Эмоциональная возбудимость– высокую активность при изучении нового. 2. Одно и то же свойство темперамента в разных условиях может влиять на деятельность противоположным образок. Например, высоко положительное отношение к деятельности у тревожных выступает как положительное условие в условиях тренировки или подготовки, определяя особую тщательность, старательность. В условиях соревнований это высоко положительное отношение способствует чрезмерной ответственности, волнению, излишнему напряжению и влияет на деятельность отрицательно. 3. В одних и тех же условиях полярные проявления данного свойства могут влиять на деятельность по-разному. Высокая тревожность, определяя склонность к самоанализу своего действия, влияет на деятельность в положительном направлении. Таково же влияние на деятельность и низкой тревожности, которая определяет эмоциональную устойчивость в деятельности. Приспособление темперамента к требованиям деятельности, например, в спорте, путем индивидуального подхода гораздо шире и эффективнее, чем отбор, тренировка и создание положительного отношения. Одни и те же задания и требования могут быть осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую, обусловленную темпераментом индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Индивидуальный стиль деятельности позволяет не столько преодолевать отрицательные, сколько использовать положительные стороны свойств типа нервной системы и темперамента для деятельности, что в конечном счете способствует и успеху. Можно рассматривать индивидуальный стиль, обусловленный у человека свойствами типа нервной системы и темперамента, как способность к деятельности. Суть индивидуального стиля в том, что к одинаково высоким результатам разные люди идут разными путями. Индивидуальный стиль деятельности формируется в процессе воспитания и обучения. Одно из важнейших условий выработки индивидуального стиля сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Индивидуальный стиль возникает только в том случае, если человек активно ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть самых высоких результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у детей, отличающихся положительным отношением к деятельности. Другое условие формирования индивидуального стиля - учет свойств темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действий, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Творческий характер деятельности - еще одно необходимое условие возможности возникновения и формирования индивидуального стиля деятельности. Практически формирование индивидуального стиля деятельности происходит по следующей схеме: определение типологических свойств нервной системы и темперамента; выявление индивидуальных особенностей деятельности, способствующих или препятствующих успеху; подбор и реализация соответствующих педагогических приемов работы. Педагогические рекомендации по индивидуальному учету свойств темперамента. Тревожность. Если у ребенка повышенная тревожность необходимо; 1) мягкое, тактичное, внимательное отношение;
2) обучение методам регулирования эмоциональных состояний; 3) удерживание от чрезмерной траты энергии; 4) дозирование мотивации. Ригидность требует
1) изменение мест занятий, видов деятельности, методов работы, способов объяснения; 2) требование мысленного воспроизведения действий перед их выполнением. Экстравертность
1) требование систематичной работы над собой;
2) требование сдерживания чрезмерной общительности в условиях деятельности. В процессе обучения к одинаково высокому уровню деятельности разных лиц, требуются разные педагогические воздействия для каждого из них в зависимости от особенностей темперамента. Так, например, известный распространенный метод усиления мотивации похвала и порицание (словесные), а также опенка деятельности имеет различную эффективность в зависимости от темперамента. Похвала способствует формированию навыка у всех испытуемых, но более положительное влияние оказывает на обучаем ость "сильных" и неуравновешенных. Неоднозначно и действие порицания: наиболее положительное действие для "сильных" и неуравновешенных; наименьшее - для уравновешенных и "слабых". Ожидание оценки эффективно для лиц со слабой нервной системой и уравновешенных, менее эффективно для "сильных" и неуравновешенных. Таким образом, темперамент и его свойства являются фактором, который определяет индивидуальный характер эффективности различных методов и приемов педагогического воздействия по отношению к каждому человеку в отдельности. Существуют различные методики определения свойств темперамента. Тревожность, одна из методик определения данного свойства - "Степень преждевременности в выполнении заданного действия при заданном интервале времени". Для изучения тревожности сравнивается запаздывание или преждевременность выполнения человеком срочных заданий в установленные сроки. Ригидность может быть исследована по методу Л. К. Урнадзе "фиксированная установка в тактической сфере". Экстра версия. Одна из методик исследования данного свойства - количество воспринятых и узнанных фигур и неструктурированных рисунков (по Кэттлеру). При обучении и воспитании необходимо учитывать: 1. Психические свойства личности становятся устойчивыми на определенной ступени развития. Свойства темперамента всегда устойчивы и постоянны. 2. Свойства темперамента образуют психологическую почву, на которую падают воздействия среды и воспитания. В зависимости от темперамента, при одних и тех же объективных условиях, формируются свойства личности с одинаковым содержанием, но с разными динамическими особенностями. Но от темперамента не зависит, такие свойства личности и с каким содержанием будут формироваться при данных определенных объективных условиях. [5; стр. 27] 2. Индивидуальные свойства темперамента учащихся (тревожность, ригидность, экстраверсия). Цель исследования: Выявить связь индивидуально-психологических свойств темперамента учащихся и их проявление на уроках.
Задачи исследования:
1) Изучить индивидуальные свойства темперамента (тревожность, ригидность, экстраверсию) учащихся. 2) Выявить связь индивидуальных свойств темперамента учащегося; дать характеристику поведенческих проявлений на уроках учащихся с ярко выраженными свойствами тревожности, ригидности, экстраверсии. 2. 1 Изучение индивидуальных свойств темперамента (тревожность, ригидность, экстраверсия) учащихся. Для выявления индивидуальных психических свойств темперамента учащихся проведено исследование методом анкетирования в 5-м классе, т к. три человека имеют по "шкале искренности" сумму менее 3-х баллов, что показывает их необъективность, то для интерпретации данных изучения темперамента эти ответы не учитывались. Таким образом, учитывая объективность и степень выраженности свойств темперамента согласно данной таблице:
Свойства темперамента Балл Степень выраженности Балл Свойства темперамента Тревожность 9 – 10 Высокая 1 – 2 Нетревожность Ригидность 9 – 10 Высокая 0 – 1 Пластичность экстраверсия 7 - 8 Средняя 2 - 3 Интроверсия
получили, что в данной группе учащихся тревожность ярко выражена у 6 человек, не тревожных - 1. Экстравертов - 9 человек, интровертов - 5. Ригидность отчетливо проявляется у 3 человек, пластичность выражена у 3 учащихся. Остальные учащиеся амбриверты, имеющие среднюю степень выраженности тревожности и ригидности. Таким образом, проведя исследование и изучив индивидуальные свойства темперамента учеников данной группы, замечено, что такое свойство как экстравертированность преобладает в данном коллективе. В процессе наблюдения за данными учениками действительно замечено, что для них характерна направленность во вне. Они общительны, инициативны, имеют много друзей. Всегда окружены одноклассниками, легко могут "завести" других, развеселить. 2. 2 Выявление связи индивидуальных свойств темперамента учащихся. Изучив индивидуальные свойства темперамента учащихся, выявим связь этих свойств. Взяв за основу симптомокомплекс экстравертирован-ности и интровертированности, наблюдали как эти свойства взаимосвязаны с тревожностью и ригидностью. Учитывая степень выраженности свойств и беря коэффициент 6, как показатель высокой степени выраженности данного свойства, получены следующие взаимодействия:
Экстроверт Интроверт Амбриверт +Т Р +Т Р +Т Р Чеботарев Брагина Комиссарова Груздова 1 чел. 2 чел. 1 чел. Экстроверт Интроверт Амбриверт -Т Р+ -Т Р+ -Т Р+ Золоторев Дергачева Шаймергенов ------ 2 чел. 1 чел. Экстроверт Интроверт Амбриверт -Т Р -Т Р -Т Р Вальковский Малагин Юкова Дугина Фролов Сидорова Сороченко 4 чел. 1 чел. 2 чел. Экстроверт Интроверт Амбриверт +Т Р+ +Т Р+ +Т Р+ Попырина Умрихина Сиготская Фадеева 2 чел. 1 чел. 1 чел.
Экстраверты, имеющие высокую степень тревожности и низкую степень ригидности – 1; экстраверты, имеющие низкую степень тревожности, но высокую ригидность – 2; экстраверты, которые нетревожны и пластичны. - 4; экстраверты с высокой степенью тревожности и ригидности - 2. Интроверты, высоко тревожные, но не ригидные – 2; интроверты не тревожные с высокой ригидностью - 1; интроверты не тревожные и пластичные - 1; интроверты с высокой степенью тревожности и ригидности - 1. Амбриверты тревожные, но пластичные - 1; аибриверты не тревожные, но ригидные –нет2; амбриверты не тревожные и не ригидные - 2; амбривер-ты, у которых высокая степень тревожности и ригидности - 1. Таким образом, обнаружено, что в данной группе испытуемых у учащихся наблюдаются такие взаимосвязи индивидуальных свойств: экстраверсия - не тревожность - пластичность;
интроверсия - тревожность - пластичность; амбриверсия - не тревожность - пластичность.
Согласно учению Павлова о типах Высшей Нервной Деятельности, сушествуют те или иные сочетания силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Они характеризуют тип ВИД людей и являются физиологической основой темпераментов. Существует также связь между типом ВИД и типом темперамента. Каждое из свойств нервной системы влияет на разные стороны темперамента, а каждая из динамических особенностей активности, эмоциональности, моторики, зависит не просто от свойства нервной системы, но и типа нервной системы в целом. Согласно теории такое свойство темперамента как экстраверсия, сочетается, как правило, с не тревожностью и нерегидностью (пластичностью). Данные этого исследования полностью подтверждают эту научную концепцию и совпадают с ней. Данная группа экстраверсия - не тревожность - пластичность (или по Павлову сильные - уравновешенные - подвижные) соответствует сангвинистическому темпераменту. Эти люди с заметной психической активностью, быстро отзывающиеся на окружающие события, стремящиеся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающие свои неудачи и неприятности, живые, подвижные, с выраженной мимикой и движениями. 2. 3 Характеристика поведенческих Проявлений на уроках учащихся с ярко выраженными свойствами тревожности, ригидности, экстра-версии. Их влияние на стиль деятельности, поведение, личность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|