В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных
положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства"
физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В
одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет
вызвать у них состояние эйфории (приподнятое настроение), в другом (
состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых,
через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать
действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные
переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по
данной им инструкции.
Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных
переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их
переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные
состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в
отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его
личного отношения к тому, кому он сопереживает.
2.3 Теория Линдсея – Хебба.
Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции
Джемса ( Ланге и Кеннона ( Барда) получила дальнейшее развитие под
влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла
активационная теория Линдсея ( Хебба. Согласно этой теории эмоциональные
состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола
головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления
равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы.
Активационная теория базируется на следующих основных положениях:
1. Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при
эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации",
связанного с деятельностью ретикулярной формации.
2. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические
параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность,
изменчивость и ряд других.
Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и
органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на
психику и поведение человека. Эмоции, как, оказалось, регулируют
деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости
от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу
удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость
между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его
практической деятельности.
Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности
человека существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для
достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком
слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого
человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной
возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный
уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих
факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых
она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого
другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает
должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее,
дезорганизует и делает практически неуправляемой.
У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую
роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-
психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В
связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у
человека динамическими особенностями когнитивных процессов.
2.4 Рудементальная теория.
После выхода этой теории, сразу был дан толчок для двух направлений,
по которым пошла работа психологической мысли: с одной стороны, продолжая
в положительном направлении дарвинские идеи, ряд психологов (частью Г.
Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты ( Т. Рибо и его
школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали
развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из
аффективных и инстинктивных реакций животных. Отсюда и создалась
Рудиментная теория эмоций.
С точки зрения этой теории выразительные движения, сопровождающие наш
страх, рассматриваются как рудиментные остатки животных реакций при
бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев,
рассматриваются как рудиментные остатки движений, сопровождающих некогда у
наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как
заторможенное бегство, а гнев ( как заторможенная драка. Иначе говоря, все
выразительные движения стали рассматриваться ретроспективно.
Таким образом, получилось впечатление, что человек будущего ( человек
безэмоциональный.
2.5 Теория Шехтер.
С. Шехтер и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе
физиологического возбуждения. Некоторое событие или ситуация вызывают
физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить
содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество
эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при
физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в
которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность личности назвать
испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или
отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то
же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или
как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.
Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память
и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила
название когнитивно-физиологической.
В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных
положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства"
физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В
одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет
вызвать у них состояние эйфории (приподнятое настроение), в другом (
состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых,
через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать
действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные
переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по
данной им инструкции.
Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных
переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их
переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные
состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в
отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его
личного отношения к тому, кому он сопереживает.
3. Эмоциональные состояния.
Современному человеку живется гораздо беспокойнее, чем его предкам. Резкое
расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а,
следовательно, и иметь больше поводов и причин для волнений и тревог.
Повышение у достаточно большой категории людей уровня общей тревожности,
который стимулируется локальными войнами, увеличением числа катастроф,
техногенных и естественных, в которых масса людей получают физические и
психические травмы или просто погибают. Никто не застрахован от попадания
в такие ситуации. Для человека естественен страх смерти, физических и
психических увечий. Но в обычных условиях этот страх находится в
подавленном состоянии и не осознается. Когда человек попадает в опасную
ситуацию или становится её очевидцем (пусть даже косвенно, смотря
телевизор или, читая газету), то подавленное чувство страха выходит на
сознательный уровень, значительно повышая уровень общей тревожности.
В зависимости от силы, длительности и устойчивости эмоции различают на
отдельные виды в частности стрессы, аффект, настроение.
3.1 Стресс.
Частые конфликты (на работе и дома) и большое внутреннее напряжение
могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме
человека, сильное эмоциональное напряжение - привести к состоянию стресса.
Стресс- состояние психического напряжения, возникающее в процессе
деятельности в наиболее сложных и трудных условиях. Жизнь подчас
становится суровой и безжалостной школой для человека. Возникающие на
нашем пути трудности (от мелкой проблемы до трагической ситуации) вызывают
в нас эмоциональные реакции негативного типа, сопровождающиеся целой
гаммой физиологических и психологических сдвигов.
Существуют различные научные подходы к пониманию стресса. Наиболее
популярной является теория стресса, предложенная Г.Селье. В рамках этой
теории механизм возникновения стресса объясняется следующим образом.
Все биологические организмы имеют жизненно важный врожденный
механизм
поддержания внутреннего равновесия и баланса. Сильные внешние раздражители
(стрессоры) могут нарушить равновесие. Организм реагирует на это защитно-
приспособительной реакцией повышенного возбуждения. С помощью возбуждения
организм пытается приспособиться к раздражителю. Это неспецифичное для
организма возбуждение и является состоянием стресса. Если раздражитель не
исчезает, стресс усиливается, развивается, вызывая в организме целый ряд
особых изменений - организм пытается защититься от стресса, предупредить
его или подавить. Однако возможности организма не безграничны и при
сильном стрессовом воздействии быстро истощаются, что может привести к
заболеванию и даже смерти человека.
3.1.1 Стадии стресса.
1. Стадия тревоги. Это самая первая стадия, возникающая при появлении
раздражителя, вызывающего стресс. Наличие такого раздражителя
вызывает ряд физиологических изменений: у человека учащается дыхание,
несколько поднимается давление, повышается пульс. Изменяются и
психические функции: усиливается возбуждение, все внимание
концентрируется на раздражителе, проявляется повышенный личностный
контроль ситуации.
Все вместе призвано мобилизовать защитные возможности организма и
механизмы саморегуляции на защиту от стресса. Если этого действия
достаточно, то тревога и волнение утихают, стресс заканчивается.
Большинство стрессов разрешается на этой стадии.
2.Стадия сопротивления. Наступает в случае, если вызвавший стресс
фактор продолжает действовать. Тогда организм защищается от стресса,
расходуя «резервный» запас сил, с максимальной нагрузкой на все системы
организма.
3.Стадия истощения. Если раздражитель продолжает действовать, то
происходит уменьшение возможностей противостояния стрессу, так как
истощаются резервы человека. Снижается общая сопротивляемость организма.
Стресс «захватывает» человека и может привести его к болезни.
При воздействии раздражающего фактора у человека формируется оценка
ситуации как угрожающей. Степень угрозы у каждого своя, но в любом случае
вызывает негативные эмоции. Осознание угрозы и наличие отрицательных
эмоций «толкают» человека на преодоление вредоносных воздействий: он
стремится бороться с мешающим фактором, уничтожить его или «уйти» от него
в сторону. На это личность направляет все свои силы. Если ситуация не
разрешается, а силы для борьбы кончаются, возможен невроз и ряд
необратимых нарушений в организме человека. Наличие осознанной угрозы –
это основной стрессовый фактор человека.
Поскольку в одних и тех же ситуациях одни люди видят угрозу разной
степени, а другие в этих же условиях не видят её вовсе, то и стресс, и его
степень у каждого свои.
Возникшая угроза вызывает в ответ защитную деятельность. У личности
активизируются защитные механизмы, прошлый опыт, способности. В
зависимости от отношения человека к угрожающему фактору, от
интеллектуальных возможностей его оценки формируется мотивация на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|