реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями

реферат

памятью, так например, по истине великие математики как А.М.Ампер, Джон

Уоллес, Карл Фридрих Гаусс, также обладали феноменальной памятью. Но

память, помогая им в работе, отнюдь не была причиной их гениальности.

И все же нужно сказать, что память и интеллект тесно взаимосвязаны,

т.к. чем одарённей человек умственно, тем лучше у него память. Так,

например, запас слов человека является довольно хорошим показателем, как

памяти, так и ума. Известно, что люди с бедным опытом тяготеют к

механическому запоминанию.

Любая работа научного характера способствует улучшению памяти, т.к.

обогащает новыми категориями, точками зрения, исходя из которых можно,

классифицируя запоминать факты и явления. Таким образом, память нельзя

оторвать от других психических процессов, в том числе и от мышления, с

которым она тесно связана., т.к. в большинстве случаев при хорошем

интеллекте мы имеем хорошую память. При прочих равных обстоятельствах

память является ценным качеством, способностей интеллектуальном Д. Этот

параллелизм, однако не обязателен. Приводится ряд исследований, в том числе

известного психолога Оффнера, который доказал меньший объём запоминания,

более низкий темп запоминания и меньшую точность воспроизведения у

слабоумных. Память у слабоумных носит чисто механический характер, без

включения в этот процесс какой-либо интеллектуальной проработки полученной

информации. Память слабоумных почти не отражает специфические особенности

человеческой памяти ее опосредованный характер и наиболее существенные её

качества заключаются в том, что человек своими знаниями владеет и может ими

пользоваться. Механическая память наблюдается у умственно отсталых людей и

не несёт в себе высших проявлений памяти и не может быть разумно

использована. Эксперименты, проводимые с детьми школьниками, Х.Эббенгаузом

в Бреснавской гимназии показали, что элементы памяти заключённые в

немедленном воспроизведении ряда простых относительных впечатлений в

среднем не лучше чем у одарённых детей. Правда есть ряд других

исследований, которые устанавливают лучшую память у более одарённых детей.

Исследования, проведённые во Франции, показали, одарённые ученики имели

более сильную память, успех в школьных занятиях у учеников сильно

расходился между собой. Так как у некоторых хороших учеников обнаружилась

неудовлетворительная память, а у некоторых средне одарённых, память

оказалась очень хорошей.

Если верно то, что одарённость и память идут не параллельно, то и

одна одарённость без памяти являлась бы по образному выражению, полководцем

без войска или живописцем без красок. Поэтому на вопрос о том, почему у

одного человека память лучше другого, или почему один человек бывает умнее

другого. Можно сказать, что это пока физиологическая тайна.

Возможно, в исключительных случаях мозг может иметь такое строение,

что определенный вид долговременной памяти, например, на числа возникает с

особой лёгкостью и поэтому есть люди которые помнят имена и не помнят лица.

И наоборот рассеянные учёные помнят до мельчайших подробностей аспекты

своего предмета, но с трудом вспоминают свой домашний адрес.

Однако следует подчеркнуть, что возможности памяти только отчасти

отражают врожденные свойства человеческого мозга. В значительной степени

память можно развить путём систематической тренировки и об этом

свидетельствуют многие приводимые примеры. Несомненное значение, особенно

для высших проявлений памяти, имеет и общий уровень эрудиции человека,

позволяющий связывать каждый новый факт с имеющимися знаниями.

1.1 Анализ теории памяти и проблемы способностей.

При классификации видов памяти возможны самые различные подходы,

дающие возможность рассмотреть многообразие форм памяти с разных точек

зрения.

Поэтому существует несколько оснований для классификации видов

человеческой памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения

материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и

воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную,

кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во

втором случае, говорить о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной,

осязательной, эмоциональной и других видов памяти.

Мгновенная или иконическая, память связанна с удержанием точной или

полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни

было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное

отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 секунд.

Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое

возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это память – образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в

течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических

следов здесь не превышает нескольких секунд, в среднем около 20 (без

повторения). В кратковременной памяти сохраняется неполный, а лишь

обобщенный образ воспринятого, его как более существенные элементы. Эта

память работает без сознательной предварительной установки на запоминание,

но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в

среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц

информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя

нескольких десятков секунд после однократного предъявления ему этой

информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием

человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая

соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к

себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в

течение определенного, заранее заданного срока в диапазоне от нескольких

секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется

задачей, ставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной

задачи. После этого информация может исчезнуть из оперативной памяти.

Этот вид памяти по длительности сохранения информации по своим

свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и

долговременной.

Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение

практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища

долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз,

без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение

данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти.

Последнее предполагает способность человека в любой нужный момент

припомнить то, что когда-то им было запомнено. При пользовании

долговременной памяти для припоминания требуется мышление и усилие воли,

поэтому её функционирование на практике обычно связанно с двумя этими

процессами.

Генетическую память – можно определить такой, в которой информация

хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Основным

биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти является, по-

видимому, мутации, и связанные с ними изменениями генных структур.

Генетическая память человека – едина, на неё не возможно оказать влияние

через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных

образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для

инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью обладают люди с

эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного

времени «видеть» воспринятую картину в своём воображении после того, как

она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид

памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней

основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала; то,

что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче

воспроизводит и запоминает.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение

разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима

филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.

Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая

тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти

характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно

запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства,

смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными

словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ,

опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а

при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью сложных

многообразных движений. Она участвует в формировании двигательных, в

частности, трудовых и спортивных умений и навыков. Совершенствование ручных

движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в

работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих

отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность

запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные

переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в

жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной,

слуховой, двигательной, эмоциональной памятью ограничен. Их роль в основном

сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей

связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения

материала память делится на непроизвольную и произвольную. В первом случае

имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит

автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки или

перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание,

сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно

присутствует, и сам процесс запоминания и воспроизведения требует волевых

усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем

произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено,

например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является

объектом внимания и сознания, выступает, в качестве цели, а не средства

осуществления деятельности. Непроизвольно лучше также запоминается

материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа по его

осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нём определённых

внутренних (структура) и внешних (ассоциаций) связей, непроизвольно он

может запомнить лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей

дошкольного и младше школьного возраста.

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных

видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни:

кратковременной и долговременной. Объем кратковременной памяти

индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает

тенденцию сохранению в течение всей жизни.

Им в первую очередь определяется механическая память, её возможности с

особенностями кратковременной памяти, обусловленными органичностью его

объема, связано такое свойство как замещение. Оно проявляется в том, что

при переполнении индивидуального органического объёма кратковременной

памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся

там. Это происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой

информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему

предъявляется непрерывно и последовательно.

Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.