кто из них в первую очередь должен заниматься подобными семьями. Не только
четко не определены органы и социальные институты, в компетенцию которых
входит социально-правовая охрана и поддержка детей, лишившихся
родительского попечительства из за морального поведения социальной
деградации родителей, но и не отработано в достаточной мере нормативно-
правовая база охраны и защиты детства. Как правило, у нас прибегают лишь к
крайней мере - лишению родительских прав, в то время как менее болезненные
для детей и более эффективны по влиянию на опустившихся родителей были бы
меры временного изъятия детей из аморальных семей с временной передачей их
на воспитание в другие семьи, либо в детские дома. Иные превентивные меры
должны быть применены к семьям, в которых функциональная несостоятельность
имеет другие причины. Так, Напри-мер, асоциально-аморальные семьи, которые
хотя и относятся к семьям с прямым десоциализирующим влиянием, тем не менее
в соответствии со своими специфическими социально-психологическими
характеристиками требует иного подхода.
На практике асоциально-аморальным семьям чаще всего относят
семьи с откровенными стяжатель-скими ориентациями, живущими по принципу
«цель оправдывает средства», в которых отсутствуют моральные нормы и
ограничения. Внешняя обстановка в этих семьях может выглядеть вполне
благоприятной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценнос-ти
подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми
средствами их достижениями. Такие семьи несмотря на свою внешнюю
респектабельность, благодаря своим исключительно моральным представлениям,
также оказывает на детей прямое десоциализирующее влияние, непосред-ственно
прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. «Беличева»
В качестве примера асоциально-аморальной семьи может служить
семья Наташи К. (15 лет 8 класс). Наташа состоит на учете за развратное
аморальное поведение, неоднократно задерживалась дружинниками в пьяном виде
в компании таких же пьяных подростков.
Учится плохо, крайне груба в отношении к учителю, одноклассникам, жестока,
высокомерна с подругами, избивает сверстниц. Живет с мамой, торговым работ-
ником. Мама относится к числу людей, «умеющих жить», дома - полный
достаток, ковры, хрусталь, дорогие вещи. С отцом Наташина мама разошлась,
поскольку он не одобрял ее моральной неразборчивости,
а она соответственно относила его к числу неудач-ников, называла его
«рохлей» и.т.д.
Для мамы Наташи характерно циничное отношение к духовным
ценностям, моральным качествам людей. Все достоинства личности определяются
возможностями достать, иметь и т.д.
Дочь в цинизме превзошла мать, не имеет авторитетов, очень груба
с матерью, которая потеряла все возможности воздействовать на поведение
дочери. Прибегает к крайним мерам, избива-ет дочь, закрывает ее на ключ в
квартире.
Вряд ли правомерна точка зрения тех, кто считает необходимым
изымать детей из социально-аморальных семей. Несмотря на негативное
влияние, которое оказывается на детей такими родителями нет формального
повода для принятия решения об изъятии ребенка из этих семей. По отношению
к таким родителям и детям более всего применимы коррекционные методы,
основанные на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих
детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей,
происходит переосмысле-ние родителями своих собственных позиций. Однако
существенным недостатком методов обратной социализации является их
запоздалость, прозрение часто наступает слишком поздно, чтобы что-то
существенно изменить в личности подростка. Иного подхода требуют семьи с
косвенным десоциализирую-щим влиянием - конфликтные и педагогические
несостоятельные. «Беличева»
Конфликтная семья, в которой по различным психологическим
причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу
взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчужде-ния.
Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где
повышенные тона, раздражитель-ность становится нормой взаимоотношений
супругов,
так и «тихими», где отношения супругов характеризу-ют полное отчуждение,
стремление сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья
отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить
причиной различных асоциальных проявлений. «Беличева»
Вот, например, семья Эдика Ф. 15 лет, который третий год состоит
на учете в ИДН, плохо учится, дерзит учителям, дерется с малышами, забирает
у них деньги, рано приобщился к курению, выпивает, плохо поддается
перевоспитанию. Внешне его семья выглядит вполне благополучной, хорошая
квартира, полный достаток, родители ведут трезвый образ жизни, хорошие
производственники, проявляют заботу о детях. Мать работает заведующей
отделом в промтоварном магазине, отец - мастер на заводе. Однако отношения
между родителями весьма отчужденные, по типу скрытого хронического
конфликта. Мать обвиняет отца в неумении жить, отец, в свою очередь,
подозревает жену в супружеской неверности, Во всех перепалках предпочитает
отмалчиваться, допоздна задерживается на работе и приходит домой только
ночевать. Практически не разговаривает ни с детьми, ни с женой. В доме
тягостная, гнетущая атмосфера, которая тяжело сказывается на детях, делает
их «колючими», невосприимчивыми к педагогическим воздействиям учителей,
общественных воспитателей, закрепленных в ИДН.
Вот другой пример - семья Димы Л. 11 лет, состоит на учете за
систематические пропуски, пренебрежение к учебе, бродяжничество. Отец -
шофер, мать - домохозяйка. Семья живет в рабочем общежи-тии. Привычный
способ общения родителей - скандал. Инициатор скандалов - мать. Переходит
на крик по всякому поводу и без повода, Своим соседям, не стесняясь,
рассказывает о всех повинностях мужа, недовольна им. Дима буквально не
имеет дома спокойной минуты, чтобы готовить уроки, отдыхать. Он
предпочитает проводить время на улице, куда убегает, также и из школы в том
случае , когда не выучит уроков, что естественно, случается с ним весьма
часто.
Как видим, в конфликтных семьях десоциализиру-ющее влияние
проявляется не прямо через образцы аморального поведения или
антиобщественные отношения родителей здесь имеет место косвенное
десоциализирующее влияние, оказываемое за счет хронически осложненных,
нездоровых отношений родителей.
В работе с семьями, где отношения супругов хронически осложнены
и находятся фактически на грани распада, учитель, социальный работник,
практи-
ческий психолог, по сути дела, должны выполнять психо-
терапевтические функции. То есть в беседе с родите-лями необходимо,
вмнимательно выслушать обе стороны, попытаться по возможности, погасить
неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к
обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов прежде всего
на основе интересов ребенка.
Среди семей подростков, состоящих на учете в ИДН, наиболее
распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых
при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера,
ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители)
неправильно формулируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные
педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в
сознании и поведении детей. «Беличева»
Педагогически несостоятельная как и конфликт-ная семья не
оказывает на детей прямо десоциализи-рующего влияния. Формирование
антиобщественных ориентаций у детей в этих семьях происходит потому, что за
счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы
здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего
воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим
неблагоприятную роль.
Педагогически несостоятельная семья прежде всего нуждается в
психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и
характера взаимо-отношений родителей с детьми как основных факто-ров,
обуславливающих их косвенное десоциализирующее влияние. Эти семьи прежде
всего нуждаются в помощи психолога, способного помочь родителям проанализи-
ровать ситуацию, скорректировать свой стиль и характер отношений с
ребенком. «Беличева»
На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются
наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных
условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить
неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как
правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем
доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных
наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально-
педагогической работы с такими семьями позволили выделить следующие
наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в
функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспита-нием
детей.
Попустительско-снисходительный стиль, когда
родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего
страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «мы сами
такие были». Педагогу , психологу в подобных случаях бывает трудно изменить
благодушное самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их
всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.
Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная
часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребе-
нок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем. Кто
указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком
тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет мам и пап. Они
продолжают искать виновных на сторо-не. Дети из таких семей страдают
особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки,
весьма трудно поддаются перевоспитанию.
Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь,
всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о
его проступ-ках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляет,
что сын растет «бандитом» и прочее. Это приводит к утрате у ребенка
стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний
контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к
взрослым, родителям.
Педагогическо-подозрительный стиль, при кото-ром родители не
доверяют своим детям, подвергают их к оскорбительному тотальному контролю,
пытают-ся полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно
контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий
общение. Так, в этом отношении показателен пример поведения мамы Димы С.,
стоящего на учете за угон велосипеда. Дима учится в 5 классе, очень
замкнут, неразговорчив. Мама обеспокоена фактом постановки на учет,
стремится ни на минуту не выпускать его из виду. После учебы
мальчик должен идти к ней на работу, где под ее присмотром готовит
уроки. Затем они возвращаются домой, мама не оставляет сына в комна-те
даже наедине с закрепленным за ним воспитателем. Всегда присутствует при их
разговоре, сама отвечает на все вопросы, которые воспитатель задает подрост-
ку, запрещает, чтобы кто-то из друзей заходил в дом, и не выпускает Диму на
улицу. Мальчик растет хмурым, смотрит исподлобья, напоминает затравленного
зверь-ка, никого не любит, ни к кому не испытывает привязанности,
озлоблен.
Жестко-авторитарный стиль присущ родите-лям, злоупотребляющим
физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец,
стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребен-ка считающий, что
существует лишь один эффектив- ный воспитательный прием - физическая
расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими,
стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Представители органов
профилактики должны стать на защиту детей от жестокости родителей, применяя
при этом все доступные средства воздействия - от убеждения до
административно- -уголовного принуждения, защищенного ребенка от
жестокости.
Увещевательный стиль. Родители проявляют по отношению к своим детям
полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать,
объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в
таких семьях, что называется, «садятся на голову». От социального педагога
в данном случае нужна твердость, требовательность как в отношении
несовершеннолетнего, так и его родите-лей.
Отстраненно-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в
частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично
замуж, мать не находит времени, ни душевных сил для своих детей от первого
брака, равнодушна как к самим детям так и к их поступкам. Дети
предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать
дома, с болью воспринимают равнодуш-но-отстраненное отношение матери. Такие
дети с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное
отношение со стороны старшего, способны привязаться к шефу, воспитателю,
относят-ся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в
воспитательной работе.
Помощь потерянному ребенку:
1). Необходимо дать ему почувствовать, что он принадлежит к классу,
группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и
соответ-ствует этому месту.
2). Если ребенок вошел в какую-то группу, подчеркните, что это хорошо. Но
не принуждайте ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе. Помните,
что каждый ребенок нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим с собой.
3). Поощряйте ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное
времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими.
Это для такого ребенка лучше чем занятия в одиночку.
4). Выставляйте его рессунки, сочинения и другие вещи, которые могут
интересовать окружающих. Это будет повышать уверенность ребенка в себе,
чувство самооценки.
5). Очень полезно хвалить ребенка, когда он высказыва-ет какие-либо
конструктивные мысли.
6). Выберите такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший
интерес, привлеките ребенка к работе над этими предметами, пусть он
продеман-стрирует перед классом, что может внести в данную область нечто
ценное.
7). Помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, использовав для
этого надежные, безопасные каналы, такие как рисование, работа по дереву,
созда-ние кукол, чтение вслух рассказа, музыка и др.
8). Попросите помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы.
Многие робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные
способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка.
9). Вместе с ребенком нарисуйте схему чтобы узнать, с кем бы он хотел
работать в группе и кто в классе оказывает наибольшее влияние на него.
Подберите ребенку напарника и наметьте с ним план действий, в котором они
могут хорошо сотрудничать.
10). Записывайте каждый день, сколько раз вы обраща- лись к потерянному
ребенку и сколько раз вы произно-сили разные реплики, комментарии в его
адрес. Проверьте список в конце дня; это будет напоминанием о том, как вы
работаете, а также о том, какие успехи делает ребенок. «Москаленко»
Воспитание по типу «кумир семьи» часто возни-кает по отношению к
«поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у
немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы
молиться. Все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний
эгоцент-ризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же
родители.
Помощь «кумиру семьи»:
1). Уделите ему как можно больше внимания, постарай-тесь лучше узнать его,
общаясь один на один.
2). Постарайтесь завоевать его доверие. Если это произойдет, ребенок
сбросит маску удачливого счастливчика и откроется вам.
3). Помогите ребенку понять, что не надо скрывать их, что испытывать такие
чувства - нормально. Сочините рассказ о ком-либо, кто всегда смеется сквозь
невиди-мые миру слезы. Это может быть и своего рода посла-ние к ребенку.
4). Возьмите куклу-клоуна; объясните, что может чувствовать клоун, что у
него внутри (грусть), когда он смешит окружающих. А потом пусть кукла
сыграет ту же роль уже в руках самого ребенка.
5). Хорошо, если ребенок сможет проявить себя в любой творческой
деятельности - в рисовании, в музыке.
6). Не упускайте случая подчеркнуть, какие чувства уместно выражать в том
или ином случае. Мы смеемся над смешными вещами, но становимся грустными,
когда случаются тяжелые события. Мы раздражаемся, когда кто-то делает нам
плохо. Если ребенок смеется когда кому-то плохо, побудите его задуматься
над этой ситуацией и обычным голосом - ни в коем случае не раздражаясь! -
произнесите: «Было вовсе не смешно, когда Вася упал. Он ушиб ногу, ему было
очень больно».
7). Старшим детям предложите вести дневник с записями - ежедневными и
еженедельными. Заверьте, что его никто не прочтет. Скажите ребенку, что он
может говорить с вами обо всем на что его волнует, в любое время - или с
глазу на глаз, или через этот дневник. «Москаленко»
Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не
хватает выдержки, самооблада-ния для осуществления последовательной воспита-
тельной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в
отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-
ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на
детей. Подросток становится неуправляе-мым, непредсказуемым, пренебрегающим
мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная
линия поведения воспитателя, психолога. «Беличева»
Перечисленными примерами далеко не исчер-
пываются типичные шибки семейного воспитания. Для внимательного взгляда
педагога, психолога эти ошибки не представляют трудности в различении.
Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку
педагогические просчеты семейного воспита-ния чаще всего имеют затяжной
хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим послед-
ствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и
детей, утратившие свою теплоту и взаимоотношение.
К человеческим отношениям, в том числе и к семейным, так же, как
и к чувствам их окрашивающим, требуется постоянное внимание и немалый «труд
ду-ши» для их своевременного восстановления, иначе однажды закрывшаяся
неприязнь, враждебность, конфликтность разъединят теплоту родственных
отношений, становится необратимыми и создают в доме невыносимую для ребенка
атмосферу.
Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных
отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношений матери и
ребенка с первых дней и месяцев его жизни существен-ным образом определяет
характер и судьбу уже взрос-лых детей.
Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование
матери, которое в настоя-щее время нередко проявляется у многих
женщин. Такого рода жесткое авторитарное поведение деприви-рует психическое
развитие детей и чревато разными неприятностями. В том случае, если у
ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим
заболеваниям. В случае же, когда у ребенка сильный тип нервной системы,
доминантность, жесткость матери приводит к тяжким невосполнимым дефектам
эмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей, отсутствию
эмпатии, агрессивности, что может привести к жестоким тяж-ким
преступлениям.
Вообще педагогическая несостоятельность семьи должна
предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов
профилактики. В этом отношении своевременным профилактическим средством
можно считать тот психолого-педагогичес- кий ликбез, который проводится для
родителей.
Психические службы, обеспечивающие помощь семье и детям помогут
разрешить хроническую конфликтную ситуацию, помогут родителям понять
индивидуальные половозрастные психологические особенности своих детей и
скорректировать свою пози-цию, провести социально-психологические тренинги,
формирующие новые формы социально-ролевого поведения супругов, родителей,
взрослеющих детей. Эти же службы могли бы осуществлять психологичес-кую
коррекцию социально-ролевого поведения, общения педагогов, сотрудников
инспекций по делам несовершеннолетних. То есть тех, чья практическая
деятельность непосредственно связана с детьми, подростками и
неблагополучными семьями. «Беличева»
Однако вряд ли советы психологов способны оказать заметную помощь в
работе с криминально-аморальными семьями, где степень моральной деградации
родителей такова, что увещания и меры психологического воздействия
оказываются безуспеш-ными в плане избавления людей от их пороков: пьянства,
развратного образа жизни, жестокости и прочего. В данном случае требуется
решительные меры по изоляции детей от крайне нездоровой домаш-ней
обстановки и оказанию социально-правовой помощи.
Биография:
1). Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи:
записки детского психолога».
2). Беличева С.А. «Основы превентивной психологии».
3). «Природа ребенка в зеркале автобиографии»
под ред. Бим-Бада.
4). Воспитание школьника 1999г. №1. Москаленко В.
«Ребенок из семьи алкоголика».
5). Вопросы психологии 1991г. №4.
6). Дошкольное воспитание 1998г. №12.
7). Семья 1998г. №47.
8). Семья и школа 1992г. №2, №7, №8, №9.
9). Семья и школа 1994г. №3.
10). Семья и школа 1995г. №1, №3.
11). Семья и школа 1996г. №7.
12). Семья и школа 1998г. №2.
Страницы: 1, 2, 3
|