реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Деловая игра как метод подбора персонала

реферат

управлении в целом, в зависимости от их функций и целевого назначения

различают:

. обучающие (в том числе тренинговые) деловые игры. Они имеют наиболее

широкое распространение и служат для подготовки и повышения

квалификации управленческих кадров и других, в первую очередь

высококвалифицированных сотрудников;

. деловые игры для решения практических задач (например, нахождения

оптимальных решений при реорганизации отдела). Они применяются также

для коллективной или индивидуальной подготовки управленческих решений

с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различных

вариантов решения проблемы;

. проектные деловые игры. Они выходят за рамки управления персоналом,

хотя и включают этот важнейший для деятельности организации аспект. К

проектным деловым играм обращаются при проектировании организационных

систем (предприятий, их структурных единиц и т.п.) и их изменений. Это

довольно сложный вид игр, предполагающий высокий уровень

организационно-управленческой компетентности их участников;

. исследовательские деловые игры. Используются для анализа поведения

отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения

внешних или внутренних условий их деятельности (например, при изучении

возможностей использования в организации различных систем оплаты

труда). Исследовательские деловые игры моделируют конкретные

организационные ситуации в режиме «что будет если..?». Это позволяет

прогнозировать различные варианты изменений организационных ситуаций.

2. Широта тематических рамок отражает масштабы и сложность решаемых в

процессе деловой игры задач.

. Комплексная деловая игра предусматривает отработку методов решения

сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов. Это, например,

имитация деятельности руководителя по разрешению производственного

конфликта с заданными параметрами.

. Частная деловая игра служит решению одной, определенной задачи,

например, игра по изучению и сравнению эффективности коллективной и

индивидуальной деятельности членов группы.

3. Степень свободы решений и действий участников игры может быть

различной.

. Если игра допускает лишь ограниченный, заранее заданный спектр

возможных решений и соответствующих поведенческих альтернатив

(действий), то она считается жесткой. В жестких играх содержание

каждого шага игрока строго фиксируется в соответствии с формальной

моделью имитируемых процессов. Принятие решений в них сводится к

выбору одной из предложенных альтернатив, причем все основные действия

осуществляются в строго определенные промежутки времени.

. И напротив, если игроки на базе соблюдения общих условий игры

действуют свободно, их решения не регламентированы установленным

набором альтернатив, то игра является мягкой. В мягких играх действия

участников ограничиваются лишь общим сценарием развертывания событий,

в рамках которого игроки сами определяют последовательность своих

действий. Имеются и промежуточные (полужесткие) типы игр.

4. В зависимости от степени неопределенности ситуации деловые игры

подразделяются на детерминированные и вероятностные.

. Для детерминированных характерна определенность ситуации, заданность

ее основных параметров, что позволяет игрокам принимать однозначно

правильные или неправильные решения.

. Вероятностные же отличает неясность ситуации, изменчивость ее многих

параметров, что обусловливает возможность лишь вероятностных оценок

ситуации и принятия решений с определенной степенью риска.

5. Характер коммуникаций участников игры отражает зависимость или

независимость действий ее участников друг от друга и выступает одним из

важнейших показателей ее динамизма.

. В интерактивных играх такая зависимость имеет место. Игры этого типа

необходимы для имитации отношений конкуренции (например, при

моделировании маркетинговой деятельности по привлечению в организацию

наиболее одаренных выпускников знаменитого университета).

. Если же в процессе игры ее участники действуют самостоятельно,

принимают решения независимо от других, то игра является

неинтерактивной.

. Некоторые игры (например, отечественная деловая игра СИПРОМЕК) могут

иметь два режима проведения: тренировочный, предусматривающий

независимое поведение игроков, и рабочий, основанный на конкурентном

взаимодействии участников.

6. Области применения характеризуют сферу, в которой используется игра,

с точки зрения функционального подхода.

. Общие деловые игры моделируют деятельность всей организационной

единицы в определенной ситуации, которая может изменяться.

. Функциональные игры служат обработке действий по выполнению

определенной функции организации (например, функции службы персонала

по освобождению сотрудников – игра, имитирующая изучение возможностей

использования сокращаемых работников на других видах работ, оказание

им помощи в трудоустройстве, проведение разъяснительной беседы и т.п.)

7. Открытость деловой игры характеризует наличие и формы контактов

между ее участниками.

. Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо

предполагает коллективное выполнение задачи (например, игра «Полет на

Луну» или игры, использующие метод «Мозговая атака»).

. Закрытая же игра запрещает такого рода контакты.

8. В зависимости от используемых средств, инструментов деловые игры

подразделяются на ручные и компьютерные.

. Ручные игры обычно включают игры, несложные с точки зрения их условий

и параметров.

. Игры, предусматривающие сложный аппарат моделирования организационных

процессов, обычно предполагают использование компьютеров,

прогрессивных мультимедийных инструментов и программных продуктов. К

компьютерным играм относиться подавляющее большинство проектных

деловых игр, а также многие обучающие и исследовательские игры.

9. По форме, или регламенту, проведения деловые игры делятся на очные и

заочные.

Их вышеназванные характеристики едва ли нуждаются в дополнительных

комментариях. В России в последние годы в связи с развитием дистантного

обучения и распространением сети Интернет значительно расширяются

возможности обращения к заочным деловым играм с использованием компьютерных

технологий.

Независимо от типологии деловые игры имею ряд общих особенностей,

отличающих их от других методов оценки и работы с персоналом.

3.Важнейшие виды деловых игр, используемых в управлении персоналом.

Рассмотренная выше общая классификация деловых игр основывается главным

образом на их формальных признаках и не является исчерпывающей. В

зависимости от содержательной конструкции и целей игр наиболее широко

используемых в управлении персоналом, можно выделить:

. Ролевые игры

. Групподинамические упражнения

. Плановые игры

. Групповые дискуссии

. Метод конкретной ситуации.

Остановимся подробнее на каждой из них.

Ролевая игра – это метод, при котором участники игры с помощью

проигрывания определенных ролей в свободной от риска ситуации обнаруживают

свои значимые для организации черты поведения, с помощью руководителя, друг

друга и самостоятельно критически анализируют их, обучаются более

эффективному способу поведения и тренируются в его совершенствовании. Роли,

используемые в играх этого типа, могут быть самые различные: начальника,

руководителя проекта, специалиста, сотрудника, преподавателя и т.д.

Современная ролевая игра отличается от классической психодрамы Морено

главным образом лишь более значительным влиянием ее участников на

организацию игры. Обучаемые имеют возможность самостоятельно предложить

наиболее значимые для них темы (например, тему «Как я лучше могу

представить своему начальнику предложение по изменению графика моего

рабочего дня»). Тот, кто предложил для проигрывания тему, часто играет

главную роль и подбирает напарника (например, для проработки ролей

начальника и подчиненного). Остальные члены группы наблюдают за ходом игры

и анализируют поведение актеров. В определенные моменты игры (главным

образом при выборе и отработке оптимальных вариантов ролевого поведения)

они могут вмешиваться в ее процесс и, замещая одного из основных игроков,

проигрываться свой, альтернативный в данной роли образ действий. Это

называется дублированием актеров.

Типичными техниками ролевых игр являются:

. Самостоятельное (в пределах темы) конструирование ситуации;

. Определение участниками общего количества ролей и их персональное

распределение;

. Обмен ролями в ходе игры;

. Использование дублирования при отработке ролей;

. Анализ игры после завершения ее непосредственного процесса.

Для преодоления скованности участников, облегчения их вживания в роль и

естественности их поведения желательна минимизация вмешательства

руководителя в процесс игры. Функции руководителя сводятся главным образом

к ознакомлению участников с условиями, целями и техниками игры, обеспечению

ее нормального протекания, общему контролю за ее процессом и оказанию в

случае необходимости методической помощи в достижении игровых целей, а

также к общему подведению итогов, включающему, если это целесообразно,

индивидуальные советы и рекомендации ее участникам. Ролевые игры полезны не

только непосредственным участникам – актерам, но и участникам-зрителям,

особенно если группа гомогенна, т.е. состоит из людей, примерно одинаковых

по статусу, опыту и кругу профессиональных интересов.

На предприятиях ролевые игры наиболее часто используются для обучения

руководителей правильному ведению собеседования, распределению заданий,

обеспечению поддержки сотрудниками коллективного задания, руководству

командой и т.д. С их помощью сотрудники повышают свои знания и умения в

области принятия самостоятельных решений, своевременного просчитывания их

последствий, развития делового общения и т.п. Ролевые игры особенно

эффективны при карьерном обучении, когда сотрудник проигрывает комплекс

функций, вытекающих из его будущих должностных обязанностей.

Базирование ролевых игр на повседневных, личностно значимых ситуациях

обеспечивает высокую ангажированность, вовлеченность их участников. Это в

свою очередь облегчает личностное принятие вырабатываемых образцов

поведения, идентификацию решений и рекомендаций, перенос отработанных в

игре образцов поведения в повседневные практические отношения.

Ролевые игры тесно связаны с групподинамическими упражнениями. Между

этими двумя методами оценки и обучения персонала часто не проводят

различий, хотя специалисты их видят в:

. Продолжительности и содержательном богатстве. При ролевых играх

проигрываются заранее четко определенные отдельные эпизоды, фрагменты

действий или поведения, в то время как групподинамические упражнения

предполагают достаточно длительные самостоятельные спонтанные действия

участников в условиях заданной ситуации, которая в ходе игры может

меняться в результате действий игроков

. Различной степени включенности участников в ситуацию. В ролевых играх

актеры действуют по принципу «как если бы», т.е. для них характерны

довольно слабая степень вживаемости актеров в роль и их

преимущественно рационально определяемые должные действия (а не

спонтанные эмоционально окрашенные реакции). Групподинамические

упражнения, напротив, строятся по принципу «здесь и сейчас», т.е.

игроки вживаются в ситуацию и действуют исходя из нее;

. Приоритетных целях. Ролевые игры разыгрываются перед зрителями,

которые наблюдают и анализируют поведение игроков и извлекают из этого

уроки совместно с актерами. Главная цель групподинамических упражнений

– приобретение их участниками и группой в целом соответствующего опыта

решения задач и коллективного взаимодействия. Иными словами, ролевые

игры больше ориентированы на обучение как их участников-исполнителей.

Так и зрителей, а групподинамические упражнения – на тренинг их

участников.

Хотя отмеченные выше различия ролевых игр и групподинамических

упражнений существуют реально, они очень относительны и на практике

трудноуловимы в силу того, например, что актеры ролевой игры очень часто

достаточно сильно вживаются в свою роль и приобретают соответствующий опыт

(как это имеет место в групподинамических упражнениях). Оба этих метода -

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.