p>Все данные сравниваемых величин приводятся в табл. 4 приложения. Проранжируем значения, полученные по четырём составляющим показателей “Я-концепция”(половому, возрастному, семейному, сводному) каждым испытуемым (см. табл. 4 приложения1). Сумма рангов по каждому испытуемому должна составлять – 10. Определяем расчётную общую сумму рангов:
Эмпирическая сумма составляет:
70, 5+60, 5+83+56=270 , что совпадает с расчётной величиной.
Сформулируем гипотезы:
: Различия в величинах “Я-концепции” в зависимости от принципа составления совокупности являются случайными. : Различия в величинах “Я-концепции” в зависимости от принципа составления совокупности не являются случайными. Теперь нам нужно определить эмпирическое значение:
с = 4 n = 27 Для 9, 838 >9, 567 Различия достоверны на уровне . отклоняется. Принимается .
Ответ: отклоняется. Принимается . Различия в величинах “Я-концепции” в зависимости от принципа составления совокупности не случайны (при ). На основании полученного результата можно сделать следующий вывод, что принцип семейного комплектования (место постоянного проживания детей) и принцип половой принадлежности несколько более значимы для детей-сирот, чем возрастной принцип и общеколлективный (см. табл. 4 приложения) Данный вывод подтверждается многочисленными фактами, зафиксированными методом наблюдения. На этом мы завершаем анализ данных, полученный формализованными методами и переходим к анализу неформализованных методик. Отнесение в конец по порядку описания совершенно не означает, что проективные методы вторичны по смыслу. Именно эти методы несут в себе значительную долю информации, неподдающейся формализации. Анализ и интерпретация результатов по тесту “Автопортрет” (выборка 26 чел. из 34): Анализ “сырых” эмпирических данных (см табл. 5) свидетельствует о следующем: Значительная часть ребят (62% от выборки) считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они есть на самом деле (12% считают себя старше и 26% реально соотносят себя со своим психологическим временем). Этот факт, сам по себе, свидетельствует об инфантильности воспитанников. Наиболее значимым и комфортным состоянием большинство детей считает свое прошлое (54% от выборки); для 12% - значимо настоящее и 34% возлагает надежды на будущее. Для некоторых ребят образ самого себя заряжен отрицательно, они не принимают и не любят себя (В прошлом– 6 “не-я” из 26 “Я”(23%); в настоящем – 8 “не-я” из 26 “Я”(31%); в будущем - 8“не-я” из 26 “Я”(31%)). Трое ребят вообще отказались от рисования на заданную тему, мотивируя отказ неумением. Исследователь предполагает, что дети в данном случае использовали механизм психологической защиты–избегание, который в свою очередь свидетельствует об определённых внутриличностных проблемах. Образ Я у детей, воспитывающихся вне семьи, слабо дифференцирован. Об этом свидетельствуют результаты по данной методике (см табл. 5а). Этот факт неоднократно отмечался и другими исследователями данной проблемы (59; 64). Анализ и интерпретация результатов по методике исследования детского самосознания“Поло-возрастная идентификация” Н. Л. Белопольской (выборка 29 чел. из 34): Анализ “сырых” эмпирических данных (см табл. 6) свидетельствует о следующем: У детей-сирот воспитывающихся в условиях детского дома, довольно адекватно сформирована оценка идентификации своего настоящего, прошлого и будущего половозрастного статуса. 72% (3/4 выборки) опрошенных вполне реально соотносят себя со своим жизненным путём. При сопоставлении “Я-настоящего” с “Я-привлекательным” и “Я-непривлекательным” получилось следующее: Табл. II.
№ Образ Привлекательный образ (%) Непривлекательный образ (%) № 1 Младенец 39 3 № 2 Дошкольник 3 0 № 3 Школьник 10 12 № 4 Юноша 41 8 № 5 Мужчина 7 19 № 6 Старик 0 58
Примерно равное процентное содержание несут в себе образы “Я-привлекательное-младенец” и “Я-привлекатальное-юноша”(39%и 41%соответственно). Данная тенденция говорит о том, что данные образы наиболее значимы для воспитанников детского дома, нежели все другие. Образ “Я-непривлекательное-старик”несёт в себе наиболее значимую негативную окраску. Более половины опрошенных (58%) отвергли именно этот образ. Объяснением этого является страх перед смертью. Более половины опрошенных оценивает свой настоящий (паспортный) возраст неадекватно: считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они есть на самом деле 62%; 27% считают себя старше и лишь 11% ребят реально соотносят себя со своим психологическим временем. Обладая подобными пропорциями, можно говорить о преобладании инфантильности над стремлением к взрослению и чувством реальности у воспитанников. Анализ и интерпретация результатов по методике “Проективный перечень” (выборка 29 чел. из 34): Анализ “сырых”эмпирических данных (см табл. 7) свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении данных:
Табл. III. Категория интерпретации Значения и количество Процентное содержание фактора 1. Неодушевлённый предмет Стол – 7чел. 25% Камень – 3 чел. 10% Нечто деревянное – 4 чел. 14% Бытовые приборы – 6 чел. 21% Игрушки – 3 чел. 10% Канцелярские принадлежности – 3 чел. 10% Оригинальные ответы (сумка, кольцо, дверь) – 3 чел. 10% 2. Травянистое растение Цветок (в общем) – 4 чел. ; красный цветок – 1 чел. 17% Роза – 11 чел. ; роза белая – 1 чел. ; цветок розы – 1 чел. 45% Ландыш – 2 чел. 7% Ромашка – 4 чел. 14% Гвоздика – 2 чел. 7% Тюльпан, лилия – по 1 (2 чел. ) 7% Оригинальный ответ – крапива – 1 чел. 3% 3. Дерево Берёза – 12 чел. 42% липа – 3 чел. 10% дуб – 5 чел. 17% тополь – 2 чел. 7% Яблоня, чёрная рябина, клён, черёмуха - по1 (5 чел. ) 17% Оригинальные ответы: стул, пальма – по 1 (2 чел. ) 7% 4. Музыкальный инструмент Пианино – 10 чел. 35% Гитара – 9 чел. 31% Скрипка – 2 чел. 7% Дудочка – 3 чел. 10% Магнитофон – 3 чел. 10% Оригинальные ответы: виолончель, барабан – по 1 (2 чел. ) 7% 5. Сказочный персонаж
Русские народные персонажи (Иванушка, Большой медведь, Царевна-лебедь, Елена прекрасная, Иван царевич, репка, колобок)– по 1 (7чел. )
24% Авторские сказки (Западные и отечественные авторы): Золушка – 4 чел. Белоснежка – 3 чел.
Русалка, Гулливер, Буратино, Чиполлино, доктор Айболит, гадкий утёнок – по 1 (5чел. )
14% 10% 17% Общемировые персонажи (герои мультфильмов и кино): Волк – 2 чел. Джери – 4 чел. Чёрт, заяц, Геркулес, Робин Гуд – по 1 (4 чел. ) 7% 14% 14% 6. Амплуа артиста цирка Клоун – 15 чел. 52% Акробат – 2 чел. 7% Гимнастка – 3 чел. 10% Фокусник – 3 чел. 10% Обезьяна – 2 чел. 7% Дрессировщик, слон – по 1 (2 чел. ) 7% Оригинальные ответы: петрушка, жонглёр – по 1 (2 чел. ) 7%
Из сгруппированных данных представленных в табл. III. мы видим, что в проекциях детей на самого себя можно выделить несколько значений, которые свойственны значительному числу ребят. При представлении себя травянистым растением 97% детей ассоциируют себя с цветами (из них 45% роз). Этот фактор свидетельствуют о значимой потребности в уходе, внимании и заботе, которой детям-сиротам не достаёт. При представлении себя деревом основным персонажем проекций стала берёза (42%). Этот фактор можно интерпретировать как национальный, архетипический (общеизвестна любовь русского человека к березе). При представлении себя музыкальным инструментом значительные баллы получили –пианино (35%) и гитара (31%). Причем младшие по возрасту предпочли фортепиано, а более старшие с гитарой. Вернее всего - это свидетельство возрастных предпочтений. При представлении себя сказочными персонажами значительной дифференциации выявлено не было. Проявляется лишь тенденция засилья западных образцов культуры по отношению к отечественным. По мнению автора исследования, это плачевно. При представлении себя артистом цирка проекции на образ клоуна превысили половину выборки (52%). Это говорит о значимости качественных положительных эмоций, которые несёт в себе образ клоуна, а также о“недоигранности” этих детей. Анализ и интерпретация результатов по анкете “Мнение о себе” (выборка 25 чел. из 34): Анализ “сырых”эмпирических данных (см. анкета приложение1 . ) свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении данных:
Табл. IV. Вопрос анкеты Обощение данных по значимому признаку Процентное содержание фактора 1. Что хорошего было у меня в прошлом
А) Ответы, связанные с тяжелым анамнезом. Прошлое в них либо идеализируется, либо отвергается.
54%
Б) Отрицательные ответы. Свидетельство работы защитных механизмов личности. 27%
В)Функциональные ответы, связанные с радостями настоящего. 19% 2. Мои приятные воспоминания
А) Ответы, связанные с анамнезом, с семьёй, с маленькими детскими радостями. 32%
Б) Приятные ощущения от прибывании в детском доме 41% В) Просто положительные эмоции 14% Г) Отрицательные ответы 13% 3. Моё самое тяжелое воспоминание о прошлом А) Ответы связанные с анамнезом прямо 17% Б) Ответы косвенно связанные с анамнезом: - физические наказания, травмы, страх 14% - голод 10% В) Боязнь лечения, больницы 18% Г) Падения вниз 14% Д) Отрицательные ответы 27% 4. Чего я боюсь в будущем А) Страх, боязнь; психическая или физическая травмы 27% Б) Страх гибели, смерти, войны 36% В) Страх приобщения к пагубным пристастиям 10% Г) Негативная жизненная перспектива 14% Д) Отрицательные ответы 13%
Представленный материал ответов на вопросы, отражающие рефлексию на события собственной жизни, является типичным для самосознания личности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. В подавляющем числе случаев мы убеждаемся с тяжёлом анамнезе: опрашиваемые указывают на психические травмы, связанные со стрессовыми ситуациями семейных конфликтов. Эти травмирующие факторы сохраняют свое воздействие в настоящем и проецируются в будущее. У большинства обследуемых (независимо от возраста) сохраняются тревога, неуверенность в своих собственных силах и в своей ценности. В силу этих обстоятельств мы наблюдаем заниженную самооценку и низкие (по сравнению со сверстниками из благополучной и полноценной семьи) притязания на признание. Для диагностики и коррекционной работы следует опираться на позитивный багаж истории и перспектив личности: хорошие воспоминания, надежды и радость сегодняшнего дня, ожидание счастливого будущего, —то звено самосознания личности, которое поможет коррекционной работе с малым ребенком, подростком или молодым человеком. Негативные прошлое и настоящее должны быть сняты в процессе коррекционной работы как определяющие дальнейшую жизнь доминанта и фатальная неизбежность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|