что их помощь будет использована во вред или против законных интересов
индивидов, групп, организаций или общин.
3.2. Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам,
организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую
информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и
используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически
недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В
любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к
развитию и автономности конкретного случая.
3.3. Психолог должен стремиться к завершению вмешательства и не
продлевать его методами сокрытия информации или обмана как в случае
достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения
после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного
времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны
быть информированы о том, какие другие психологи или представители иных
областей знания могут продолжить вмешательство.
3.4. Ни в коем случае свобода клиента - как в отношении прекращения
вмешательства, так и в отношении консультации у другого психолога или иного
специалиста - не должна быть ограничена. Следует поощрять способность
клиента принимать решения на основе достаточной информации. Психолог может
отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с
вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом,
3.5. Психологи не должны пользоваться властью, которую их статус
может им дать, для требования особых рабочих условий или платы,
превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.
3.6. Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в
неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или
двусмысленны.
3.7. Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими
специалистами.
3.8. В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или
коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения
правдивости информации и охраны интересов индивидов.
3.9. Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не
вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии
окажутся профессионально не способны.
4. Об исследовательских работах и образовании.
4.1. Все психологи, в какой бы области психологии они ни работали,
должны стремиться способствовать прогрессу науки вообще и психологии в
частности, осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов в
своей деятельности, а также передавая свои знания студентам и другим
профессионалам.
4.2. При выполнении исследований психологи должны категорически
отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому
или не необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой
исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие
на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически
недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или
опекунов.
4.3. Если психологическое исследование сопровождается каким-либо
временным ущербом или дискомфортом, как, например, электрический шок или
сенсорная депривация, исследователь должен в первую очередь удостовериться
в том, что все участники опытов действуют совершенно свободно, без
постороннего давления в каком-либо виде; к участию в эксперименте не должен
быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом
ущербе испытуемые были уведомлены заранее и дали свое согласие. Даже в
случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о
своем дальнейшем неучастии в программе в любой момент.
4.4. Если условия эксперимента требуют дезинформации или обмана
испытуемого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько-
нибудь длительному ущербу для участников опыта, и в любом случае
экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты при
окончании экспериментальной программы.
4.5. Психологические исследования в нормальной ситуации, как
экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с
уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, интимным
ситуациям, скромности и целомудрию при исследовании сексуального поведения,
а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц,
имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих
серьезную человеческую драму.
4.6. При экспериментах над животными страдания, вред или дискомфорт,
не являющиеся абсолютно необходимыми для достижения поставленной
исследовательской цели и оправданными с точки зрения науки и интересов
человека, должны быть исключены или сведены до минимума. При хирургических
операциях на животных должно применяться обезболивание и приниматься
необходимые меры по предотвращению осложнений. Персонал, непосредственно
занимающийся исследовательской работой с животными, должен в содержании
животных, обращении с ними и при эвтаназии руководствоваться международными
стандартами.
Как мы видим, все вышеперечисленные этические стандарты работы
психолога основаны на принципах работы практического психолога и направлены
на соблюдение прав и свобод человека и на достижение гуманитарных и
социальных целей (благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное
развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и
социальной жизни).
4. Этические нормы профконсультанта службы занятости.
В качестве примера применения вышеперечисленных принципов и норм
рассмотрим этические нормы профконсультанта службы занятости.
Этические нормы призваны обеспечить:
1) решение профессиональных задач в соответствии с этическими
нормами;
2) защиту клиентов от непрофессионального и неэтичного поведения
консультанта;
3) сохранение доверия между профконсультантом и клиентом, а также
между сотрудниками службы занятости и коллегами;
4) укрепление авторитета службы занятости среди населения.
Основными этическими принципами профконсультанта службы занятости,
определяющими его деятельность, являются:
компетентность;
конфиденциальность;
равноправное сотрудничество с клиентом, поддержка его активности;
лояльность по отношению к клиенту;
лояльность по отношению к коллегам.
Компетентность
Достижение высокого уровня профессиональной компетентности является
одним из главных принципов деятельности специалистов, работающих в области
профессионального консультирования безработных граждан и незанятого
населения.
1. Профконсультирование в службе занятости осуществляется
специалистом, прошедшим специальную подготовку, стажировку и имеющим допуск
к консультированию безработных граждан.
2. Профконсультант должен постоянно повышать свою квалификацию,
знакомиться с новыми достижениями в сфере своей деятельности. Специалист по
профконсультированию должен способствовать улучшению качества подготовки
специалистов в этой области, передавать свой опыт.
3. Профконсультант берет на себя решение только тех задач, в которых
он профессионально компетентен.
Если в ходе консультации выясняется необходимость привлечения
профконсультантов более высокой квалификации или специалиста службы
занятости другого профиля, то профконсультант должен создать для этого
необходимые условия.
4. Профконсультант выбирает методы работы, адекватные задачам и
конкретной ситуации консультирования, использует средства профессиональной
и психологической диагностики лишь в том случае, если без них решение
профессиональных задач невозможно.
5. Профконсультант использует в своей деятельности только те методы
профессиональной и психологической диагностики, которые ему хорошо
известны. Применяемые профконсультантом методики должны быть
стандартизованными и адаптированными к контингенту клиентов службы
занятости. Результаты, полученные при использовании методик, должны быть
надежными, то есть любой другой профконсультант при проведении повторного
исследования с тем же клиентом по тем же методикам должен получать
аналогичные результаты.
6. При использовании компьютерных методов профдиагностики
профконсультант должен убедиться в надежности программного обеспечения и
валидности процедуры обработки и интерпретации получаемых результатов.
Конфиденциальность
Принцип конфиденциальности в деятельности профконсультанта означает,
что информация, полученная профконсультантом в процессе его работы с
клиентом, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае
необходимости должна быть представлена в форме, исключающей ее
использование против клиента.
Достижению соблюдения этого принципа способствует выполнение
следующих норм:
1. Профконсультант обязан проинформировать своего клиента о пределах
конфиденциальности в отношении полученной от него информации.
2. Профконсультант обязан хранить тайну в отношении всей полученной о
клиенте информации.
3. Профконсультант не должен стремиться к сбору всей информации о
клиенте. Он собирает и использует лишь ту информацию, которая необходима
для решения задачи (трудоустройство клиента, оказание ему психологической
поддержки и т.д.) и которая добровольно сообщается клиентом или официально
получена профконсультантом от других специалистов службы занятости.
4. Профконсультант обсуждает информацию, полученную в ходе
консультации, только в целях решения проблем клиента, только с теми людьми,
которые могут содействовать решению этих проблем, и только с согласия
клиента.
5. Профконсультант документирует свою работу, документация содержит
только необходимую информацию, зарегистрированную в стандартной форме.
Вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой
конфиденциальности. Отчеты о профессиональной деятельности должны быть
составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента другими
людьми.
6. Профконсультант может использовать полученную в ходе
профессиональной деятельности информацию в научных и методических целях сам
или передавать ее третьим лицам только в статистической форме, передача
информации не должна нарушать требований конфиденциальности.
7. На присутствие третьих лиц во время профконсультации необходимо
предварительное согласие клиента.
Равноправное сотрудничество с клиентом. Поддержка активности клиента.
Позиция профконсультанта по отношению к клиенту - это позиция
равноправного сотрудничества с клиентом в целях оптимального решения
проблемы занятости. Профконсультант не является лицом, принимающим решения
за клиента, он лишь обеспечивает информационную и психологическую основу
принятия решения клиентом.
1. Профконсультант должен создавать условия и поощрять активность и
самостоятельность клиента в принятии решения о выборе или смене
профессиональной деятельности, формы или содержания обучения и других
решений на основе предоставленной ему информации.
2. В процессе профконсультации консультант высказывает собственные
суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей
ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. При
предоставлении услуг по профессиональной ориентации строго должен
соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента: клиент может
отказаться вообще от услуг профориентации.
3. При проведении профконсультации не должна ограничиваться свобода
клиента как в отношении прекращения консультации, так и в отношении
консультирования у другого профконсультанта.
4. Профконсультант информирует клиента о целях и содержании
консультации, применяемых методах и способах получения информации, чтобы
клиент мог принять решение об участии в профконсультации.
Информирование должно быть осуществлено в форме, исключающей
возможность неправильного понимания клиентом сущности профконсультирования
и формирования необоснованных ожиданий по отношению к возможностям и
задачам профконсультанта.
5. Профконсультант обязан предупредить клиента об использовании
методов, находящихся в стадии апробации. Клиент имеет право отказаться от
участия в этом.
6. Профконсультант формулирует и излагает клиенту результаты
профдиагностики в терминах, понятных клиенту. Рекомендации должны быть
четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
7. Заключение по результатам профдиагностики не должно носить
категоричный характер, оно может быть предложено клиенту в виде
рекомендаций.
8. В ходе консультации профконсультант должен подчеркивать
способности и возможности клиента, поддерживать его поисковую активность в
различных направлениях. Недопустимо акцентирование внимания клиента на его
ограничениях и недостатках.
Лояльность по отношению к клиенту
На бесплатную профессиональную консультацию в службе занятости имеет
право любой гражданин, зарегистрированный в службе занятости и нуждающийся
в консультации в области профессиональной деятельности. Гражданам, не
имеющим реальных перспектив трудоустройства по имеющимся профессиям или не
имеющим профессии, может быть рекомендовано получение профессиональной
консультации.
1. Профконсультант уважает личность клиента, его достоинство, права и
свободы и защищает его право на свободное самоопределение в сфере
профессиональной деятельности.
2. В случае, когда интересы клиента вступают в противоречие с
интересами службы занятости, профконсультант должен учитывать прежде всего
интересы клиента, если последние не противоречат действующему
законодательству.
3. В ходе профконсультации не должна осуществляться дискриминация по
социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию или
любым другим отличиям.
4. Профконсультант не должен допускать предвзятого отношения к
клиенту, субъективное отношение профконсультанта не должно влиять на
результаты консультации.
5. Профконсультант, независимо от своего эмоционального и физического
состояния, должен быть доброжелательным, тактичным, внимательным, вежливым
по отношению к клиенту.
Лояльность по отношению к коллегам.
Работа профконсультанта основывается на праве и обязанности проявлять
уважение (и пользоваться таковым) к другим специалистам и методам их работы
независимо от своих предпочтений в области методического обеспечения,
особенно в сферах деятельности, близко соприкасающихся с
профконсультированием.
1. Профконсультант воздерживается от публичных оценок и замечаний о
средствах и методах работы коллег, особенно в присутствии клиента. Если
профконсультант имеет претензии к стилю или методам работы своих коллег, то
он может выступать с обоснованной критикой в кругу специалистов.
2. Профконсультант должен строго придерживаться правил служебной
этики по отношению к другим работникам службы занятости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Н.С. Пряжников «Профессиональное и личностное самоопределение».
2. Письмо Федеральной службы занятости России от 15.09.1994г. «Об
использовании «этических норм профконсультанта службы
занятости»»
Страницы: 1, 2, 3
|